English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2009 - 15.04.2009  

01.04.2009 - 15.04.2009

Транспортные реформы и информационная открытость

Нужен ли городскому исполнительному органу власти собственный веб-сайт, влияет ли информационная открытость органа власти на успешность его деятельности. Об этих и других вопросах на примере Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

Почти год прошел с того времени, как в Комитете по транспорту Администрации Санкт-Петербурга произошла смена руководства. Комитет по транспорту возглавил Александр Кадыров, занимавший ранее пост директора ГУП «Городской центр размещения рекламы». Находившийся с октября 2003 года на этом посту главы комитета Александр Дацюк вернулся к руководству ГУП «Пассажиравтотранс».
За прошедший год в работе Комитета по транспорту произошел ряд позитивных изменений. Тем не менее, есть и недоработки, так, некоторые решения Комитета по транспорту иногда противоречат друг другу, т.е. выработка новой общей транспортной стратегии еще продолжается. Другим отрицательным моментом является недостаточное информирование жителей города о деятельности Комитета по транспорту и подведомственных ему организаций.
В исследовании сайтов органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведенных «Аналитической группой «Балтийские Боевые Слоны», сайт Комитета по транспорту в число лучших сайтов не попал. Оказывается, что Комитет по транспорту, резко улучшивший свою работу в 2008 году, просто не имеет сайта.
В последние годы Интернет демонстрирует во всем мире невиданные темпы роста. В Российской Федерации, например, число пользователей Интернета выросло с 1 миллиона человек в 1999 году до 40 миллионов в 2009 году. Рост числа Интернет-пользователей происходит на фоне уменьшения доли других более традиционных СМИ, в первую очередь газет и радио. Отсутствие в такой ситуации веб-сайта у такого востребованного среди жителей города органа исполнительной власти, как Комитет по транспорту, вызывает недоумение.

Правда, существуют сайты у шести подведомственных Комитету по транспорту госпредприятий и учреждений. Но компенсируют ли они отсутствие такого инструмента у одного из главных стратегов развития городского транспорта? Более детальное знакомство с сайтами этих предприятий заставляет усомниться в этом предположении.
Подведомственные организации Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, имеющие веб-сайты:

  1. СПб ГУ «Организатор перевозок»,
  2. СПб ГУП «Петербургский метрополитен»,
  3. СПб ГУП «Горэлектротранс»,
  4. СПб ГУП «Пассажиравтотранс»,
  5. СПб ГУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга»,
  6. СПБ ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей».

Оценка сайтов Комитетов Администрации города и их подведомственных организаций базировалась на предположении о том, что сайт органа государственной власти (или подконтрольной ему организации) выполняет в первую очередь функции информирования общества и других органов власти и функции обратной связи между организацией-владельцем сайта и обществом, а также другими органами власти.
Пользуясь такой оценкой, из названных сайтов подведомственных организаций Комитета по транспорту можно выделить сайт Петербургского метрополитена и Горэлектротранса. Сайты этих организаций достаточно функциональны и информативны в тех направлениях деятельности городского транспорта, которую они освещают. Сайты также имеют вполне современное дизайнерское оформление. Сайт Петербургского метрополитена по праву занимает высокое место в рейтинге сайтов подведомственных организаций Комитетов Администрации Санкт-Петербурга. Сайт ГУ «Организатор перевозок» очень информативен. Хотелось бы, может быть, более современного оформления, да и интервью руководителя учреждения Владимира Михайлова от августа 2008 года на главной странице сайта не слишком удачно смотрится на фоне свежих новостей.
А вот сайт Пассажиравтотранса не выдерживает никакой критики, даже минимально необходимая информация о маршрутах устарела. Может быть в этом разделе правильнее было сделать ссылку на соответствующий раздел сайта ГУ «Организатор перевозок».
Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга имеет достаточно интересный сайт по замыслу, но все портят разделы, информация в которых давно не обновлялась. Не очень серьезно выглядит главная страница, на которой последняя новость – об испытаниях материалов для нанесения дорожной разметки - датирована июлем 2008 года. Причем именно дорожная разметка притягивала к себе всеобщее внимание скандалами второй половины 2008 года (некачественное нанесение разметки на Невском проспекте, увольнение руководства подразделения Дирекции, отвечающего за нанесение разметки). Раздел о закрытии движения обновляется оперативно, но из-за того, что этот вопрос находится в ведении нескольких комитетов, информация не всегда отражена полностью, некоторые закрытия дорог есть только на сайте Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Сайт Дирекции единственный из рассмотренных сайтов имеет форум, на котором размещаются ответы представителей Дирекции. Сайт Городского центра автостоянок и гаражей - это пример формального отношения к созданию сайта. На сайте представлено очень мало полезной информации. В основном общие слова о деятельности отделов, контактные телефоны. Информационное наполнение сайта очень низкое. Сайт напоминает страницу из телефонного справочника.

Анализ сайтов подведомственных организаций показывает, что Комитет по транспорту имеет большие возможности для улучшения ситуации в своей информационной политике.
Например, если по отдельным направлениям деятельности Комитета по транспорту есть возможность получать информацию (правда, качество этой информации разное), то по общим вопросам стратегии развития транспорта и отдельным вопросам, не входящим в компетенцию подведомственных организаций, такая возможность есть не всегда. Иногда представлен лишь необходимый минимум информации, в основном о том как не заблудится среди маршрутов городского транспорта и какие улицы перекрыты. Общим минусом сайтов является то, что при наличии оперативной обязательной информации нет комментариев действий структур Комитета по транспорту, разъяснения их позиций по разным вопросам деятельности. При наличии нескольких организаций не всегда можно разобраться по какому вопросу обращаться в какое учреждение (особенно когда направления их деятельности пересекаются). Некоторые вопросы деятельности транспорта находятся в ведении еще нескольких органов власти, например ГИБДД, Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Объяснение такого распределения полномочий в радио или телевизионной программе может занять большую часть сюжета. Использование преимуществ Интернет-технологий в этом вопросе очевидно. Для Комитета по транспорту такое пояснение необходимо еще и потому, что многие транспортные вопросы автоматически адресуются к нему. Поэтому наличие собственного сайта Комитета по транспорту просто необходимо. Страничка Комитета по транспорту на сайте Администрации Санкт-Петербурга представляет место размещения разной нужной и не очень нужной информации. Дублируется информация, представленная на сайтах подведомственных предприятий, причем иногда устаревшая. Представлена даже Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, которая относится к компетенции другого комитета – Комитета по транспортно-транзитной политике. Кстати, КТТП имеет достаточно интересный сайт (который носит громкое имя «Транспортный портал Санкт-Петербурга»), на котором представлено большое количество отраслевой информации, в том числе по деятельности этого органа власти. Информация регулярно обновляется, представлены официальные документы, в том числе проекты, уже упомянутая Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, новости о деятельности КТТП, тексты выступлений Председателя КТТП Асаула. При этом, КТТП является структурой, деятельность которой может быть в меньшей степени затрагивают интересы каждого жителя города, чем Комитет по транспорту, деятельность которого затрагивает непосредственно каждого жителя.
Примеры, когда Комитет по транспорту испытывает острую нехватку места для размещения информации, в том числе сайта, возникают каждый день. Одним из последних таких примеров явилась недавняя презентация Председателем Комитета по транспорту Александром Кадыровым планов на ближайшие годы. Обнародованная информация вызвала легкую панику в городских СМИ. Основной «страшилкой» стали планы введения зонной оплаты в Петербургском метрополитене. Глава метрополитена Владимир Гарюгин уже на протяжении нескольких лет говорит о необходимости введения такого способа оплаты. Год назад Петербургский метрополитен заказал Научно-исследовательскому и проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) разработку зонной оплаты проезда в городской подземке. Сейчас разработка закончена, какие-то результаты в настоящее время получены и на их основании Кадыров сделал заявление о предстоящем переходе на новую схему оплаты. Не будем касаться сути предлагаемого нововведения (это тема для отдельных статей и исследований), остановимся на информационной подаче этого плана. Каких-то конкретных подробностей этого плана представлено не было. В программе 5 канала прошел сюжет с участием заместителя директора НИПИ ТРТИ Елены Ноговой, которая в нескольких фразах постаралась донести до зрителей суть разработанной схемы оплаты. Необходимость введения новой системы оплаты не была обоснована, слова о заботе о пассажирах, для того чтобы они экономили деньги при проезде на короткие расстояния выглядели малоубедительными. В этом месте можно уподобиться Станиславскому и воскликнуть: «не верю!». Никто и не поверил - журналисты написали массу статей с броскими заголовками, в обсуждении этих статей приняло участие огромное количество жителей. Общий тон был крайне негативный для городских властей. А по большому счету обсуждали несколько фраз (Кадырова и Ноговой) – никто не знает подробностей схемы, которую хочет предложить Комитет по транспорту вместе с метрополитеном (заметим, это пока проект). Но все привыкли, что действия Администрации в транспортной сфере долгое время не всегда согласовались с нуждами жителей города и поэтому все неизвестное додумали сами. На сайте метрополитена по этому вопросу не появилось никакой информации, а у Комитета по транспорту сайта и нет. Можно было бы опубликовать предполагаемые варианты нововведений, другие рассмотренные варианты, привести иностранные примеры, объяснить наконец по какой причине предполагается выбрать эту систему оплаты. К сожалению, ничего этого не было сделано. Обсуждение в СМИ этого проекта отвлекло внимание от других стратегических предложений Комитета по транспорту, положительный момент которых очевиден.
После периода, когда Комитетом по транспорту руководил господин Дацюк, большинство «заслуг» которого (массовое уничтожение трамвайных маршрутов, проведение конкурсов на перевозки, в результате которых город оказался заложником нескольких частных транспортных компаний) как раз исключали обсуждение и информирование жителей города, казалось, что политика в этом вопросе изменится. Позиция Александра Кадырова по многим стратегическим вопросам развития транспорта понятна и убедительна, налицо улучшение работы Комитета по транспорту по ряду вопросов. К сожалению, в вопросах информационного обеспечения своей деятельности Комитет по транспорту пока остается на старых позициях. Позитивные процессы в деятельности комитета необходимо перенести на улучшение информационного обслуживания деятельности. И появление полноценного сайта Комитета по транспорту является важнейшим этапом работ в этом направлении.
Причем некоторые вопросы деятельности транспортных учреждений и их информационное освещение переходят из разряда сугубо отраслевых в разряд политических. Таким примером может служить открытие станций метро 5 линии в декабре 2008 года. Задержка в открытии станции «Спасской», а точнее полная закрытость в информировании об этом событии со стороны органов власти (в первую очередь Петербургского метрополитена и Комитета по транспорту) привела к тому, что такое положительное событие, как открытие станций метро, в итоге было представлено в негативном свете. Здесь вина не только информационных служб транспортных ведомств, но и вышестоящих служб Администрации города. Но ситуация, когда большинство городских СМИ информирует о том, что станция не может быть открыта по таким-то причинам, а официальные органы хранят на этот счет молчание, намного хуже самого факта задержки открытия станции.
События последних дней, связанные с планами снятия трамвайных путей в Московском районе, во многом вызваны информационным голодом в этом вопросе. А к использованию этой темы в своих интересах уже активно подключилась оппозиционная партия.
Тема разметки на городских улицах также требует ухода от информационного вакуума со стороны чиновников транспортного ведомства. Ответ Кадырова на вопрос о качестве разметки на городских улицах в том духе, что виноваты погодные условия и шипованные шины, только создает информационный вакуум вокруг деятельности Комитете по транспорту и подведомственных предприятий. Интерес ФАС к тендеру на право нанесения разметки в 2009 году лишний раз показывает, что не только погода и шипы виноваты в плохом качестве разметки, а ситуация с деятельностью Дирекции по организации дорожного движения по вопросу разметки требует объяснения.
А уж до какой степени бизнес заинтересован в доступной информации о планах развития транспорта в Петербурге и говорить не приходится. Улучшение коммуникационной доступности Комитета по транспорту во многом бы сделало конкурсы государственных учреждений по транспортной тематике более открытыми и прозрачными. А качество работ по этим конкурсам более качественными.
Вот небольшой перечень вопросов, ответ на которые добавил бы Комитету по транспорту доверия со стороны горожан. И это только «горячие» вопросы, а сколько есть плановых каждодневных тем для информирования общества. В такой ситуации не воспользоваться таким мощнейшим информационным ресурсом, каким является Интернет, было бы неверно. Успех в проведении транспортной реформы напрямую связан с улучшением информирования о деятельности и планах Комитета по транспорту и созданием устойчивой обратной связи. Создание веб-сайта Комитета по транспорту, таким образом, является насущной задачей сегодняшнего дня и дополнительной возможностью для улучшения качества работы и информирования общества.