01.01.2010 - 31.01.2010
Авиационные перевозки
Амбициозный план по созданию конкурента «Аэрофлоту» – компании «Росавиа» на базе авиационных активов «Ростехнологий» – провалился
В России продолжается передел воздушного пространства. Вместо создания конкурента «Аэрофлоту» госкорпорация «Ростехнологии» может передать ему все авиаактивы. Министр транспорта Игорь Левитин выступил с новым предложением о судьбе будущего авиахолдинга.
30 декабря на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова при обсуждении судьбы ГТК «Россия» и «Росавиа», министр транспорта Игорь Левитин отметил, что не только авиакомпании, но и всему проекту «Росавиа» не обойтись без стратегического партнера, в качестве которого господин Левитин назвал «Аэрофлот». Министр предложил следующую схему консолидации: государство или сама компания выкупают 28% акций «Аэрофлота» у НРК и передают их «Ростехнологиям» в обмен на их авиационные активы. После передачи активов «Аэрофлоту» миноритарный пакет ГТК «Россия» может также получить администрация Санкт-Петербурга. Имеющейся информации пока недостаточно, чтобы дать оценку возможной сделке. С одной стороны, эта сделка - возможность реализации амбициозных планов нового руководства «Аэрофлота» стать лидером на российском рынке и в перспективе — в Европе. С другой - это большая финансовая нагрузка. 25 января совет директоров «Аэрофлота» одобрил приобретение авиакомпанией 25,8% собственных акций у Национальной резервной корпорации Александра Лебедева. «Аэрофлот», выкупив акции у Национальной резервной корпорации (НРК) Лебедева, примерно половину из них может потратить на выкуп активов «Ростехнологий».
Сама идея консолидации авиакомпаний не нова. Еще три года назад менеджмент «Аэрофлота» уже предлагал правительству провести допэмиссию и оплатить ее госпакетами крупных перевозчиков — ГТК «Россия», «Владивостокавиа», «Сибири» (у государства — 25,5%). Но чиновники решили доверить «Ростехнологиям» создание авиахолдинга «Росавиа». Теперь консолидация авиаактивов госкорпорации на базе «Аэрофлота» может быть единственным вариантом безболезненно закрыть тему по созданию «Росавиа». Предлагаемая консолидация разрозненных авиакомпаний «Росавиа» в «Аэрофлот» может быть успешной, как отмечают эксперты, если авиакомпании сохранят высокую степень самостоятельности и будут пополнять региональными пассажирами международную маршрутную сеть «Аэрофлота». Интерес для «Аэрофлота» прежде всего представляют два наиболее качественных актива: ГТК «Россия» — для развития петербургского направления и «Владивосток авиа».
Эксперты финансового рынка по-разному оценивают эффект от консолидации, отмечая сложность самой оценки на основе на единичного заявления. Передача активов «Росавиа» «Аэрофлоту» может снизить рентабельность «Аэрофлота», так как большая часть активов «Росавиа» не является прибыльными, что – можно считать как негативный фактор для динамики акций компании. Некоторые эксперты в целом считают, что данная новость нейтральна или носит скорее положительный характер для котировок акций «Аэрофлота». Аналитики считают, что объединение с авиационными активами «Ростехнологий» может негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях «Аэрофлота» вследствие более старого и низкоэффективного парка самолетов этих компаний, а также из-за усложнения структуры управления всей группой.
Планы по созданию конкурента «Аэрофлота» были амбициозными. Авиакомпанию-гигант «Росавиа» планировалось сделать на базе перешедших к «Ростехнологиям» активов обанкротившегося альянса AirUnion. В планы главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова входило создание из «Росавиа» одной из крупнейших авиакомпаний в России. О создании «Росавиа» было объявлено осенью 2008 года после остановки альянса AiRUnion и передаче госпакетов акций его компаний «Ростехнологиям». 51% акций холдинга должен был принадлежать «Ростехнологиям», 49% — правительству Москвы, которое должно было внести свою авиакомпанию «Атлант-Союз» и денежные средства. Госкорпорация внесла бы в холдинг переданные ей авиакомпании «ГТК «Россия»«, «Оренбургские авиалинии», «Владивосток авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа» и «Саратовские авиалинии». Но с каждым месяцем перспективы создания нового авиахолдинга становились все более туманными. Вхождение в «Росавиа» «Атлант-Союза» фактически сорвалось после того, как в течение всего 2009 года «Ростехнологии» и правительство Москвы так и не смогли договориться о параметрах партнерства. Кроме того, в конце апреля 2009 года выяснилось, что в сложном финансовом положении оказалась авиакомпания «Атлант Союз», поскольку правительство РФ на тот момент так и не перечислило перевозчику 5,5 млрд. рублей за развоз пассажиров Air Union. Уже в июле появилась информация о том, что «Атлант Союз» могут не взять в «Росавиа». А в середине января основной акционер авиакомпании, правительство Москвы, объявило о намерении самостоятельно развивать в дальнейшем авиакомпанию исключительно как собственную, увеличив свою долю в авиакомпании до 100% в ближайшее время, и закупить для нее 45 новых самолетов на $1,2 млрд. Сейчас Москве принадлежит 51% акций компании, а 49% - у частного совладельца «Атлант-Союза» Виктора Григорьева, гендиректора ОАО «Вертолетная сервисная компания» (принадлежит «Оборонпрому»).
В настоящий момент Ростехнологиям принадлежит Росавиа, которая, в свою очередь, контролирует ГТК «Россия» (100%), «Владивосток авиа» (100%), «Сахалинские авиатрассы» (100%), «Кавминводыавиа» (100%), «Оренбургские авиалинии» (100%), «КрасЭйр» (51%), «Домодедовские авиалинии» (50,04%), «Саратовские авиалинии» (50,9%), «Самара» (46,5%) и «Дальавиа» (100%). Часть из названных компаний является фактическими банкротами, оставшиеся имеют устаревший авиапарк и определенные финансовые проблемы. Например, долги ГТК «Россия» сейчас оцениваются в 6-7 млрд руб. и в конце прошлого года правительство вынуждено было оказать ей прямую бюджетную финансовую помощь в размере 3,9 млрд. рублей. Имущество «Красэйр» и «Самары» – планеры, двигатели и даже недвижимое имущество – выставлено на аукцион.
«Ростехнологии» придумали альтернативу передаче «Аэрофлоту» авиакомпаний, которые сейчас управляются госкорпорацией и должны были войти в формируемый ею холдинг «Росавиа». Госкорпорация предварительно договорилась об объединении своих активов с третьей в России авиакомпанией «Сибирь», подконтрольной Наталье и Владиславу Филевым. 21 января прошло совещание с участием гендиректора госкорпорации Сергея Чемезова, губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, замминистра транспорта Валерия Окулова и совладельцев «Сибири», на котором по предложению «Ростехнологий» была достигнута предварительнаяй договоренность о совместном управлении своими авиаактивами. Договоренность предполагает создание совместной управляющей компании (распределение долей в ней пока неизвестно), зарегистрированной в Петербурге, которая получит в управление все авиационные активы «Ростехнологий», «Сибири» и «Группы S7». Возглавить компанию может Владислав Филев. Одновременно госкорпорация попросит правительство передать ей принадлежащие государству 25,5% акций «Сибири». Затем стороны обменяются финансовыми документами, а после акционирования ФГУПов, которыми управляют «Ростехнологии», проведут их оценку и начнут реальное объединение. Объединенная компания сможет опередить по объему перевозок «Аэрофлот», как и планировал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Госкорпорация намерена представить проект в правительство 30 января. В министерстве транспорта данный проект вызвал резкий протест и оно собирается отстаивать план передачи активов «Росавиа» «Аэрофлоту».
Как читают эксперты, создание госкорпорацией «Ростехнологии» холдинга «Росавиа» вместе с авиакомпанией «Сибирь» может позитивно отразиться на рентабельности бизнеса последней благодаря созданию объединенной маршрутной сети и реализации единой тарифной политики. Масштабы группы S7, контролирующей авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», таковы, что в этом объединении «Ростехнологии» могут рассчитывать на контрольный пакет. А в варианте с «Аэрофлотом» ГК неизбежно останется миноритарием, причем еще не факт, что ей достанется весь пакет, принадлежащий сейчас НРК.
Пока никаких решений в правительстве принято не было. Окончательное решение будет приниматься на уровне премьера Владимира Путина.
ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» осуществляет собственные рейсы в 95 пунктов 48 стран, контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок, доля на внутренних воздушных линиях составляет 12,5%, с учетом дочерних авиакомпаний - 17%. «Аэрофлот» планирует по итогам 2010г. получить чистую прибыль по РСБУ в размере 3,2 млрд руб., или 2,7% от выручки.
ОАО «Авиакомпания «Сибирь»« (торговая марка S7) - третий авиаперевозчик в России, за 11 месяцев 2009 года перевезла 4,18 млн пассажиров. 64,4% акций принадлежит ЗАО «Группа компаний С7» (на 100% принадлежит Наталье и Владиславу Филевым), 25,5% - государству. «Группе компаний С7» также принадлежит авиакомпания «Глобус», которая в 2009 году перевезла немногим более 1 млн пассажиров.
«Ростехнологии» управляют ФГУП ГТК «Россия», ФГУП «Оренбургские авиалинии», ФГУП «Кавминводыавиа», по 51% акций ОАО «Владивосток авиа» и ОАО «Саратовские авиалинии», 100% акций ОАО «Сахалинские авиатрассы». Пассажиропоток авиакомпаний в 2009 году - около 6 млн человек.
Железнодорожные перевозки
Высокоскоростной поезд «Сапсан»
Ϲ января прошел месяц со дня запуска в эксплуатацию высокоскоростных поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. С 17 декабря 2009 года по 17 января 2010 года высокоскоростные поезда «Сапсан» перевезли 77043 пассажира. В сутки в среднем поездами «Сапсан» совершают поездки порядка 2500 человек. При вместимости одного поезда 604 человека шесть поездов могут перевезти за месяц порядка 109 тыс. человек. Таким образом, можно рассчитать, что средняя заполняемость «Сапсана» составила 71%. Поезда «Сапсан» ходят ежедневно, трижды в день. Из Москвы и из Санкт-Петербурга отправляются три пары поездов в одно и то же время: в 6:45, в 13:00 и в 19:00. Базовая стоимость проезда в вагонах первого класса составляет 5,3 тысячи рублей, второго — 3,3 тысячи рублей. С вводом в эксплуатацию «Сапсана» время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократилось до 3 часов 45 минут. Ранее оно варьировалось от 4 часов 30 минут до 8 часов. С запуском нового поезда РЖД отказались от двух действующих поездов — «Юность» и «Невский экспресс».
26 января высокоскоростной поезд «Сапсан» перевез 100-тысячного пассажира. Этим пассажиром оказался двухлетний мальчик Денис, житель Санкт-Петербурга, который сегодня возвращается в Санкт-Петербург вместе с родителями и сестрой. Исполняющий обязанности генерального директора Дирекции скоростного сообщения Дмитрий Пегов вручил маленькому пассажиру сертификат «100-тысячному пассажиру», подтверждающий факт поездки на высокоскоростном поезде и большую сборную игрушечную железную дорогу.
«Сапсан» — высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании «Сименс Транспортные системы», способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 330 км/ч после незначительной модернизации. Каждый электропоезд длиной 250 м состоит из десяти вагонов общей вместимостью 604 пассажира. Подвижной состав рассчитан на российскую широкую колею (1520 мм) и на 33 см шире используемых в Германии ICE 3. Общая стоимость проекта «Сапсан» к настоящему моменту составила не менее 45 млрд руб. Восемь поездов «Сапсан» обошлись РЖД в €276 млн (около 11,75 млрд руб.), договор на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет стоил €354,1 млн (15,07 млрд руб.), модернизация железнодорожной инфраструктуры между Москвой и Санкт-Петербургом (включающая реконструкцию земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети и тяговых подстанций, укладку высокоскоростных стрелочных переводов и так далее) — еще 15,4 млрд руб., более 3 млрд руб. ушло на реконструкцию и оснащение современным оборудованием депо «Металлострой», в котором обслуживаются поезда «Сапсан».
Контракт на поставку восьми поездов серии Velaro RUS подписан между ОАО РЖД и департаментом «Транспортные системы» компании «Сименс АГ» 18 мая 2006 года. В апреле 2007 года подписан договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет. Первый поезд «Сапсан» был доставлен из Германии в Россию в ноябре 2008 года через порты Балтийск и Усть-Луга. 26 декабря того же года в Санкт-Петербурге прошла презентация первого поезда «Сапсан». 17 февраля 2009 года в Балтийске (Калининградская область) состоялась выгрузка второго поезда. Поставка первых восьми поездов обошлась РЖД в 276 млн евро. Планируется закупить еще 38 «Сапсанов». Октябрьская железная дорога в 2010 году приобретет очередной высокоскоростной поезд «Сапсан». Покупка нового «Сапсана» стоимостью 10,8 млрд рублей в годовую инвестпрограмму.
28 февраля 2009 года новый высокоскоростной электропоезд «Сапсан» впервые вышел на линию и проделал путь от станции Любань до стации Металлострой со скоростью до 140 км/ч. 15 марта «Сапсан» совершил первый опытный рейс из Санкт-Петербурга в Москву, в котором развивал скорость 180 км/ч. 30 июля поезд совершил первую демонстрационную поездку из Москвы в Санкт-Петербург. В поездке, в частности, приняли участие президент РЖД Владимир Якунин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Поезд двигался по маршруту со скоростью от 160 до 250 км/ч. 19 декабря из Санкт-Петербурга в Москву на «Сапсане» приехал премьер-министр России Владимир Путин.
Испытания поезда проходили в период с 15 марта по 15 октября 2009 года на специализированных испытательных полигонах (на станции Щербинка Московской железной дороги, станции Белореченская Северо-Кавказской железной дороги), а также на действующих участках Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской и Горьковской железных дорог. Испытания проводились в том числе и по таким показателям, как воздействие на путь и сцепляемость. 14 декабря Федеральное агентство железнодорожного транспорта выдало сертификат соответствия нормам безопасности РФ на партию поездов «Сапсан».
Обслуживает поезда «Сапсан» моторвагонное депо «Санкт-Петербург-Московское» Октябрьской железной дороги (ОЖД). Для этих целей на станции «Металлострой» Октябрьской железной дороги открылся комплекс по техническому обслуживанию высокоскоростных поездов «Сапсан». Объем инвестиций в проект составил более 3 млрд рублей.
Аналитики говорят, что «Сапсану» по силам оттянуть у авиакомпаний 20-25% пассажиров. С учетом пробок на подъезде к аэропортам, железные дороги имеют большое преимущество для клиентов, для которых первостепенно время прибытия. То, что «Сапсан» выезжает из центра одного города и прибывает в центр другого, — его преимущество. Но авиавылеты могут совершаться каждый час, в Москву можно прилететь в три аэропорта. К тому же перелеты значительно удобнее для тех, кто летит из Петербурга куда-либо через Москву. Минимальная стоимость авиаперелета из Петербурга в Москву составляет 2240 рублей в экономклассе (Sky Express) и 6401 рубль в бизнес-классе («Трансаэро»).
Спустя месяц с начала регулярного движения скоростных поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом дорогостоящий проект дал первый существенный сбой — в колесных парах поезда образовались выщерблины глубиной 6 мм и шириной около 1 см, которые дали трещины на глубину еще 6 мм. Специалисты отмечают, что это катастрофически сильный износ для такого короткого срока эксплуатации. Образцы коленных пар доставлены в Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава РЖД (ОАО ВНИКТИ, город Коломна Московской области) для экспертизы причин повреждения. Выщерблины могли возникнуть из-за того, что контактное пятно (площадь соединения колес с рельсами) у «Сапсана» небольшое, поэтому в нем возникают высокие контактные давления, что и приводит к усиленному износу металла. Колесные пары обычных поездов во время движения немного ходят из стороны в сторону, так что колеса изнашиваются почти равномерно по всей площади колес, поэтому медленно. «Сапсан» же идет по рельсам ровно, и у него стачиваются только те участки колес, которые непосредственно соприкасаются с рельсами. В РЖД ситуацию не комментируют.
Во сколько обойдется налогоплательщикам безопасность «Сапсана» вряд ли до конца подсчитано. Всего же на обеспечение безопасности этой трассы РЖД планирует потратить 2,5 млрд рублей. В конце декабря премьер–министр Владимир Путин выделил РЖД 1 млрд рублей на дополнительные меры безопасности. По заявлению руководства РЖД вдоль всего пути следования поезда Будут установлены камеры видеонаблюдения, и организуется работа специальных группы железнодорожников, которые расположатся вдоль дороги на расстоянии 25 километров друг от друга, чтобы в случае необходимости в кратчайшие сроки прибыть к месту возможного происшествия. Летом они будут укомплектованы квадроциклами, а зимой – снегоходами. Вдоль железной дороги Москва – Санкт-Петербург появятся как минимум пять вертолетных площадок. Отметим также, что для предотвращения возможных столкновений поезда с людьми и животными уже возводится специальное ограждение на всем маршруте высокоскоростного поезда, длина которого составляет почти 800 километров. А при прохождении поезда непосредственно мимо станций милиция выставляет усиленные наряды на платформе. Хотя после двух катастроф с «Невским экспрессом» и с учетом продолжающихся хулиганских нападений сам «Сапсан» такая забота о безопасности выглядит достаточно актуально.
Морские перевозки
Петербург вновь включится в цепочку паромного движения между балтийскими странами
После полуторагодового перерыва в апреле 2010 года возобновляется паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки. Поездки будет совершать финская судоходная компания St. Peter Line. Паром Princess Maria будет перевозить пассажиров по принятым недавно правилам, предусматривающим безвизовое нахождение туристов на территории России в течение 72 часов с момента прибытия. Предполагается, что паром будет совершать по пять рейсов в неделю, что поможет перевезти 500 тыс. пассажиров в год. В ближайший год курсировать между Петербургом и Хельсинки будет один паром, отправляющийся один день в Финляндию, другой день — в Россию. Время в пути составит около 12 часов, для удобства пассажиров, которые будут прибывать в конечные пункты утром. Куда будет прибывать «Принцесса Мария», пока решается. Как возможные варианты капитан порта Санкт-Петербурга рассматривает «Морской фасад» и «Морской вокзал».
Вместимость парома Princess Maria - 42 тыс. т, пассажирская вместимость - 1,6 тыс. человек. Всего на пароме имеется 606 кают различных классов и ценовых категорий и автомобильная палуба, вмещающая 395 автомобилей. Судно, построенное в Финляндии, до недавнего времени находилось под управлением первоклассного паромного оператора Дании (DFDS A/S). Перед началом работы новой линии судно будет специально дооборудовано и отремонтировано для обеспечения высокого комфорта, безопасности и соответствия требованиям международных конвенций. Паромным оператором выступит компания St. Peter Line, зарегистрированная в Евросоюзе. Официальным представителем и агентом оператора в Петербурге выступает компании «Инфлот ворлдвайд».
Напомним, что в мае 2009 правительство РФ определило перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки. Согласно постановлению, въезд разрешен в Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, Новороссийск, Сочи, Владивосток и Корсаков. Кроме того, в ноябре 2008 года Госдума РФ в третьем чтении приняла поправки в закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», предусматривающие безвизовый режим для иностранных туристов, которые прибывают в страну на паромах на срок не более 72 часов. На принятии последнего документа несколько лет настаивала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Пока не появились новые документы, попытки запустить морское сообщение с Финляндией были неудачными. Однако российский закон о таков, что иностранец без визы может приехать только в составе группы с заранее утвержденным маршрутом. В туристических фирмах Финляндии уже размышляют над тем, как привлечь клиентов, несмотря на такое ограничение.
Паром перевозил пассажиров из Петербурга в Хельсинки и обратно и прежде. В середине 1990-х годов паромное сообщение было закрыто из-за банкротства Балтийского морского пароходства, после чего (в 2003-2005 годах) предпринимались периодические попытки возобновить работу переправы, которые, как и теперь, провалились из-за низкой загруженности линий. Последний раз прямое паромное сообщение между Петербургом и Хельсинки возобновилось в августе позапрошлого года. Между двумя городами курсировал теплоход «Джулия», рассчитанный на перевозку почти двух тысяч пассажиров и нескольких сотен автомобилей. По четным дням паром выходил из Петербурга, по нечетным - из финской столицы. Однако спустя несколько месяцев проект, старт которого пришелся на кризисный 2008 год, был закрыт.
Представители Смольного, рассказывая о законе безвизового пребывания, обращают внимание на условия, созданные в Петербурге для иностранцев в рамках городской программы, направленной на улучшение имиджа Петербурга: создание специального подразделения милиции, занимающегося туристам, call-центра, работающего круглосуточно и имеющего сотрудников, говорящих на трех языках. На создание такой инфраструктуры для иностранцев ушло почти пять лет.
Россиян безвизовое новшество не коснется. Закон рассчитан исключительно на иностранцев, а для петербуржцев паромное сообщение станет лишь дополнительным путем в Финляндию.
В Российском союзе туриндустрии, полагают, что положительными сторонами проекта являются регулярность и непрерывность паромных рейсов, возможность паромных туристов жить в гостиницах, невысокая стоимость и возможность путешествовать со своим автомобилем и прогнозируют увеличение турпотока в обоих направлениях на 10-15%.