English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт в области прикладной политики
Юбилейные достижения
Дата: 06.08.2009

Юбилейные достижения

«1809 Формирование нации»… формирование финской нации
на основе шведских и российских традиций
Формирование нации понимается как нескончаемый процесс,
который продолжается из поколения в поколение».

С сайта, посвященного юбилейным событиям в Финляндии

200 лет – возраст финской нации, и столько же лет Великому княжеству Финляндскому в составе Российской империи, то есть 200 лет назад произошло цивилизационное формирование финской государственности, и произошло это под патронажем России.

В марте 1809 года в городе Порвоо был созван сейм представителей от сословий с территории бывшей Шведской Финляндии, завоеванной Российской империей. Собрание имело двойное значение: присяга верности со стороны представителей завоеванных территорий российскому императору и признание императором жителей завоеванных территорий своими гражданами, признание их основных прав, законов [1] и привилегий [2] .

Географическая близость, общие этапы исторической судьбы, экономические связи, культурное взаимопроникновение, человеческие контакты – что сохранилось от былой славы взаимовыгодного сожительства и что изменилось до неузнаваемости и практически до невозможности восстановления?


С точки зрения географии вроде ничего не могло измениться: Финляндия и Россия располагаются на одной Евразийской литосферной плите, никто никуда не движется. Есть, конечно, климат, который, как известно, меняется и накладывает определенные ограничения на условия жизни в регионе. Есть экологическое состояние Балтийского моря, которое вызывает серьезную обеспокоенность с середины прошлого столетия [3]. Однако есть географические факторы более высокого порядка, определяющие новые условия взаимодействия двух стран. Задаются эти условия параметрами не физической, а политической географии.

Финляндия-РФ-ЕС

Если ранее международная граница проходила между Россией и Финляндией, то в настоящее время она проходит между Россией и Финляндией-ЕС. И вопрос, чего больше в российско-финских взаимоотношениях – двустороннего фактора национальных интересов или европейского фактора – остается открытым.

Финляндия является участницей практически всех интеграционных механизмов Европейского союза: традиционных политических структур, Европейского валютного союза, Шенгенского соглашения. Еще в 1986 году Финляндия стала членом Европейской ассоциации свободной торговли (а кандидатом в члены ЕАСТ страна стала еще в 1961 году). Однако Финляндия все же считается страной, неприсоединившейся к ЕС, неприсоединившейся в военном отношении, или в нынешней трактовке, не состоящей в альянсах, – Финляндия не присоединилась к общей системе обороны Евросоюза.

Отношение финского населения к членству в Европейском союзе, по данным регулярно проводимого социологического исследования Евробарометр, также ниже среднеевропейской нормы [4]. И если среднестатистический европеец обеспокоен более всего проблемой экономического состояния собственной страны, то финнов занимают, прежде всего, проблемы безработицы и лишь затем общие проблемы экономики. А на третьем месте стоит не обеспокоенность инфляцией, как для среднестатистических европейцев, а вопросы здравоохранения (33% озабоченности финнов против 12% среднеевропейской) [5].

То есть степень интеграции Финляндии в Европейский союз – также вопрос дискуссионный [6]. Речь идет даже не о вовлеченности в институциональные процессы, а о национальном самосознании. По-видимому, европейский общий дом не способен вместить финское sisu [7].

Однако даже неполная интеграция Финляндии в Европейский союз способна принести большие выгоды как самой Финляндии, так и ее взаимоотношениям с Россией. При рассмотрении взаимодействия в рамках треугольника РФ-ЕС-Финляндия возможно, по крайней мере, два способа реализации трехстороннего международного сотрудничества с «добавленной стоимостью»:

  1. Финляндия как посредник для решения проблем взаимодействия России и ЕС,
  2. решение проблем России и Финляндии посредством привлечения механизмов ЕС.

Финляндия-посредник

Россия не раз обращалась через Финляндию с призывом введения безвизового режима для российских граждан в ЕС. Но если руководители внешнего ведомства Финляндии заявляют о желании скорейшего введения безвизового режима с Россией [8], то ЕС до сих пор ставит препоны открытию своих внешних границ для российских граждан, хотя бывший глава Еврокомиссии Романо Проди еще в 2003 году заявлял о введении безвизового режима с Россией через пять лет, то есть в 2008 году.

Другой пример использования финского ресурса посредничества – процесс одобрения отдельными странами Евросоюза, через особую экономическую зону которых будет проложен газопровод, проекта Nordstream. Президент Российской федерации Дмитрий Медведев призывал все страны ЕС равняться при выработке своей внешнеполитической позиции на Финляндию.

ЕС-спонсор

Примеры использования потенциала ЕС в богатом двустороннем сотрудничестве между Финляндией и Россией стоит, прежде всего, искать в институциональных механизмах развития регионального, субрегионального и локального трансграничного взаимодействия. Это как долгосрочные программы, так и краткосрочные проекты в рамках систем еврорегионов, Интеррег, Тасис, Северное измерение. Если проекты еврорегионов, Интеррег и ТАСИС были разработаны в Евросоюзе «изнутри», то программа «Северное измерение» стала национальной инициативой Финляндии, выдвинутой в 1997 году.

Финляндия-Россия-СЗФО-Санк-Петербург


Россия, на протяжении всего времени существования Финляндии в автономии от Шведского королевства, занимала особое место во внешней экономике и политике Финляндии [9]:


  1. автономный статус Финляндии в составе Российской империи, ее независимость от Швеции стали основным катализатором развития финского языка и формирования национальной финской идентичности;


  2. политическая близость с Россией стала предпосылкой для развития в Финляндии промышленности и инфраструктуры, так в конце XIX - нач. XX вв. в Финляндии была создана современная сеть железных дорог (размер колеи которых был равен российскому), после Второй мировой войны для выплаты СССР репараций в виде товарных поставок Финляндия выделила существенные ресурсы на развитие национальной металлургии и машиностроения;


  3. к 1915 году российское направление составляло около 95% совокупного финского экспорта;


  4. в 70-80-е гг. XX века СССР являлся главным внешнеторговым партнером Финляндии.


Непростой период реструктуризации двусторонних отношений России и Финляндии был пройден в 90-х годах, после распада СССР, разразившегося в Финляндии экономического кризиса и глубокого спада торговых связей.

На современном этапе Российская федерация является вновь главным внешнеторговым партнером Финляндии: российское направление дает 11,6% экспорта из Финляндии и 16,5% импорта (см. диаграмму).

Страны-партнеры по экспорту Страны-партнеры по импорту

По данным ФРТПП


Для России в целом северный сосед не имеет столь большого значения, как vice versa. По экспорту Финляндия, хотя и входит в десятку ведущих стран-партнеров, но занимает по итогам 2008 года лишь 9ое место (см. диаграмму). По импорту Финляндия занимает лишь 12ое место и оказывается на 12ом месте по совокупному товарообороту с зарубежными странами. Если отталкиваться от данных, представленных ОАО РЖД (более 26 млрд. долл. товарооборота за год), то Финляндия обгоняет Великобританию и оказывается на 11ом месте среди всех внешнеторговых партнеров России.

Экспорт (млн. долл.) Импорт (млн. долл.)

По данным ФТС

Однако если перейти в Российской Федерации на один экономико-географический уровень ниже, то внешнеэкономические показатели немного приблизятся к финским: значение Финляндии для Северо-Западного региона РФ огромно.

По объему экспорта и импорта в Северо-западном регионе РФ Финляндия заняла в прошлом году 4ое место (см. диаграмму).

Экспорт (млн. долл.) Импорт (млн. долл.)

По данным СЗТУ

В приграничном сотрудничестве Северо-западного региона доля Финляндии еще весомее – 45,8% всего товарооборота (см. диаграмму).


По данным СЗТУ

Если же спуститься еще на один административно-политический уровень ниже – на уровень субъекта федерации город Санкт-Петербург – российские и финские внешнеэкономические показатели станут еще более сбалансированными. В настоящее время Финляндия занимает третье место в объеме импортируемой [10] в Санкт-Петербург продукции (см. диаграмму).


По данным СЗТУ

По объему иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга за прошедший год Финляндия вышла также на третье место с долей в 8,1% (см. диаграмму).


По данным Петростата

По объему прямых иностранных инвестиций в Санкт-Петербурге в нынешнем году Финляндия с долей в 20,2% вырвалась на первое место (см. диаграмму).


По данным КЭРППиТ

Несмотря на различия в доле участия указанных географических регионов России (Россия в целом, СЗФО и Санкт-Петербург) в российско-финском экономическом сотрудничестве, одним из определяющих векторов торгового сотрудничества с Финляндией для всех трех является энергетическая отрасль.

Российские компании на 100% обеспечивают потребности Финляндии в природном газе, доля которого в энергетике страны составляет 10,6%. Особенная близость газовых отношений России и Финляндии находит отражение, например, в том, что 25% акций компании-импортера природного газа в Финляндию и владельца распределительной сети Gasum принадлежит ОАО Газпром. Финская компания Fortum представлена, в свою очередь, в электроэнергетике России [11] .

Имеются примеры тесного сотрудничества РФ и Финляндии в области производства и продажи горюче-смазочных материалов. В частности, финская Neste и российский Лукойл вносят существенный вклад в развитие топливных рынков двух государств.

Для России большое значение имеет телекоммуникационная отрасль Финляндии, и не только излюбленные мобильные телефоны Nokia. Финляндия является одним из ключевых каналов выхода России в интернет. Финско-шведская TeliaSonera является давним участником российского рынка мобильной связи.

В телекоммуникационной отрасли, как и в энергетике, отмечается двусторонняя бизнес-интеграция – в Финляндии с 90-х годов работает компания Cubio Telecommunications, учрежденная группой так называемых «петербургских связистов» (см. статью Финско-российский вариант Skype: все не так плохо).

Петербургская составляющая отражена и в транспортной отрасли. В данной сфере реализуется, прежде всего, потенциал Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Финляндии в качестве транзитных территорий.

Несмотря на государственную политику Российской Федерации, направленную на привлечение экспортно-импортных грузов в российские порты, страны Балтии и Финляндия, прежде всего, продолжают играть важную роль в транзите российских импортных грузов (см. статью Рост современных портовых терминалов Северо-Запада – залог экономической безопасности России). Важнейшим преимуществом финского маршрута является отлично налаженная логистика, которая пока имеет преимущества перед отечественными портами даже при приграничных пробках. Экономический кризис в 2009 году значительно уменьшил объемы этих грузов, но при благоприятной законодательной обстановке в Российской Федерации можно с уверенностью говорить о том, что после кризиса грузооборот Финляндия–Россия вернется к докризисным параметрам.

Активно развивается сотрудничество между ОАО РЖД и финскими железными дорогами (VR Group Ltd). Наиболее амбициозный проект в области создания транспортной инфраструктуры – проект скоростного железнодорожного движения Хельсинки-Санкт-Петербург [12] стоимостью более 2 млрд. евро. Открытие скоростного движения предполагается в 2010 году (см. статью Европа станет ближе?). Большим потенциалом обладают железнодорожные грузовые перевозки между двумя странами: несмотря на работу нескольких совместных предприятий с участием российских и финских железных дорог, величина грузопотока по железной дороге в настоящее время существенно уступает автомобильному транспорту.

Возможности морского сообщения между Санкт-Петербургом и Финляндией, в первую очередь, паромных линий, пока не реализованы, несмотря на принятие в РФ ряда документов, упрощающих визовые формальности для паромных пассажиров (см. статью Все флаги в гости будут к нам).

Все большую роль играет для российских граждан отрасль авиаперевозок Финляндии, прежде всего, для жителей Северо-западного федерального округа. Аэропорт Вантаа под Хельсинки является излюбленным местом отправления российских туристов в зарубежные поездки.

