01.08.2009 - 15.08.2009
Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ 6 августа направила в Таможенный департамент Литвы официальное извещение о принятии мер по усилению таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в частности, по проведению досмотровых операций на основе системы управления рисками, дополнительной проверке документов, включая проверку сведений о фактическом наличии получателей товаров на территории России в отношении литовских грузоперевозчиков. В результате особого режима при досмотре литовских перевозчиков, требующего больших, чем прежде, затрат времени, на различных пунктах пересечения российской границы находятся около 300 грузовых автомобилей с литовскими номерами. 7 августа вопрос сотрудничества по урегулированию таможенных проблем обсуждался сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии -- главой Минтранспорта РФ Игорем Левитиным и главой литовского МИДа Вигаудасом Ушацкасом. 11 августа российский посол в Вильнюсе Владимир Чхиквадзе был вызван в МИД Литвы для объяснения действий ФТС России. 12 августа состоялось совещание таможенных служб Литвы и РФ, а 13 августа вопрос обсуждался министрами Левитиным и Ушацкасом. По итогам состоявшихся переговоров стороны достигли понимания по ключевым вопросам, обсудили имеющиеся проблемы и наметили возможные пути их скорейшего урегулирования. В частности, Таможенный департамент при министерстве финансов Литовской Республики взял на себя обязательства по принятию действенных мер в отношении литовских перевозчиков-нарушителей. Однако литовская сторона не дожидаясь завершения переговоров, обратились в Евросоюз: министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас направил официальное письмо в Еврокомиссию, в котором попросил «пресечь дискриминацию перевозчиков на национальной почве».
На заседании 4 августа правительство Санкт-Петербурга приняло отчет председателя Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга Николая Асаула о реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. Стратегия, принятая два года назад в 2007 г., является документом, определяющим основные принципы и приоритеты государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития транспорта и транспортной инфраструктуры города, направленные на модернизацию, развитие, повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса, а также на согласованное развитие всех видов транспорта и сопутствующих услуг.
К настоящему времени в рамках реализации стратегии пять разработанных КТТП проектов: реконструкция Санкт-Петербургского морского канала, строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове Санкт-Петербурга, реконструкция объектов инфраструктуры и объектов федеральной собственности в морском порту Санкт-Петербург, строительство скоростной платной автодороги Москва – Санкт-Петербург на территории Санкт-Петербурга, включены в состав федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 г.), что обеспечивает частичное финансирования этих проектов за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года вошли мероприятия по строительству широтной скоростной магистрали, второго автотранспортного обхода Санкт-Петербурга, а также строительство обхода Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Сейчас в условиях принятого федеральными органами власти решения о сокращении финансирования мероприятий ФЦП необходимо обеспечить безусловную и своевременную реализацию санкт-петербургских проектов, вошедших в ФЦП, а в перспективе – добиться включения в ФЦП объектов, вошедших в Транспортную стратегию России.
Большая работа проделана КТТП по развитию Большого порта Санкт-Петербург. Шагом вперед является принятие в январе 2009 года Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург, определяющей перспективы территориального развития порта в поселке Бронка, Ломоносове, Кронштадте. Особо следует отметить завершение работы по установлению границ Большого порта. Следующим шагом на пути урегулирования правового статуса порта должно стать установление пункта пропуска в порту и включение мероприятий по его обустройству в разрабатываемую в настоящее время ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2011-2016 годы)».
Определенные успехи достигнуты в области развитие актуальных для Санкт-Петербурга речных перевозок. Принятая отраслевая схема развития инфраструктуры речного транспорта предусматривает практически 2-кратное увеличение количества и площади объектов базирования и обслуживания маломерного флота. Схемой впервые утверждена классификация объектов инфраструктуры маломерного флота, разработанная на основе мировых стандартов оказания услуг в этой сфере.
Последующее развитие транспортной инфраструктуры города требует серьезного переосмысления и корректировки Стратегии, что вызвано изменением рыночной среды. Конъюнктура на мировом и российском рынках транспортных услуг в период разработки и утверждения Стратегии была крайне благоприятной, а с ноября 2008 года в городе наблюдается серьезное снижение грузовых и пассажирских перевозок практически всеми видами транспорта.