English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
Порт Усть-Луга, как локомотив инвестиций в транспортную инфраструктуру Северо-Запада РФ
Дата: 04.03.2011

Порт Усть-Луга, как локомотив инвестиций в транспортную инфраструктуру Северо-Запада РФ

31 января комплекс нефтеналивных грузов в порту Усть-Луга в Ленинградской области начал работу в тестовом режиме. В этот день на терминале был погружен танкер российской компании «Совкомфлот» SCF Neva. В течение февраля комплекс произвел отгрузку нефтепродуктов еще на два танкера. Таким образом, приступил к работе очередной терминал в порту Усть-Луга.

Порт Усть-Луга - морской торговый порт на северо-западе РФ, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива рядом с поселком Усть-Луга. Начал работу с открытия в декабре 2001 года Угольного терминала, существовавший с 1997 года небольшой лесной терминал в устье реки Луга был включен в состав порта позднее.
В настоящее время в порту Усть-Луга действуют следующие грузовые терминалы:
  • многофункциональный перегрузочный комплекс «Юг-2» (ОАО «Морской торговый порт Усть - Луга»),
  • Лесной терминал (ОАО «Лесной терминал «Фактор»),
  • Универсальный перегрузочный комплекс (ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс»),
  • Угольный терминал (ОАО «Ростерминалуголь»),
  • Комплекс перегрузки технической серы (ОАО «Европейский серный терминал»),
  • Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (ФГУП «Росморпорт»),
  • Комплекс наливных грузов (ОАО «Роснефтьбункер»).
  • В стадии строительства и проектирования находятся еще девять терминалов.
    Грузооборот порта в 2010 году составил 11,8 млн. тонн.


    История создания порта в Усть-Луге начинается в 1992 году, когда было образовано АООТ «Компания Усть-Луга». Но в 1990-е годы практически никакой деятельности, связанной со строительством нового порта не проводилось, была лишь частично намыта территория угольного терминала. Переломным событием стала смена акционеров ОАО «Компания Усть-Луга» в 1999 году и заключение Соглашения о взаимных обязательствах между Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ, Правительством Ленинградской области и ОАО «Компания Усть-Луга» по реализации проекта строительства порта Усть-Луга. По этому соглашению ОАО «Компания Усть-Луга» выполняет функции заказчика-застройщика по строительству объектов портовых терминалов и инфраструктуры порта Усть-Луга, не являющихся федеральной собственностью. Возникла следующая схема строительства порта: на землях, переданных ОАО «Компания Усть-Луга» в аренду, ведется строительство объектов портовых терминалов, Минтранс осуществляет строительство подходных каналов, углубление акваторий и т.д., ОАО «РЖД» выполняет строительство железнодорожных транспортных подходов к порту, Ленинградская область обеспечивает порт земельными участками, сооружениями инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры. Для реализации проекта строительства морского терминала ОАО «Компания Усть-Луга» создает дочернюю компанию, на одном из этапов реализации проекта терминала (проектирование, строительство, эксплуатация) ОАО «Компания Усть-Луга» привлекает стороннего инвестора, продавая ему долю в этой компании (или полностью компанию).
    Проект строительства порта в Усть-Луге, запущенный по инициативе частного лица в 1992 году и позиционировавшийся в качестве первого негосударственного порта, к 2011 году приобрел полноценный статус государственно-стратегического.
    Вслед за угольным терминалом во второй половине 2000-х годов последовало открытие еще четырех перегрузочных комплексов. С 2005 года грузооборот порта Усть-Луга вырос более чем в 16 раз (см. Диаграмму 1).

    Диаграмма 1

    По данным ОАО «Компания Усть-Луга»

    С началом работы комплекса нефтеналивных грузов, мощность которого составит 30 млн. тонн в год, планы отказа от использования для перевалки грузов иностранных портов на Балтике, в которых порт Усть-Луга занимает важное место, обретают все более зримые очертания. «Балтийские Боевые Слоны» уже затрагивали эту тему в 2008 году (см. статью «Рост современных портовых терминалов Северо-Запада – залог экономической безопасности России»). Экономический кризис на некоторое время затормозил планы развития терминалов в Усть-Луге. Особенно сильно были сдвинуты планы ввода контейнерного терминала и автомобильного терминала «Новая Гавань». Это было связано с тем, что контейнерный и автомобильный сегменты грузооборота российских портов больше всего пострадали во время кризиса. С улучшением экономической ситуации развитие портовых терминалов в Усть-Луге продолжилось.
    Комплекс нефтеналивных грузов стал седьмым действующим терминалом порта Усть-Луга. В планах на 2011 год открытие контейнерного терминала «Национальной контейнерной компании» и автомобильного терминала «Новая Гавань» компании «Российские транспортные линии».
    Усть-Лужский контейнерный терминал – второй терминал «Национальной контейнерной компании», лидера контейнерной перевалки в России, в Финском заливе. Первый проект НКК – «Первый контейнерный терминал» в порту Санкт-Петербурга является крупнейшим контейнерным терминалом России. В 2010 году его контейнерооборот составил 1,160 млн. TEU. Предполагается, что пропускная способность контейнерного терминала НКК в Усть-Луге при полном развитии составит 3 млн. TEU.
    Автомобильный терминал «Новая Гавань» расположен в поселке Вистино, в 12 километрах от порта Усть-Луга, в 2009 году терминал был включен в границы порта Усть-Луга. Ввод в строй первой очереди терминала намечен на лето 2011 года, мощность первой очереди составит около 200 тыс. автомашин в год. После завершения строительства третьей очереди мощность терминала вырастет до 500 тыс. автомашин в год.

    Размеры инвестиций в терминалы Усть-Луги и имена инвесторов вызывают уважение. На действующих терминалах инвесторы - это портовый холдинг Владимира Лисина, в состав которого входит Универсальный перегрузочный комплекс, четвертый (по размеру выручки) нефтетрейдер в мире Gunvor, владелец комплекса наливных грузов, угольная компания «Кузбассразрезуголь», вторая в РФ компания по объему добычи угля, контролирующая угольный терминал.
    На готовящихся к вводу в строй терминалах инвесторы - «Национальная контейнерная компания» и «Российские транспортные линии» - крупнейшие компании России в своих областях – в перевалке контейнеров и логистике импортных автомобилей соответственно. В строящихся и проектируемых терминалах порта Усть-Луга присутствуют следующие компании-инвесторы: ОАО «Транснефть» (терминал «Усть-Лужский бункеровочный комплекс» и нефтепровод «Балтийская трубопроводная система-II»), ОАО «НОВАТЭК» (комплекс перевалки стабильного газового конденсата), ОАО «СИБУР-Холдинг» (комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов), ОАО «Минерально-химическая компания «Еврохим» (терминал по перевалке минеральных удобрений), ЗАО «Объединенная металлургическая компания» («Балтийский металлургический терминал»). Еще одним крупным инвестором может стать Объединенная компания «Российский алюминий», которая подписала в 2008 году с ОАО «Компания Усть-Луга» меморандум о реализации проекта строительства комплекса из двух терминалов (по перегрузке алюминия и глинозема).
    Активно работает в Усть-Луге ОАО «Российские железные дороги». Компания и ее дочерние структуры являются крупнейшими акционерами ОАО «Компания Усть-Луга» и занимаются строительством и модернизацией подъездных и магистральных железнодорожных путей к порту Усть-Луга. Только в 2007-2009 годы инвестиционные вложения ОАО «РЖД» в развитие участка Мга – Гатчина – Веймарн - Усть-Луга составили более 14 млрд. руб. Согласно инвестиционному бюджету ОАО «РЖД» на 2010 - 2012 годы на продолжение работ по проекту планируется выделить еще 20,9 млрд. руб. Инвестиции в строительство терминала «Роснефтебункера» предполагаются в объеме 26 млрд. рублей.
    Инвестиции «Национальной контейнерной компании» в Усть-Лужский контейнерный терминал до 2020 года составят около 800 млн. долларов. В свою очередь, из государственного бюджета в проект предстоит инвестировать не менее 110 млн. долларов. Стоимость строительства трубопровода БТС-II в ценах 2008 года составляет 95 млрд. рублей. Трубопровод должен снизить зависимость российских нефтяных компаний от стран-транзитеров, в частности от Белоруссии.

    После строительства запланированных терминалов порт Усть-Луга будет универсальным торговым портом. Пока структура грузооборота порта имеет ярко выраженную экспортно-сырьевую направленность (см. Диаграмму 2).
    Но уже после полного завершения строительства контейнерного терминала и автомобильных терминалов (МПК «Юг-2» и «Новая Гавань») Усть-Луга будет крупнейшим портом страны, как по перевалки контейнеров, так и по импорту легковых автомобилей.

    Диаграмма 2

    По данным ОАО «Компания Усть-Луга»

    К 2018 году планируется довести грузооборот порта Усть-Луга до 180 млн. тонн, это по оптимистичному сценарию, более реальный сценарий – рост грузооборота до 120 млн. тонн. Но и при таком грузообороте порт Усть-Луга станет крупнейшим портом Балтийского моря.
    Планы вроде бы вполне реальные, но есть и препятствия для достижения этих целей. Ни для кого не секрет, что главным тормозом для развития российских портов является сложность и длительность оформления судов и грузов в отечественных портах.
    Причины известны – это несовершенство нормативно-правовой базы деятельности государственных контрольных органов и избыточные административные процедуры оформления приходов и отходов судов в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. К такому выводу пришли и участники недавних общественных слушаний, организованных Общественной палатой Российской Федерации совместно с Общественным советом при Росгранице.
    По данным экспертов Россия ежегодно теряет до 60 млн. тонн грузов из-за того, что судовладельцы и грузовладельцы не хотят связываться с российской таможней и выбирают альтернативные порты. При этом грузооборот российских портов в 2010 году составил 525,85 млн. тонн.
    Многие компании, инвестировавшие в терминалы в отечественных портах и в Усть-Лугу в частности, имеют альтернативные маршруты через сопредельные государства, при этом часто российские компании являются и владельцами терминалов в иностранных портах. Например, «Российские транспортные линии» для доставки автомашин задействуют порты Латвии и Украины, «Еврохим» и Gunvor – Эстонии, НКК – Украины. Часто такие маршруты могут быть связаны с политическими рисками, но и маршруты через российские порты не застрахованы от форс-мажорных обстоятельств, например, таких, как тотальная проверка Федеральной таможенной службой Балтийской таможни в Большом порту Санкт-Петербурга в июле-августе 2010 года, которая в значительной степени парализовала работу контейнерных терминалов в эти месяцы. Грузооборот порта потерял из-за этого в эти месяцы не менее одного миллиона тонн.
    Поэтому строительство современной портовой инфраструктуры российских портов - это только одна часть задачи по привлечению грузов, вторая - создание условий для оформления судов и грузов, сопоставимых с условиями в портах стран-конкурентов.

    Отправить сообщение

    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки