English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт в области прикладной политики
Где на Руси жить хорошо, или миграция в Санкт-Петербурге и Московской области
Дата: 30.05.2012

Где на Руси жить хорошо, или миграция в Санкт-Петербурге и Московской области

На первый-второй рассчитайся!

Согласно официальным данным, Московская область в 2010 году стала второй в списке самых привлекательных для мигрантов регионов, отдав первенство столице. Санкт-Петербург занимает по этому показателю третье место.

Таблица 1. Миграция населения на территории Санкт-Петербурга и Московской области в 2010-2011 годах (данные Росстата)

Количественный состав мигрантов, имеющих одно гражданство, различается в Москве и Санкт-Петербурге, однако список источников эмиграции одинаков. В обоих регионах в него входят Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Украина, Молдова, Кыргызстан. В Московской области больше всего приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана; в Санкт-Петербург в 2011 году также прибыло больше всего граждан Узбекистана, однако немало мигрантов из Украины и Молдовы.

Согласно таблице, в 2011 году прирост мигрантов составил почти 77% в Подмосковье, 60% - в Санкт-Петербурге. Впрочем, мало у кого нет сомнений в справедливости представленных оценок не только из-за упущенных официальной статистикой нелегалов. Вспомним некоторые факты становления миграционного учета в России.

В 2002 году вышло распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации». МВД, МИДу, ФСБ, ФПС и ФАПСИ было поручено создание в 2003 - 2005 годах базы данных соответствующих групп лиц. Однако к ноябрю 2005 года был установлен программно-аппаратный комплекс (ПАК) банка данных федерального сегмента и ПАК региональных сегментов лишь в 13 региональных отделениях.

ϲ марта 2006 года вышел новый приказ: «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» постановил создание банка данных (ЦБД УИГ) на базе ФМС России, а также утвердил порядок ведения банка, доступа к нему, защиты информации и т.д. Поставщиками информации стали выступать:

  • МВД России (информация о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или в отношении их, административных правонарушениях);
  • ФМС России (информация о визах, миграционных картах, регистрации по месту пребывания или проживания, разрешениях на работу, прибытии/убытии из гостиниц, административных правонарушениях и т.п.). На Федеральную миграционную службу также возложили ответственность за ведение ЦБД УИГ;
  • МИД России (информация об оформленных иностранным гражданам приглашениям на въезд в РФ и визах),
  • ФСБ России (информация о пересечении государственной границы РФ иностранными гражданами).

  • То, что в распоряжении говорится о создании банка (а не, например, о его передаче в ведение ФМС) наталкивает на мысль, что процесс еще не был завершен в полной мере.

    Вместе с этим с 2004 года стала создаваться Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ) – это межведомственная автоматизированная система, формируемая на основе центрального банка по учету иностранных граждан. К поставщикам сведений прибавилась Федеральная налоговая служба, также предполагалось получать сведения от других государственных органов, которые в установленных законом случаях располагают информацией об иностранных гражданах. Оператором системы, как и банка данных, является ФМС.

    К концу 2007 года работа над работа над центральным программно-аппаратным комплексом (ПАК) для ГИСМУ, согласно официальным заявлениям, завершилась: все 81 ПАК начали работу в установленном режиме. В следующий трехлетний срок предполагалось развитие системы. Однако к 2011 году ситуация не изменилась. По-прежнему функционировал один программно-аппаратный комплекс на федеральном уровне, 81 – на региональном. Более 3500 территориальных подразделений оказались разрозненными компонентами, технологически не связанными с региональными и федеральными компонентами системы. В июле 2011 года руководством ФМС было признано, что существующих вычислительных ресурсов для выполнения подведомственных задач по налаживанию работы ГИСМУ недостаточно. С целью оптимизации было предложено изменить структуру хранения данных, на что опять же необходимы помещения, оборудование и средства.

    Кроме отсутствия единой базы данных, существовали большие проблемы с учетом мигрантов и иностранцев в связи с их нежеланием вставать на этот учет. Некоторому облегчению проблемы содействовало принятие в 2006 году Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , который облегчил порядок регистрации для большей части иностранцев, что увеличило количество сведений о них. В 2007 году были приняты поправки этот закон, а также в ряд других нормативно-правовых актов, облегчивших процедуру регистрации и одновременно ужесточивших наказание за неуведомление миграционных и налоговых органов.

    Вторым нормативным актом, после принятия которого мигранты стали охотнее вставать на учет, стал именуемый в народе как «закон о патентах» федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 мая 2010 г. Он позволил иностранцам получать «патент» - разрешение на работу у физических лиц, которая раньше была незаконна. Несмотря на существующие проблемы, динамика законодательства, способствующая учету мигрантов, положительна.

    По данным О. Молодиевского – начальника УФМС России по Московской области – на данный момент в регионе находятся около 1 миллиона мигрантов, 300 тысяч из которых – нелегалы. Количество мигрантов в Санкт-Петербурге в среднем оценивают в два раза меньшую цифру.

    Работа по талонам

    По утверждению все того же О. Молодиевского, 98% мигрантов приезжают на работу. Не будем говорить о том, насколько широк спектр присутствующих в обществе мнений относительно предоставления работы иностранцам. Однако существующую в России систему квотирования ругают и с той, и с другой стороны.

    Таблица 2. Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (данные Минзравсоцразвития)

    Согласно данным Комитета по труду и занятости потребность в привлечении иностранных работников в Московской области, как правило, в 3 - 4 раза превышает размеры установленной правительством квоты. Об этом говорит число поданных работодателями региона заявок. Однако в Санкт-Петербурге вопрос квот стоит не так остро – разрешаемое количество иностранных работников не набирается полностью. Согласно данным из таблицы, количество квот на протяжении 2008-2011 гг. значительно сократилось. В Подмосковье, несмотря на недостаток квот, спад происходит резко - за указанный период количество легальных разрешений снизилось в 2 раза.

    Многие компании не против нанять мигранта, труд которого в несколько раз дешевле, чем труд коренного жителя. В совокупности с существующей системой квотирования и низкой правовой грамотностью мигрантов многие из них начинают работать нелегально. При этом они становятся полностью зависимыми от честности работодателя при выплате зарплаты.

    Принимаются некоторые меры по замещению вакантных должностей прежде всего работниками-россиянами. К примеру, вышедшее в марте этого года распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области «О работе по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников» предполагает повышение эффективности работы в данном направлении.

    Существуют места, называемые СМИ «невольничьими рынками», где в поиске работы собираются мигранты. Подобное известное место в Московской области находится на пересечении Ярославского шоссе и МКАД в районе Перловка города Мытищи. Как пишут СМИ, в Санкт-Петербурге уличные биржи труда также есть. Отличие состоит в том, что услуги по ремонту предлагают не сами мигранты, а их «бригадиры». При этом «бригада» обычно ожидает новый заказ в каком-нибудь ангаре, расположение которого известно лишь ограниченному кругу лиц. Такой широкой известности, как «Ярославка», эти ангары не имеют.

    Стоит отметить, что в Петербурге была создана «смс Биржа труда» - интернет-ресурс для подбора рабочих из России и СНГ на строительные, ремонтные и прочие популярные среди приезжих виды работ. «смс» - так как приезжие обычно не имеют выхода в Интернет, тогда как мобильный телефон есть у каждого. Многие (в том числе некоторые работодатели и представители диаспор) относятся к проекту с осторожность, предпочитая устраивать или принимать на работу по знакомству или личной рекомендации. По причине невостребованности услуг по трудоустройству среди самих мигрантов несколько лет назад был заморожен подобный этому проект Санкт-Петербургского союза предпринимателей.

    Рай в шалаше?

    Когда говорят о проблемах иностранных мигрантов, часто упоминают обманы работодателей или предвзятое отношение россиян. Однако для любого приезжего существует еще одна важная проблема – жилищная.

    В прессе то и дело возникают сообщения о появлении «резиновых» квартир, а иногда и целых «резиновых» городков. В первом случае на небольшой площади за определенную плату прописывается несовместимое со здравым смыслом количество человек. Встречаются сообщения о том, что на одного мигранта может приходится до 6 кв. сантиметров (!) жилья. Получение регистрации не занимает много времени и в целом легально – ведь приезжий владеет некоторой долей собственности; но, чтобы дом перестал быть «резиновым», на каждого жильца необходимо подготовить иск в суд.

    Этот адрес приезжие указывают в официальных документах (к примеру, получая кредит) но живут они, само собой, в совершенно других местах. Это значительно затрудняет удержание мигрантов в поле зрения ФМС и правоохранительных органов.

    Под термином «резиновые города» подразумевает массовые поселения мигрантов, чаще на окраинах города. Они зачастую представляют собой некоторое количество плохоньких домишек, построенных практически из подручных средств. В таких городах шалашей может проживать не одна сотня человек.

    В Санкт-Петербурге начали реализацию концепции доходных домов для мигрантов, благодаря которой жизнь мигрантов станет более комфортной, а правительству города будет легче контролировать иностранцев. Доходными домами после ремонта станут старые государственные здания, в том числе общежития. В конце 2011 года для этих целей было предложено реконструировать 26 зданий и еще в 11 провести капитальный ремонт. В будущем доходные дома будут представлять собой гостиницы 2** с минимальным набором услуг. Проживание будет стоить порядка 6000 рублей в месяц, поселиться можно будет только при наличии приглашения от работодателя и соответствующего договора между работодателем и властями города. Сначала предлагать места станут мигрантам из Северо-Запада. И хотя некоторые эксперты отмечают, что это лишь «капля в море», в целом подобная политика централизованной аренды жилья, как ожидается, может дать неплохой результат.

    За Ваше здоровье!

    Как уже говорилось, мигранты в основном приезжают в Россию на заработки. Поэтому в среднем работают они много, отдыхают, в том числе с употреблением алкоголя, редко. Тем не менее, зачастую работники-иностранцы имеют серьезные проблемы со здоровьем. Среди самых частых заболеваний – туберкулез и ВИЧ. Как пишут СМИ со ссылкой на главного врача городского противотуберкулезного диспансера Петербурга, примерно 30% больных с активной формой туберкулеза приходится на мигрантов. По данным Роспотребнадзора, это заболевание распространено среди мигрантов в 4 раза больше, нежели среди россиян. Также среди приезжих чаще появляются новые штаммы вирусов.

    Согласно закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иностранец в течение 30 дней обязан представить справки об отсутствии инфекционных заболеваний, ВИЧ и наркотической зависимости. В случае выявления инфекционного заболевания он должен либо самостоятельно вернуться на родину, либо предстоит депортация. Однако нелегальные мигранты никакие обследования не проходят. Проживание в антисанитарных условиях только ухудшает ситуацию.

    В Санкт-Петербурге ведется интенсивная работа по борьбе с инфекционными заболеваниями, в том числе среди приезжих. Кроме общепринятого мониторинга заболеваний среди мигрантов, существует ряд дополнительных мер. В основном они направлены на борьбу с туберкулезом:

  • Комитет по здравоохранению обеспечивает в подконтрольных ему диспансерах бесплатными лекарствами для лечения туберкулеза, в том числе, мигрантов;
  • Государственные учреждения здравоохранения на территории города оказывают начальную фтизиатрическую помощь иностранцам;
  • В родильных домах проводят обследование на туберкулез женщин-мигранток.

  • В Московской области ведется борьба с корью, в том числе в виде иммунизации мигрантов.

    Конечно, для иностранного мигранта существуют и множество других проблем нематериального характера. К ним относятся недостаточное владение русским языком, сложности в адаптации в российском обществе и другие. В законодательстве рассматриваемых субъектов предусмотрены способы решения данных вопросов.

    Во многом положение приезжих в России зависит от них самих: встают ли они на учет, имеют ли разрешение на работу.
    Однако, согласно приведенной совокупности фактов, в Санкт-Петербурге положение мигрантов несколько лучше, нежели в Московской области. Кроме того, в северной столице реализуется поддерживаемая «Единой Россией» программа «Толерантность», направленная на укрепление «толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия». Программе 2006-2010 гг. пришла на смену действующая сейчас «Толерантность» 2011-2015 гг.


    Отправить сообщение

    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки