English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт в области прикладной политики
Европа нового образца
Дата: 17.02.2011

Европа нового образца

Европейский союз переживает глубокую трансформацию. Насколько весома доля финансового кризиса в текущих переменах, вопрос дискуссионный. Очевидно, что наиболее глубокие изменения – результат не самого кризиса, а целенаправленных действий государств.

Пример тому – инициатива Германии, представленная на брюссельском саммите ЕС в начале февраля. Программа действий, представленная как «пакт о конкурентоспособности», – претензия на унификацию экономической политики стран еврозоны, по германскому подобию. Поддержавшая проект Франция эту претензию одобряет. На разъяснение экономической и политической целесообразности проекта прочим странам осталось менее одного месяца.

«Конкурентоспособность» по-новоевропейски – это

  • ликвидация механизма автоматической индексации зарплаты,
  • введение единой корпоративной налоговой базы,
  • приведение пенсионной политики в соответствие с демографической политикой (т.е. введение единого пенсионного возраста),
  • взаимное признание дипломов и профессиональной квалификации,
  • создание режима кризисного управления для банков,
  • введение конституционного ограничения по размеру государственного долга.
  • Кроме того, предполагается введение более строгих штрафов за несоблюдение бюджетных стандартов. Все меры должны быть реализованы в течение 12 месяцев.

    Фактически предлагается программа небывалой интеграции экономической, социальной и финансовой политики стран союза. При отсутствии консультаций между разработчиками доктрины с прочими заинтересованными сторонами и принципиальном несогласии с пунктами плана со стороны ряда правительств.

    Португалия, Люксембург и Бельгия не готовы отказаться от индексации зарплат. Страны Прибалтики требуют послаблений в вопросе повышения возраста выхода на пенсию, в связи с более низкой продолжительностью жизни, нежели у западноевропейцев. Для того чтобы пенсионный возраст в Австрии был поднят до общей планки в 67 лет в течение12 месяцев, его потребуется повышать на год раз в 1,5 месяца.

    При сходных экономических и социальных моделях в странах Европейского союза или еврозоны меры, предложенные Германией, были бы уместны и разумны. Однако предложенная унификационная политика означает существенное снижение привлекательности большинства стран, как для корпоративного сектора, так и для населения. Для Ирландии низкие налоговые ставки – механизм привлечения в страну иностранных инвестиций.

    Конкурентоспособности в пакте Германии, несмотря на провозглашаемые «самые успешные образцы экономической политики» Европейского союза, нет. Есть уравнительный принцип, явление, конкурентоспособности противоположное. Примечательно на этом фоне звучат заявления о провале политики мультикультурализма из уст Ангелы Меркель, Максима Верхагена, Николя Саркози и Дэвида Кэмерона (альтернативный мультикультурализму подход – интеграция). Впору ждать оживленных поисков общей европейской идентичности.

    Альтернативы европейской унификации под германским началом практически нет. По крайней мере, в финансовой сфере. По крайней мере, до тех пор, пока в Китае будет сохраняться высокий спрос на промышленные товары из Германии и германская экономика будет сохранять хорошие (по европейским масштабам) темпы роста.

    Германия не согласна обсуждать возможности расширения временного стабилизационного фонда (European Financial Stability Facility, EFSF) и его более гибкое использование, пока законодательно не будут утверждены более жесткие бюджетные ограничения на общеевропейском уровне. А именно отсутствие общеевропейских финансовых мер краткосрочного характера будоражит рынки.

    Пока же на уровне министров финансов стран еврозоны утвержден лишь проект долгосрочного Европейского стабилизационного механизма (European Stability Mechanism, ESM), который придет на смену EFSF в 2013 году и получит статус постоянно действующего фонда. С практически теми же 500 млрд. евро средств от стран еврозоны, однако уже полноценно кредитоспособных. Впрочем, и этих средств, даже при вкладе МВФ и добровольных взносах стран ЕС, при обращении за помощью Португалии, необходимости реструктуризации долга Ирландии и Греции, может быть недостаточно. Разменной монетой при необходимости дополнительного расширения фонда будут, по-видимому, дополнительные меры по «затягиванию поясов» и повышению «бюджетной дисциплины».

    В прошлом году, наряду со стабилизационным фондом, было объявлено о создании четырех общеевропейских регулирующих органов: Европейский совет по системным рискам (ESRB), Европейская банковская организация (EBA), Европейская организация страхования и пенсионного обеспечения (EIOPA), Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA). Глава EBA Андреа Энриа (Andrea Enria) уже заявил, что последует унификация регуляционных банковских механизмов в странах ЕС, возможно, вплоть до отказа от национальных регуляторов.

    Европейский союз планомерно движется по пути дедемократизации. И последние реформы говорят о том, что выбор в новом европейском обществе сделан не в пользу социально ориентированной модели.

    Спекуляции по поводу выхода одной или нескольких стран из интеграционного объединения, по-видимому, не беспочвенны. Причина – не столько в валютной сфере, сколько в общих тенденциях развития Европейского союза. Передача части суверенитета на надгосударственный уровень – естественная и необходимая предпосылка любой межгосударственной интеграции. Однако взамен должна быть обеспечена интеграционная выгода. В случае если стоимость участия и доля упущенной свободы при передаче части суверенитета «наверх» больше, чем польза от участия в интеграционном объединении, подобное участие теряет смысл.


    Отправить сообщение

    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки