English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
В поисках остановки
Дата: 27.02.2009

В поисках остановки

В Санкт-Петербурге приметами остановок маршрутных такси у станций метро являются многочисленные очереди из потенциальных пассажиров (в час пик), или очереди из маршрутных такси (в другое время, кроме часа пик). Информационные знаки, которые должны обозначать место посадки в большинстве случаев отсутствуют. А если знак остановки и есть, то по факту эта маршрутка часто останавливается в другом месте.

Мимо пассажиров
На Московском проспекте возле станции метро «Электросила» пустые маршрутки проезжают мимо очередей пассажиров. Перед станцией метро Московский проспект расширяется на несколько полос. Здесь - в своеобразном кармане - всегда останавливался пассажирский транспорт, следующий прямо по Московскому проспекту, а транспорт во Фрунзенский район (поворот налево на улицу Решетникова) останавливался в более отдаленных от метро местах. С недавних пор и маршрутки в Купчино облюбовали этот «карман», а то что для поворота налево надо перестроиться через четыре ряда интенсивного движения, бравых водителей не очень смущает. Маршрутов здесь много, на посадку всегда образуется несколько очередей, а знаков остановок никаких нет. Пассажиры ходят и спрашивают друг друга - куда какая очередь. С недавних пор сотрудники ГИБДД стали пытаться навести здесь порядок - как никак правительственная трасса. В нескольких десятках метров от стихийных остановок останавливается экипаж ГИБДД. Водители маршруток, видя его, проезжают мимо и поворачивают налево на улицу Решетникова. Пассажиры в очереди - в недоумении, некоторые, создавая аварийную ситуацию, бегут через Московский проспект, а маршрутки после поворота с проспекта останавливаются и некоторое время поджидают быстроногих пассажиров. Когда экипажей ГИБДД нет, маршрутки по прежнему останавливаются около метро. Ситуация трагикомичная, правда смешно не тем, кому надо на маршрутки в Купчино, которые останавливаются неизвестно где. И если такое происходит на Московском проспекте, где на каждом перекрестке дежурят по несколько сотрудников транспортной милиции, то что уж говорить про станции метро в «спальных» районах.
Данный пример наглядно иллюстрирует ситуацию, когда Комитет по транспорту не может разработать схему остановок, а сотрудники ГИБДД проконтролировать выполнение водителями этих требований. Вот и получается, что маршрутки останавливаются, где им удобнее, обычно ближе к метро, а так как часто у метро расположены конечные части маршрутов, то выстраиваются очереди из нескольких машин, затрудняя движение другого транспорта. Если учесть, что около некоторых станций метро проходят несколько десятком маршрутов, то проблема увеличивается кратно количеству маршрутов. Эта ситуация может рассматриваться и в другом аспекте – хорошо, если пассажир регулярно пользуется этим маршрутом и знает места остановок, а если пассажир приезжий. В таком случае время, потраченное на поиски нужного транспорта, можно сравнить с временем поездки. Налицо проблема организации остановок с учетом интересов всех участников дорожного движения и информационного обеспечения этих остановок.

Не хватило знаков или желания?
За устройство остановок транспорта и их информационного обеспечения отвечает госучреждение «Организатор перевозок», подконтрольное Комитету по транспорту. В 2006 году «Организатор перевозок» разработал новые информационные знаки остановок для маршрутов социального транспорта. Знаки остановок для разных видов транспорта были унифицированы, разработан общий дизайн знака. На знаках желтого цвета появились цветные обозначения, цвет соответствовал виду транспорта, трамваю – красный, троллейбусу – синий, автобусу – серый. Была расширена информация о маршруте, в случаях длительных интервалов движения было приведено расписание маршрута. За первую половину 2007 года было заменено или установлено более 4 500 новых знаков остановок для маршрутов социального транспорта.
Во второй половине 2007 года «Организатор перевозок» начал реализацию проекта по разработке новой схемы расположения остановок коммерческого транспорта на крупных транспортных узлах и оборудования их новыми знаками. Пилотными проектами стали остановки возле станций метро «Ладожская» и «Черная речка». В процессе разработки схем остановок представители Комитета по транспорту провели консультации с представителями ГИБДД, районных администраций, транспортных компаний. Водители маршруток должны были останавливаться только в обозначенном месте, причем по одной машине на остановке. Предполагалось создать специальные парковки для маршруток, чтобы не было очередей автобусов на проезжей части. В августе новая схема остановок у двух станций метро заработала. Несмотря на ряд недочетов, нововведения имели ряд положительных моментов, так у станции метро «Черная речка» практически исчезли очереди из пустых маршруток в Кронштадт. Положительную роль сыграл и фактор повышенного внимания сотрудников ГИБДД.
В дальнейшем планировалось оборудовать знаками остановки около других станций метро, в первую очередь конечных («Купчино», «Проспект Ветеранов»), а также «Василеостровская». Устройство остановок и изменение движения у «Василеостровской» стало темой для СМИ и совещаний чиновников на долгие месяцы. Большое количество маршрутов транспорта (социальных и коммерческих), которые останавливались на небольшом пространстве рядом со станцией метро, небольшая ширина Среднего проспекта и прилегающих 8 и 9 линии, усложняло движение как общественного, так и личного транспорта, создавало аварийноопасные ситуации. Комитет по транспорту начал работу кардинально - в конце 2007 года движение личного транспорта по Среднему проспекту на промежутке от 4-5 линии до 8-9 линии было запрещено, на нескольких линиях ввели одностороннее движение. Потом, правда движение по проспекту открыли. Проект у «Василеостровской» уникален тем, что в нем поучаствовало и старое руководство Kомитета по транспорту (кадровые перестановки начались в январе 2008, а закончились в мае сменой председателя Комитета и руководителя предприятия «Организатор перевозок») и новое, а также бывший вице-губернатор по транспорту Полукеев. В августе 2008 года был завершен последний этап по регулированию движения транспорта около «Василеостровской». Практически год чиновники Комитета по транспорту ставили эксперименты над участниками движения и пассажирами, перенося остановки, закрывая движение, результат всех этих действий оказался минимальным, хотя пробок из-за маршруток стало немного меньше, но маршрутки все равно не останавливаются около знаков остановок. Устройство остановок на «Василеостровской» стало последним проектом в этом направлении. У нового руководства Комитета по транспорту планы изменились – в центре внимания выделенная полоса на Невском проспекте и отказ от коммерческого транспорта. Зачем же спрашивается аншлаги на остановки маршруток вешать, когда завтра-послезавтра этих маршруток не будет? Вопрос безопасной перевозки пассажиров транспортными компаниями города также весь 2008 год стоял на повестке дня. А о табличках на остановках как-то забыли. Таким образом, заглохло очередное начинание Комитета по транспорту. Причем этот проект был хорош тем, что он был малозатратным, но в тоже время требовал пристального внимания со стороны Комитета по транспорту и ГИБДД, активной работы с транспортными компаниями. В итоге лишь около нескольких станций метро повешены знаки остановок коммерческого транспорта, на остальных крупных транспортных узлах такие знаки чаще всего отсутствуют, не говоря уже о простых остановках. А главное, как не было порядка на этих остановках, так и нет.

На самом деле поиск нужного маршрута в большом городе актуален и при наличии информационных знаков остановки. В ситуации, когда мимо станции метро проходит несколько десятков маршрутов, в разных направлениях, поиск затруднен даже из-за количества. Раньше на некоторых станциях метро, особенно имеющих несколько выходов висели специальные информационные щиты с указанием маршрутов и направлений наземного транспорта. Особенно актуальны такие схемы при наличии городских и пригородных маршрутов. При оборудовании остановок на станции «Ладожская» предполагалось сделать схему расположения остановок, но это так и осталось в планах. А сам знак остановки – ведь на нем и расписание движения и подробное описание маршрута можно показать, а не только номер маршрута и название остановки. Справедливости ради, на некоторых остановках социальных маршрутов уже появились знаки с подробной информацией.
Если театр начинается с вешалки, то пассажирский транспорт, видимо, с остановки. Если так, то у нас в городе коммерческие автобусы похоже отсутствуют. А ведь коммерческие маршрутки работают в компаниях, которые заключают договора с Комитетом по транспорту на обслуживание пассажиров, нет остановок, значит и маршруты не работают. Впору проводить новый конкурс. У станции метро «Пионерская», где проходит около 20 маршрутов коммерческого транспорта висят знаки остановок всего четырех (!) маршрутов, которые сделаны транспортными компаниями. Можно сколь угодно долго говорить о закупках новых транспортных средств, улучшении трудовой дисциплины в транспортных компаниях, новых способах оплаты за проезд, но если не понятно, как можно найти остановку транспорта, то все следующие достижения могут быть не востребованы.
Законодательное собрание Петербурга утвердило на днях поправки в закон «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования», если поправки будут реализованы, то к 2011 году понятие «коммерческий транспорт» в городе исчезнет. Весь транспорт будет работать по единым тарифам, тогда Комитет по транспорту может быть выполнит свои обязанности и повесит знаки остановок на всех маршрутах и не только у метро, так что же подождем два года?


Отправить сообщение
*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки