English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
В Финляндию в темпе Allegro
Дата: 16.12.2010

В Финляндию в темпе Allegro


12 декабря состоялось торжественное открытие скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. С 13 декабря поезда Allegro будут ежедневно совершать два рейса из Санкт-Петербурга (в 6.40 и 15.25) в Хельсинки и два рейса из Хельсинки (в 10.00 и в 15.00) в Санкт-Петербург. Поезда «Репин» и «Сибелиус», которые раньше ходили между двумя городами, теперь отменены. Поезд «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки) продолжит курсировать между двумя столицами.

Относительно технической стороны проекта стоит заметить, что скоростное движение Санкт-Петербург – Хельсинки не является каким-то большим шагом вперед. Скорости на железных дорогах других стран намного выше, поезда серии Pendolino давно используются во многих европейских странах (в том числе в Финляндии), причем скорость ряда модификаций этих поездов превышает максимальную скорость Allegro на 30-50 км/ч. Но не техническая сторона является определяющей в проекте скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Проект важен как инфраструктурный международный проект, в котором наряду с высоким техническим уровнем применены новые технологии прохождения таможенного и пограничного контроля. В дальнейшем распространение этих технологий на другие виды транспортного сообщения между двумя странами, а также между Россией и другими странами, будет способствовать облегчению визового режима и прохождению пограничных формальностей. Уже существуют планы введения безвизового режим въезда в РФ на 72 часа для пассажиров поезда Allegro, наподобие безвизового режима для круизных и паромных пассажиров в порту Петербурга. В конечном итоге повсеместное введение льготных формальностей и упрощение получения виз приведет к безвизовым отношениям между Россией и ЕС. По этим причинам повышенное внимание открытию скоростного движения было проявлено со стороны руководства обеих стран. Пассажирами первого поезда Allegro стали председатель Правительства РФ Владимир Путин и президент Финляндии Тарья Халонен.

Главным преимуществом нового поезда следует считать уменьшение времени в пути почти в два раза. Для организации скоростного движения Россия и Финляндия страны создали совместное предприятие (Oy Karelian Trains Ltd ), купили четыре поезда Pendolino Sm6 у французской компании Alstom и провели модернизацию железнодорожных путей на маршруте Санкт-Петербург - Бусловская и Хельсинки – Вайниккала. В России также проводится перенос грузового движения с линии Санкт-Петербург – Выборг на линию Ручьи - Петяярви - Каменногорск - Выборг (более подробно об организации скоростного движения между двумя странами см. в нашей публикации «Европа станет ближе?»).

Итак, теперь новый поезд преодолевает расстояние между двумя городами за 3,5 часа, вместо 6 часов 18 минут (время в пути старых поездов «Репин» и «Сибелиус»). Уменьшение времени движения осуществлено за счет увеличения скорости движения поездов (максимальная скорость в России – 200 км/ч, в Финляндии – 220 км/ч) и за счет проведения таможенных и пограничных формальностей во время движения поезда.

В настоящее время пассажиропоток по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки составляет около 400 тысяч человек в год. В совместных планах железнодорожных властей России и Финляндии предполагается к 2014-2015 годам увеличить пассажиропоток в два раза. К лету 2011 года планируется увеличить интенсивность движения поездов Allegro на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки (вероятно, из каждого города будет отправляться ежедневно по четыре поезда).

Помешать планам развития перевозок может цена билета на поезд Allegro. Стоимость проезда в новом поезде увеличивается примерно в полтора раза по сравнению со старыми поездами. Цена билета во 2-ом классе составит 84 евро (было около 55), проезд в 1-ом классе увеличится до 134 евро (с 90 евро). Стоимость проезда на новом поезде является важнейшим вопросом по которому эксперты и журналисты критикуют проект. При этом высокая цена, по мнению многих экспертов, может помешать достижению такого результата, как увеличение пассажиропотока в два раза. Но на самом ли деле настолько дорогой поезд Allegrо?

В настоящее время из Санкт-Петербурга в Хельсинки можно добраться практически всеми видами транспорта: автомобильным (на личном автомобиле и на автобусах), железнодорожным, морским и воздушным. Железнодорожный транспорт, как показывает сравнительная таблица, является на первый взгляд одним из самых дорогих.

Вид транспорта Стоимость (евро) Время в пути (час)
Поезд Allegro 2 кл. -84, 1 кл. -134 3,5
Самолет от 70 1,0
Паром 30-500 13,5
Автобус 40 8,0

Правда, надо учитывать, что стоимость билета на самолет может быть намного дороже, скидки обычно предлагаются не в самые удобные для поездки дни и их количество ограничено. С паромом сходная ситуация – минимальные цены действую не в самые удобные дни и распространяются на 4-местные каюты на нижней палубе. В тоже время на автобусы стоимость проезда может быть еще ниже, порядка 30 евро (в таблице указан автобус, который идет по расписанию и без очереди на границе), но и время поездки при этом может быть увеличено на 3-4 часа из-за очередей на границе.

В Европе на железнодорожном транспорте действует широкая комбинированная система скидок (в зависимости от даты и времени поездки, количества и возраста пассажиров). В старых поездах Санкт-Петербург – Хельсинки также действовала система скидок, может быть не такая многообразная, как в Европе, но более гибкая, чем в поездах РЖД на территории России. Если на билеты в новые поезда будет распространена система всевозможных скидок, то стоимость проезда во многих случаях окажется ниже заявленной. А по времени поезд является самым быстрым видом транспорта (при учете того, что в аэропорт надо прибывать заранее, на входе и выходе проходить ряд формальностей). Поэтому, несмотря на иногда кажущуюся более высокую стоимость проезда, другие преимущества поезда Allegro могут перевесить этот недостаток.

Можно выделить четыре основных цели, с которыми граждане РФ едут в Финляндию:
- отдых,
- шоппинг,
- деловые поездки,
- использование транспортной инфраструктуры Финляндии с целью более удобных и дешевых поездок в другие страны.

Часто эти цели пересекаются и выделить какую-то отдельную достаточно сложно.

Наиболее востребованным поезд Allegro, вероятно будет у бизнесменов – минимальное время и комфорт по достаточно умеренной цене.

Для поездок с целью шопинга поезд будет также достаточно удобен. Нельзя забывать, что кроме Хельсинки поезд делает остановки в нескольких городах Южной Финляндии, в том числе в таких крупных, как Лахти и Коувола, которые вполне подходят для походов по магазинам. При этом стоимость поездки до этих городов ниже, чем до Хельсинки – 2-ой класс до Коуволы 54,4 евро, до Лахти - 63,3 евро, соответственно стоимость билетов в 1-ом классе 92 и 104,5 евро.

Отдых в коттеджах или на горонолыжных курортах, кажется менее удобным с поездом Allegro, чем на собственном авто. Тем не менее, те же горнолыжные трассы есть и в Коуволе и в Лахти, у финнов уже существуют планы по дополнительному привлечению российских туристов в эти города. При соответствующей стыковке расписания поездов и автобусов в центральные и северные районы Финляндии и соответствующей рекламе, поезд Allegro может быть использован и в поездках в другие регионы страны.

Что касается использования Финляндии, как транзитной страны для поездок в другие страны, то здеcь Allegro не будет пользоваться успехом у любителей совсем уж дешевых перелетов из Финляндии. С другой сторон, уровень цен на билеты из Пулково пока не меняется в более привлекательную сторону, разнообразие рейсов из нашего аэропорта тоже оставляет желать лучшего. (Хотя сделать Пулково международным авиационным хабом теперь помогают зарубежные партнеры, может что-то и получится?). Поэтому использование поезда в Хельсинки для дальнейших поездок в другие страны для многих будет достаточно привлекательно.

Несомненно, что привлекательным поезд окажется у финнов и пассажиров из других стран, совершающих поездки через Финляндию и в Финляндию. Правда расписание поездов Allegro пока таково, что за один день из Фнляндии нельзя совершить поездку в Россию (утром уехать - вечером вернуться, отечественным бизнесменам расписание позволяет совершать поездку за один день). Увеличение количества поездов позволит совершать более удобные поездки за один день (отъезд рано утром, возвращение поздно вечером). По всей вероятности будет привлекательным поезд для иностранных туристов, отдыхающих в Финляндии для поездки на несколько дней в Санкт-Петербург, особенно при введении режима безвизовых поездок на 72 часа. Удобна будет система скоростного движения и при поездках на какие-то интересные мероприятия (культурные, спортивные, профессиональные и т.д.). Например, в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу 2018 года, маршрут Хельсинки – Санкт-Петербург может быть привлекателен для многих иностранных туристов.

В конце концов, тем, кто не доволен стоимостью поездки, надо вспомнить о времени поездки – три с половиной часа со всеми пограничными формальностями - это на самом деле очень мало. Для сравнения многие жители Санкт-Петербурга тратят столько же времени на поездку на дачу на электропоезде, а в часы пик и поездка на дачу на автомашине занимает не меньше времени. Можно вспомнить и о пробках, которые периодически возникают на пограничных переходах на российско-финской границе. Поэтому стоимость проезда может несколько и высока, но в общем соответствует предлагаемым услугам. Другое дело, что на сайте ОАО «РЖД» существующие цены обозначены, как действительные по 21.03.2011, что будет с тарифами далее неясно. Вероятно, решение будет принято после анализа итогов первых месяцев эксплуатации новых поездов, но в уменьшение тарифа верится с трудом.

В связи с рядом негативных моментов, которые сопутствуют эксплуатации поезда «Сапсан», в некоторых СМИ высказывались мнения о том, аналогичные вопросы могут возникнуть по проекту скоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки. В первую очередь это безопасность жителей районов, по которым проходят скоростные поезда. Несмотря на ряд мер, предпринимаемых в ОАО РЖД, «Сапсан» регулярно совершает наезды на людей. Только в декабре в Ленинградской области с участием «Сапсана» произошло два случая со смертельным исходом. Хотелось бы ошибиться, но и на линии Санкт-Петербург – Бусловская возможны аналогичные происшествия. Железная дорога проходит по густонаселенным районам Санкт-Петербурга и Ленинградской области, население которых в дачный период значительно возрастает. В тоже время заявления руководства ОАО РЖД о ликвидации на участке дороги переездов, так и остались заявлениями, не подкрепленными действиями. О подземных или надземных переходах для пешеходов также забыли, ограничившись перилами посредине пассажирских платформ. Даже заборы, которые строят вдоль трассы (как для безопасности людей, так и животных) тоже до конца не достроили, доказательством этого служит то, что второй (!) поезд Allegro в день открытия скоростного движения на перегоне Буслово-Лужайка сбил лося.

Другим неприятным сюрпризом для жителей районов, прилегающих к железной дороге Санкт-Петербург – Москва, стало изменение расписания электропоездов, произошедшее из-за организации скоростного движения. Вопросы с отменой электричек были настолько злободневны, что губернатору Тверской области пришлось обращаться в Министерство транспорта, чтобы изменить ситуацию. В случае с движением на линии Санкт-Петербург – Хельсинки, по заявлениям руководителей ОАО «РЖД», уменьшения количества электропоездов не будет. Но если в настоящее время это и понятно, так как новые поезда запущены вместо старых, то что будет при увеличении интенсивности движения скоростных поездов Allegro, пока можно только гадать.

Тем не менее, скоростное движение Санкт-Петербург – Хельсинки открыто. Есть все основания полагать, что поезда Allegro послужат дальнейшим укреплениям добрососедских связей между Россией и Финляндией. А для России реализация этого проекта станет очередным шагом в создание сети скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий по всей стране.

Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки