English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по финансовой отрасли
Конкурентный рынок электроэнергетики. Любовь закончилась, не начавшись?
Дата: 15.08.2011

Конкурентный рынок электроэнергетики. Любовь закончилась, не начавшись?

В голове: необходимость реформирования электроэнергетики. Неизбежность проведения реформ электроэнергетики в России постепенно нарастала еще с советских восьмидесятых годов прошлого века, когда рост потребления электроэнергии начал обгонять обновление производственных мощностей. Общий кризис девяностых только усугубил положение: объем потребления в этот период существенно снизился, однако обновление мощностей остановилось совершенно. Российская электроэнергетика по фактору технологии существенно отстала от развитых стран, то и дело в разных регионах случались перебои с подачей электроэнергии, предприятия отрасли демонстрировали финансовую непрозрачность. У предприятий не было стимулов к повышению эффективности своей деятельности – во многом по причине того, что доступ на рынок для независимых игроков был закрыт.
Монополистом на рынке генерации и энерготранспортировки России с 1992 года являлось Российское открытое (эта характеристика была добавлена в 1998 году) акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», которое практически объединяло в себе российскую энергетику. По состоянию на 2004 года компании группы владели 72,1% установленной мощности или 69,8% электроэнергии и 32,7% теплоэнергии, при этом транспортировали 96% электроэнергии. Совокупная мощность компаний группы делала ее крупнейшей энергетической компанией мира. Цены же на услуги компании, в соответствии с федеральным законодательством, касавшимся естественных монополий, устанавливала Федеральная служба по тарифам. В остальном электроэнергетическая отрасль находилась целиком в ведении РАО «ЕЭС России» - однако, по причинам, сформулированным выше, с 1998 года обсуждалась необходимость коренного изменения ситуации.
Для дома, для себя, для сердца: реформа 2002 - 2011. В качестве основной цели реформы выступило повышение эффективности предприятий, входящих в отрасль, через стимулирование инвестиций. Естественные монополии предполагалось отделить от потенциально конкурентных предприятий, осуществлявших производство и сбыт электроэнергии. Необходимо было вместо вертикально-интегрированных компаний создать структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
В процессе реформы РАО «ЕЭС» вертикальная интеграция генерирующей и сетевой деятельности была ликвидирована. При этом сетевая, распределительная и диспетчерская деятельность осталась под контролем государства - тарифы на неё продолжали устанавливаться Федеральной службой по тарифам. А вот генерирующая и сбытовая деятельность была открыта для частных компаний. Генерирующие компании были приватизированы в течение 2006 – 2008 годов; само РАО «ЕЭС России» было ликвидировано 1 июля 2008 года.
Очередной этап реформы завершился к 1 января 2011 года, когда все потребители электроэнергии в России, кроме населения, которое перейдёт на новую схему с 2014 года, покупают её по свободным ценам. Однако, вследствие этого временного исключения, доля электроэнергии, цена которой определяется рыночным способом, оценивается приблизительно в 40%. Кроме того, вопреки прогнозам цены на электроэнергию продолжили рост.
Что было, что будет, чем дело кончится: контрреформа через создание мегарегулятора? Поскольку официального празднования в честь окончания реформы электроэнергетики еще не проводилось, ничто не препятствует ее продолжению – предела совершенству, особенно в условиях тотального несовершенства, нет.
Не далее чем 10 августа текущего года Некоммерческое партнерство «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии» (НПП), в составе которого такие крупные потребители электроэнергии, как ООО «Мечел-энерго», ООО «Русэнергосбыт» и ООО «Транснефтьэнерго», направило первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову письмо со своими предложениями по совершенствованию электроэнергетики в стране. В числе главных претензий к современному состоянию электроэнергетики – отсутствие реальной конкуренции и административный путь привлечения инвестиций в генерацию. Именно это, по обоснованному мнению партнерства, является препятствием на пути иностранных инвестиций в отрасль. Напомним, что похожие посылки привели в 1998 году к началу разработки реформы.
Отдельно было отмечено, что «вызывает озабоченность усиливающаяся консолидация в отрасли как по горизонтали, так и по вертикали, и как результат, снижение конкуренции на оптовом рынке и получение продавцами электрической энергии и мощности еще большей рыночной силы».
Действительно, незадолго до этого, 7 июля текущего года, было объявлено о том, что ОАО «Газпром» и компания ЗАО «Комплексные энергетические системы» (КЭС) Виктора Вексельберга подписали соглашение о слиянии активов. Предполагается, что структурам «Газпрома», который на данный момент является крупнейшим собственником в российской электроэнергетике, будет принадлежать 75% акций нового холдинга. Против готовящейся сделки, которая противоречит ранее принятым решениям по выходу государства из капитала компаний, работающих на конкурентных рынках, выступили Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время неизвестно, состоится конкретно эта сделка или нет – но направление развития отрасли она иллюстрирует ярко.
Пока общественность томится в ожидании окончательного решения по сделке, доклад экспертной группы по реформе электроэнергетики, курируемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым, сообщает: укрупнение активов – следствие того, что инвесторы разочаровались в отрасли, а разочаровались они из-за неэффективного управления. В свою очередь, неэффективность управления сектором выражается в том, что его осуществляет сразу несколько министерств, ведомств, некоммерческих партнерств и акционерных обществ. В качестве решения предлагается создать единый мегарегулятор, в ведении которого, как во времена РАО «ЕЭС России», будет находиться отрасль в целом.
Разумеется, скептик имел бы сейчас достаточно оснований для похорон рыночного ценообразования и конкуренции на рынке электроэнергетики. Естественный для России процесс монополизации в одной из ключевых отраслей с одновременной концентрацией государственной власти в отрасли означал бы для него именно это.
Чем сердце успокоится: выводы. Однако существует и более позитивный сценарий. Становление конкурентного рынка напрямую зависит от дополнительных инвестиций, а инвестиции на данный момент являются (в ряду трёх других слов на букву «и») одним из приоритетов государства. Ведь Россия претендует на формирование Международного финансового центра в частности и презентабельного делового имиджа на международной арене в целом. Кроме того, необходимо дождаться 2014 года, когда население начнет покупать электроэнергию по свободным ценам. Что же касается мегарегулятора – его создание будет очевидно сопряжено с административными трудностями, преодоление которых потребует нескольких лет. Таким образом, конкурентный рынок будет продолжать свое становление – мучительно медленно, но будет. Если не умрёт.

Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки