English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по телекоммуникационной отрасли
Тренды уходящего года глазами иноСМИ. Параллели с Россией
Дата: 13.01.2011


Тренды уходящего года глазами иноСМИ. Параллели с Россией


Главными трендами конца прошлого года, согласно иноСМИ, можно, безусловно, определить следующие процессы: во-первых, полуживой рынок «планшетников» взорвал выход iPad. Джоббс вновь доказал, что он гуру маркетинговых коммуникаций. Благодаря этому, не только Apple наслаждается потребительским бумом – к известной выставке CES-2011 в Лас-Вегасе подготовлено более 80 новых планшетов; во-вторых, очевидно, что мультимедийность и развлечения – двигатели инноваций. Распространение игровых консолей, рост доходов в среде многопользовательских игр (наподобие WoW и приложений в социальных сетях), популярность Twitter, Facebook – тенденции, которые в первую очередь сказываются на росте трафика и непременно отражаются на деятельности телеком-игроков. Из этого вытекает третий тренд – планы повсеместного внедрения высокоскоростных технологий. WiMAX окончательно проиграл борьбу LTE (WiMAX2 это пока не касается). Если сначала отказ российского «Скартела» мог показаться странным, то вскоре предпочтение LTE отдали и другие крупнейшие операторы WiMAX. Осенью 2010 года один из топ-менеджеров T-Mobile USA - Невилл Рэй – наиболее емко охарактеризовал в интервью BusinessWeek перспективы стандарта: «WiMAX — предмет узкоспециализированного интереса». Иными словами, WiMAX останется нишевым продуктом.

Распространение ШПД позволяет пользователям облегчить жизнь как технологически (развитие проектов «умный дом»), так и материально. VoIP-телефония получила свое признание и не смотря ни на какие сбои Skype традиционная телефония продолжить исчезать. Конечно, в зависимости от наличия у операторов административного ресурса в разных странах зависит судьба подобного ПО и, возможно, масштабное распространение открытых технологий может сыграть плохую роль с интернетом как открытой сетью. Подобные призывы давно слышны в России, но до ситуации, наблюдаемой в Китае, нам еще далеко: в России не было попыток зарегулировать иностранный поисковик (мы лишь пытаемся создать свой национальный/прогосударственный) или запретить VoIP-телефонию (законодательство совершенствуется; операторы нашли выход в создании собственных подобных сервисов). А в Китае уже и Google притесняли, и VoIP разрешили лишь государственным China Telecom и China Unicom.

Кроме этого, пользовательское оборудование стало совмещать в себе целое множество функций: от мобильного банка до «жетона в метро». И примечательно, что Россия в данном направлении не в отстающих. Телефоном-кошельком уже никого не удивить – даже в глубинках благодаря вездесущим банковским сотрудникам известны удобства и возможности мобильных платежей. В столицах же и вовсе пытаются внедрить самые новые технологии – уже сейчас можно забыть об очередях за жетонами – все благодаря использованию NFC-стикеров. И если действия «МТС» и «Мегафона» можно считать изначально имиджевыми шагами, то когда о радиочастотных идентификационных метках говорит А.Чубайс, то можно быть уверенным, что проекты свое финансирование найдут.

C ГЛОНАССом тоже было много проблем и усмешек, но он развивается (хотя и во многом благодаря политической воле). Последняя утрата спутников – не статистика. Если посмотреть, например, на европейский аналог Galileo, то станет ясно, что европейцы отстают. Так, лишь в октябре был подписан договор о контроле - Германский авиационно-космический центр, Deutsche Telekom и итальянский Telespazio будут осуществлять контроль за спутниковой системой навигации. В отличие от GPS и ГЛОНАСС, Galileo будет контролироваться не военными ведомствами, а гражданскими силами. Договор о двух центрах контроля в Риме и Оберпаффенхоффене под Мюнхеном является предпосылкой для нового старта миллиардного проекта Galileo, окончание которого состоится лишь в 2016 году.

Очевидным трендом также стал перенос акцента в технологическом плане с развитых стран Запада на азиатские государства (не только Япония и Китай). Так, достаточно описания даже одного сегмента, чтобы иметь представление о развитии технологий в Азии. В конце октября Азиатская ассоциация кабельного и спутникового вещания опубликовала данные, согласно которым в отдельных странах Азии наблюдается практически тотальное покрытие сетями кабельного телевидения. Так, например, в Южной Корее количество телевизионных абонентов достигает 99%, на Тайване – 94%, в Гонконге – 84%, в Индии – 75%. Страны-лидеры – наиболее продвинутые государства Азии, поэтому позитивная статистика не касается таких государств как Филиппины (15%), Индонезия (3%) и др. Если сравнивать с другими регионами, то стоит непременно сказать о Северной Америке и России. В первой платными телеканалами пользуются 121 млн. абонентов из 450 млн. жителей, а во второй – 16,3 млн. домохозяйств из 52,6 млн.

Быстрый рост популярности платного ТВ не мог не оказаться в центре внимания крупнейших операторов и вендоров. Итогом многочисленных изысканий и исследовательских работ стал выход ТВ-приставок от таких гигантов, как Apple и Google. Выпуск приставок стал одним из топовых событий на рынке.

Фактически Apple начала выпускать iTV еще в 2006 году, но в сентябре 2010 года была выпущена принципиально новая модель (как по аппаратной, так и по программной частям), поэтому можно считать, что компании начали конкурировать еще в одном направлении одновременно в 2010 году. Как водится, за обеими компаниями стоят большие армии поклонников/приверженцев. А конкуренты не стыдятся копировать успешные новшества.

Несмотря на разумные зерна в идее создания приставок, их реализация не стала идеальной. До конца прошлого года Apple продала 250 тыс. штук (скорее всего, почитатели продукции Apple просто обновили оборудование). А Google и вовсе решил доработать проект, направив партнерам-производителям просьбы отложить выпуск телевизоров с Google TV. Осенью была выпущена пробная партия лишь Sony, а в начале 2011 года хотели представить рынку и свои решения Samsung, LG и Toshiba. Последняя может и полностью отказаться.

Недоработки в приставках связаны еще и с тем, что пользователи сами еще не могут разобраться толком в технологиях. Т.е. есть и желание и средства, но точного осознания надобности пока нет. В подтверждение этого можно привести следующие цифры: при имеющемся росте пользователей IPTV, лишь один из восьми телевизионных абонентов в США выразил готовность «обрезать кабель» своей телевизионной компании и переключиться исключительно на просмотр передач по сети Интернет. Американцы по большей части пока не разобрались с многочисленными поставщиками услуг потокового видео.

Что касается России, то если и дальше будут тормозиться федеральные кампании наподобие первого мультиплекса, то потребители непременно обратят взор к подобным разработкам. Тем более, как показывает практика с Android-гаджетами и подогреваемой на всех уровнях Apple-манией, зарубежные приставки также могут в среднесрочной перспективе могут «накрыть» РФ. Инфраструктура необходимая для этого уже активно отстраивается. Раньше «тарелки» казались неким малодоступным статусным предметом, а сейчас даже в деревянных домах на крошечных железнодорожных перегонах имеется свой выход на спутник.

Безусловно, в новом году мы станем свидетелями новых гонок на данном рынке. Лишь бы вендорам не мешали заниматься эффективными инновациями.

Вообще, весь информационный рынок превращается в глобальную арену противоборства крупнейших разработчиков и операторов. Symbian, Bada, iOS, BlackBerryOS, Android захватили свой сегмент. Их производители конкурируют по многим направлениям. Рынок в отсутствие «национальных границ» становится все более консолидированным глобальными игроками. Этот процесс достаточно естественен, и, кажется, лидеры уже укрепили свои позиции настолько, что им нечего опасаться, если они имеют авторитет и могут угадывать потребности пользователей.

Но пример кризиса в управлении Nokia показывает, что любую компанию могут поджидать крупные проблемы. Неудачи на разных фронтах и текучка кадров стали результатом излишнего консерватизма и чрезмерной самоуверенности в себе как «законодателе мод». Ситуация вокруг финского гиганта настолько накалилась, что даже The New York Times подготовила разгромную статью против финской Nokia. Как стало известно в сентябре прошлого года, издание свою статью снабдила мнениями ряда бывших сотрудников компании и выразила общее недовольство топ-менеджментом. Nokia испытывает проблемы везде. Например, в Индии, где ранее финнам принадлежало более половины рынка, лишь за один квартал доля вендора упала до 36,3% (с 54,1%). Если позиции еще больше расшатаются, то не только The NYT может поучаствовать в агонии Nokia.

Таким образом, 2011 год станет годом торжества LTE, «планшетников», Марка Цукерберга, Джека Дорси, множества мобильных сервисов, крупнейших операторов связи и вендоров.


Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки