English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по энергетике
Рынок СПГ в России
Дата: 20.06.2013

Рынок СПГ в России


Одной из основных тенденций последних лет на мировом газовом рынке можно назвать бурное развитие СПГ индустрии, которая в 2014 году будет отмечать свой полувековой юбилей. На данный момент на долю сжиженного природного газа приходится около 30% мировой торговли, при этом себестоимость сжижения, его последующей транспортировки и регазификации, которые суммарно оцениваются в $150 за тыс. куб., позволяют газу легко перетекать между континентами. В данном направлении Россия пока отстает от мировых лидеров, но наверстать упущенное планируется уже в ближайшую пятилетку. Причем строить будут как крупные экспортно-ориентированные СПГ проекты, так и небольшие заводы для внутреннего рынка.

Российские СПГ проекты

Первым к единственному действующему российскому СПГ заводу «Сахалин-2» (9,6 млн т) к концу 2016 году может присоединиться «Ямал СПГ». «Новатэк» уже нашел для проекта двух крупных инвесторов в лице французской Total (20 %) и китайской CNPC (20%). Не исключено, что в ближайшее время к проекту присоединится некий третий инвестор (9%). Стоимость завода общей мощностью 16,5 млн тонн сейчас оценивается в сумму порядка $20 млрд без учета инвестиций в порт Сабетта и танкерный флот. Строительством проекта будет заниматься консорциум компаний «Technip» (Франция) и JGC (Япония). Практически 100% газа с проекта уже законтрактовано по предварительным соглашениям с европейскими и азиатскими партнерами.

Другим крупным «подвисшим в воздухе» заводом СПГ является проект группы «Аллетек» «Печора СПГ». Проект предполагает добычу природного газа к северу от Нарьян-Мара, поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство в поселке Индига завода по производству СПГ. Мощность завода может составить от 2,6 до 8 млн. тонн. Минимальная стоимость проекта оценивается в сумму порядка $6 млрд, из которых $3,5 млрд пойдут на строительство завода, $1 млрд – на транспортную инфраструктуру, подготовку газу, $1,5 млрд – в разработку месторождения. Принять инвестрешение планируется до конца 2013 года. В этом случае завод будет построен к концу 2018 года, однако уверенности в том, что решение будет принято в ближайшее время, пока нет. У компании на текущий момент нет ни права на экспорт газа с проекта, ни стратегического инвестора. Хотя директор компании М. Барский уверяет, что 50% в проекте хочет получить один из европейских «мейджеров». Возможно, тот факт, что директором «Печора СПГ» стал бывший топ-менеджер ТНК-BP, не случаен, и в роли европейского «мейджора» выступает BP, а в роли российского лоббиста может выступить, например, «Роснефть». «Газпром» также может получить выгоду от вхождения в данный проект за счет синергетического эффекта для своих соседних месторождений.

Если перспективы «Печора СПГ» пока туманы, то более вероятным кажется реализация планов «Роснефти» и ExxonMobil, которые к 2018 году планируют построить СПГ завод мощностью 5 млн. тонн на Дальнем Востоке. Партнерами в проекте могут стать индийская ONGC и японская SODECO. Уже известно, что весь газ с первой очереди завода будут закупать Marubeni, SODECO и Vitol. Однако отметим, что В. Путин неоднозначно отнесся к анонсу данного проекта, предложив компаниям сделать выбор в сторону укрупнения проекта «Газпрома».

В планах «Газпрома» строительство сразу двух СПГ заводов и расширение завода на Сахалине. В разработке находятся проекты «Владивосток СПГ» (5 млн тонн) и «Балтийский СПГ» (до 8 млн тонн). Партнеры по проектам пока не определены. Известно лишь, что интерес к проекту «Балтийского СПГ» может проявлять Shell (с перспективой поставок СПГ на рынок Великобритании). В случае быстрого принятия инвестрешения проекты могут стартовать к 2018 году.

Из менее крупных проектов стоит отметить строящийся мини СПГ в Смоленской области. Мощность завода составит 21 т/час, а сырьевой базой выступит одна из ниток газопровода Ямал-Европа. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2016 года, а в качестве инвестора выступает ООО «Садхана-Яр» при участии итальянской NASCO, строительство ведет ООО «Газ-ойл» (дочка «Газпрома»). По словам владельцев проекта, в период окупаемости основную часть газа с завода планируется поставлять на экспорт.

Впрочем, общее число мини-заводов по производству СПГ также можно пересчитать по пальцам. Это ГРС «Никольское» (до 350 кг/час), ГРС «Выборг» (до 0,6 т/час), АГНКС №8 (до 1,1 т/час) и КСПГ АГНКС Кингисепп (до 0,8 т/час.) в Ленинградской области; ГРС-4 (3,0 т/час) и АГНКС Первоуральск (0,8 т/час.) в Свердловской области; АГНКС №1 в Подмосковье (1 т/час.) и ГРС Калининград-1 (1,5 т/час.) в Калининграде.

Строительство мини СПГ проектов также идет в Астраханской области (51 тыс. тонн/год, к 2015 году), в Пермском крае строится мини СПГ в с. Карагай (1,5 т в час, к 2014). Рассматривается целесообразность строительства небольших заводов по производству сжиженного природного газа в Тамбовской и Томской областях и Южно-Сахалинске.

Весной 2013 года правительство РФ задало курс на повсеместную газификацию автотранспорта, поэтому в ближайшее время могут появиться новые мини СПГ проекты. Однако стоит учитывать, что это удовольствие не из дешевых: бюджет СПГ завода небольшой мощности (1,5 т в час) оценивается в 500 млн рублей, дополнительно от 60 до 100 млн. рублей уйдёт на сооружение комплексов приема, хранения и регазификации СПГ.

Применяться такие мини СПГ заводы могут, в первую очередь, для газификации удаленных районов, в которые прокладка трубопровода выглядит нецелесообразной. С другой стороны, для железнодорожного, морского и большегрузного автотранспорта оказывается эффективным использование СПГ в качестве моторного топлива.

Очевидно, что рынок строительства СПГ заводов сейчас замер в ожидании резкого скачка, поэтому самое время узнать о рынке оборудования для строительства подобных сооружений.

Рынок технологий сжижения природного газа

Применение большинства технологий сжижения газа увязывается владельцами лицензий с обязательным применением основного оборудования. Поэтому рассматривая рынок оборудования для СПГ, необходимо говорить о патентах на основные технологии.

Наиболее распространенной технологией сжижения (по данным Wood Mackenzie, до 90% от общего числа СПГ проектов) является метод C3MR, запатентованный американской компанией Air Products and Chemicals International (APCI). Технология основана на процессе с предварительным трехуровневым пропановым циклом и основным дроссельным циклом на смешанных хладагентах. К настоящему времени часть патентов APCI уже истекли, что позволило разработать ряд видоизменённых технологий. В частности, крупным патентообладателем технологий СПГ теперь стал Shell. В его ведении находятся технологии DMR (двухконтурное охлаждение смешанным хладагентом) и PMR (параллельная система смешанного хладагента). Аналог цикла DMR предлагается компанией Axens под названием Liquefin. Наработки APCI используются также в технологии IPSMR (одноконтурное охлаждение смешанным хладагентом) от компании Сhart Energy and Сhemicals. На алжирских СПГ заводах применяется схема TEAL французской компании Technip. Компания LNG Limited владает патентами на технологию OSMR (оптимизированное одноконтурное охлаждение смешанным хладагентом). Свои технологии сжижения предлагает ConocoPhillips, компания уже использовала технологию Optimized Cascade (POCP) для строительства терминала на Аляске. Альянс Statoil и Linde в своих разработках используют другую модификацию каскадного процесса MFCP. Кроме того, лидер рынка – APCI – к настоящему момент разработал ряд новых технологий смешанного хладагента, таких как Split MR и AP-X. Последняя, в частности, набирает популярность и активно используется в Катаре. Среди зарекомендовавших себя проектировщиков СПГ проектов, кроме перечисленных выше компаний, стоит отметить американские Bechtel Corp. и KBR, а также японские Chiyoda Corp. of Japan и JGC Corp.

Как уже можно было заметить, российских разработок в этом списке нет. Поэтому в отечественных СПГ проектах технология сжижения определяется выбором иностранного партнера. Так, в случае с проектом «Балтийский СПГ» (наиболее вероятным партнером является Shell) это будет технология Shell DMR или Shell PMR. Технология DMR уже зарекомендовала себя на совместном с Shell СПГ проекте «Сахалин-2». По данным портала RusEnergy, при строительстве завода СПГ во Владивостоке будет, вероятно, использована технология компании APCI. На сайте проекта «Печера СПГ» также уже указан выбор в сторону технологий APCI. «Роснефть» в сотрудничестве с ExxonMobil для своего завода на Сахалине пока не определились с выбором технологий: впрочем, у американского гиганта есть как свои наработки по сжижению газа (Dual Multi-Component Cycle), так и опыт использования других технологий на различных совместных проектах. Если говорить о малотоннажном производстве СПГ, то здесь речь пойдет о более простых технологических циклах. Из российских предприятий создание установок мини СПГ, которые базируются на простых холодильных и криогенных циклах, предлагают: ОАО «Криогенмаш», ЗАО «Криогаз», ООО «КомпрессорМашСервис», ООО «Реотек», ОАО «НПО «Гелиймаш», ОАО «Национальные Газовые Технологии», ПК НПФ «Экип», ЗАО «НТЛ». Разработками таких установок занимаются ООО «ГК «Ленниихиммаш», ЗАО «НПК «Трансгаз-Холдинг», ООО «НТФ», ООО «ВНИПИгаздобыча». Однако большинство из вышеперечисленных компаний едва ли смогут обеспечить строительство СПГ завода по ключ, серьезным опытом в строительстве мини-заводов СПГ фактически обладает только ЗАО «Криогаз» (100% принадлежит «Газпромбанку»).

Из зарекомендовавших себя на международном рынке мини СПГ-индустрии стоит отметить технологию Prico от компании Black & Veatch и установку мини-завода СПГ от компании Shell – MMLS. Также целый ряд установок для мини СПГ заводов предлагает концерн General Electric. И если установки от Black & Veatch продаются в Китае, Бразилии и Австралии, то General Electric уже работает на российском рынке. В сотрудничестве с ООО «Газ-Ойл» (дочка «Газпрома») компания занимается поставками оборудования для мини СПГ проектов в Калининградской и Смоленской областях. Shell пока не имеет опыта строительства мини СПГ заводов на территории России, однако в мае 2013 ее представители заявили о том, что компания сейчас изучает перспективы строительства сразу нескольких объектов в разных регионах страны.

Аналитики «Сколково» и топ-менеджеры российских компаний в один голос твердят, что если не начать строить крупные СПГ проекты прямо сейчас, то время будет навсегда упущено. Правительство РФ направляет рынок в сторону небольших СПГ проектов, ориентированных на газомоторное топливо и газификацию отдаленных регионов. «Экологически чистое» газомоторное топливо теперь стало тождественным «зеленым» источникам энергии. Одним словом, в будущем без СПГ точно не обойдутся, и экспоненциальный рост мировых объемов торговли СПГ пока не собирается останавливаться. В России инновационное развитие СПГ-индустрии осложняется отсутствием собственных технологий, которые можно было бы монетизировать, как это сейчас делают Shell и Air Products and Chemicals International. Сейчас, кстати, Air Products and Chemicals International получило целый ряд патентов в водородной энергетике, может быть и российским компаниям чего-нибудь такого запатентовать? Тогда, возможно, лет через тридцать и нам удастся контролировать до 90% мирового рынка пускай уже не СПГ, а, например, водородных топливных ячеек.


Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки