English
Русский
Suomi
Deutsch
16.08.2009 - 31.08.2009  

16.08.2009 - 31.08.2009

Федеральная антимонопольная служба получила новые полномочия для влияния на предпринимателей и чиновников. Вступившие в силу поправки в антимонопольное законодательство, или "второй антимонопольный пакет", позволяют не только штрафовать нарушителей в крупных размерах, лишать их работы, но и даже призывать к уголовной ответственности. Этому способствуют реанимация "спящих" законов и более четкая формулировка некоторых понятий. Так, наконец, становится четким определение монопольно высокой и низкой цены. Также снимается закрепленный ранее 35-процентный порог доминирования рыночной властью. Усиливается борьба с картелями, как с наиопаснейшими врагами экономики страны и её граждан, чему будет способствовать угроза тюремного заключения за нарушение антимонопольного законодательства.
Особое внимание ФАС направлено на "большую нефтяную четверку" - "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Газпром нефть".
Справка:
Поправки в антимонопольное законодательство:
Поправки к УК: 178-й статья, предусматривающая до пяти лет лишения свободы за ценовой сговор. Будет достаточно доказать получение незаконного "дохода в крупном размере". (Президент РФ Дмитрий Медведев подписал поправки 29 июля с.г. Через 90 дней поправки вступят в силу, и антимонопольный орган сможет применять их на практике).
Поправки к закону "Об оперативно-розыскной деятельности": обязанность соответствующих органов проводить оперативно-розыскные мероприятия по запросу антимонопольного органа.
Поправки к закону "О товарных биржах и биржевой торговле": ФАС получит право требовать от монополиста продавать часть продукции на бирже, а также согласовывать стартовую цену.
Поправки к КОАП: "процессуальное закрепление" порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
Поправки к закону "О защите конкуренции": введение понятия "злоупотребление влиянием", принципа экстерриториальности антимонопольного законодательства; включение в закон отдельной главы о требованиях к порядку распределения ограниченных ресурсов в таких отраслях, как электроэнергетика, добыча газа и нефти, недропользование, лесные, земельные и водные ресурсы, розничная торговля и т. д.; распространение закона "О госзакупках" на закупки естественных монополий и госкорпораций; уточнение порядка утверждения правил недискриминационного доступа к инфраструктуре естественных монополий и стандартов раскрытия информации.

"Морские" каникулы для нефтянки. В Госдуму внесены поправки в налоговый кодекс по предоставлению налоговых каникул на добычу полезных ископаемых для нефтяных месторождений в Черном и Охотском морях. Законопроект призван поддержать нефтяную отрасль и стимулировать освоение новых месторождений – льгота распространится на "молодые участки" (находящиеся на начальном этапе освоения) и к тому же если они будут осваиваться в определенные сроки (предлагается ограничение по срокам разведки, геологического изучения и добычи полезных ископаемых). Стимулирующий эффект данного законопроекта хоть и будет выгоден некоторым компаниям (таким как "Газпром", "Роснефть"), но не вполне достаточен. Нефтяники ожидают дальнейших шагов в поддержке освоения этого региона - отмены экспортной пошлины, как ранее было предпринято в отношении восточносибирских месторождений.

Участие в строительстве крупнейшего европейского газохранилища укрепит влияние "Газпрома" на северо-западных европейских газовых рынках. И Европе будет спокойнее, заполучив такие резервы "голубого топлива", способные удовлетворить спрос и обеспечить безопасность энергопоставок на десятки лет. Для "Газпрома" газохранилище Bergermeer в Нидерландах может стать не только гарантом бесперебойного выполнения обязательств по экспортным контрактам, но и для реализации новых договоров о поставке природного газа по строящемуся газопроводу "Северный поток".

"Северный поток" наткнулся на новое препятствие, способное привести к переносу сроков строительства. Против прокладки газопровода выступили власти шведского острова Готланд. Возможность экологического вреда, который может быть причинен реализацией российского проекта, уже была опровергнута некоторыми странами. Так, Финляндия недавно опубликовала положительное заключение по поводу строительства "Северного потока". Однако ряд балтийских стран (как Эстония и Швеция) все еще не уверены в его экологической безопасности и выступают против строительства. Пересмотреть подводный проект не представляется возможным, так как строительство его по суше (вести придется через Финляндию) во много раз превышает заявленную стоимость.
Но, скорее всего за вопросами защиты окружающей среды стоят интересы политики и экономики. Швеция опасается, что "Северный поток" может задержать развитие возобновляемых источников энергии. Также она теперь может давить на Россию, чтобы получить газ по льготной цене. И многим странам-транзитерам "Северный поток" невыгоден как конкурент по транзиту газа в Европу, а экология – "неприкасаемая" причина для его торможения. Запланированные сроки начала строительства российского газопровода - апрель 2010 года, удастся ли разрешить все противоречия к этому времени, становится все сомнительнее. Россия возлагает надежды на поддержку Германии, которой этот газопровод точно выгоден.

День независимости Южной Осетии отпраздновали пуском российского газопровода. Газопровод Дзуарикау-Цхинвал, строительство которого не имеет мировых аналогов по уровню сложности, начал работу. Для Осетии это событие громадного значения – Дзуарикау-Цхинвал обеспечит напрямую российским газом промышленность и население южных и северных районов, в том числе и достаточно отдаленных. Построенный "Газпромом" газопровод может претендовать на занесение в книгу рекордов Гиннеса как самого высокогорного в мире.