И в туристической отрасли регион Санкт-Петербурга существенно выделяется из общероссийской статистики. За 2008 год Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге было выдано более полумиллиона виз [13] , в целом по России было выдано около 700 тыс. виз [14], то есть доля Санкт-Петербурга составила 75%. Со стороны Финляндии в качестве ответного реверанса выступает тот факт, что консульство в Санкт-Петербурге является крупнейшим зарубежным дипломатическим представительством страны.

И если поток туристов в Финляндию из прочих регионов России (в том числе столичного региона) в результате кризисных явлений в экономике сокращается, то количество финских виз, выдаваемых петербуржцам, только растет [15]. И позитивная динамика роста российско-финских контактов в области туризма сохраняется.

А туристы из России в Финляндии выгодно отличаются для финских компаний (а также муниципального, регионального и национального бюджета) от представителей других стран, так как они тратят в Финляндии в среднем в два раза больше – до 100 евро в день. Треть зарубежных туристических вливаний в финскую экономику приходится на российское направление [16] .

До недавнего времени активно развивалось двустороннее сотрудничество России и Финляндии в области лесопромышленного комплекса. Однако в свете новой стратегии Российской Федерации по отношению к собственным лесным ресурсам и отрасли деревообработки и в связи со спадом спроса на продукцию из-за экономического кризиса расширение российско-финского взаимодействия в области лесопромышленной отрасли будет обременено существенными трудностями.

В связи с кризисным состоянием лесопромышленной отрасли одним из ведущих направлений развития региона Юго-Восточной Финляндии может стать сфера туристических и торговых контактов с Россией.

В строительной отрасли, напротив, в российско-финских отношениях наметился существенный дисбаланс, и не в пользу российских компаний. Финские компании имеют большой опыт выполнения строительных работ в России, еще с советских времен. Компания YIT участвовала в строительных проектах нескольких лесопромышленных комбинатов, Сайменского канала, в реконструкции гостиничной сети (о современном положении концерна YIT в России см. статью ЮИТ в России). После кризиса в строительной отрасли Финляндии в начале 90-х финны вновь увеличивают масштабы деятельности на российской территории.

На сегодняшний день в России представлены все ведущие игроки строительного рынка Финляндии: YIT, Lemminkainen, SRV, Quattrogemini. Ряд небольших компаний даже собирается участвовать в строительстве олимпийских объектов в Сочи [17]. С 1995 года собственное производство на территории России развивает Tikkurila[18]. Но на строительный рынок Финляндии российские компании выходить не спешат. Исключением является разве что петербургский холдинг Setl Group, окончивший строительство своего первого коттеджного поселка в Финляндии в прошлом году.

Вместе с тем активность российских граждан на рынке недвижимости Финляндии небывалая: более половины всей скупаемой в стране недвижимости иностранцами приходится на представителей РФ. Причем интерес к финской недвижимости проявляют не только жители Северо-западного федерального округа. Подобные масштабы деятельности российских граждан на территории Финляндии вызывают порой беспокойство коренных жителей. Проекту компании Silta Solutions, принадлежащей все той же группе «питерских связистов», воспротивились, например, жители муниципалитета Саариярви, собравшие подписи против приобретения компанией с российскими «корнями» 200 га земли на побережье озера. Однако интерес российских граждан к недвижимости в Финляндии, по-видимому, будет сохраняться, а значит, для выхода на данный рынок будут изыскиваться новые, более изощренные механизмы.

Сферой финского преобладания стоит признать продовольственную сферу. С 90-х годов зарекомендовали себя на российском рынке шоколад Fazer, конфеты Panda, кофе Paulig и молочная продукция Valio. Отдельные компании, как, например, Fazer [19], выступают прямыми инвесторами на территории России, не ограничиваясь представительством для координации продаж товара. Перспективным направлением российско-финского сотрудничества в продовольственной сфере может стать опыт организации финской молочной индустрии в рамках Valio на российской почве.

Другой пример финской активности на российском рынке – издательская сфера. В 2005 году финский концерн Sanoma выкупил у голландских предпринимателей издательский дом Independent Media [20], который на настоящий момент объединяет более 50 изданий и проектов. На рынке российских СМИ сильны позиции и другого представителя Европейского севера – шведского инвестиционного фонда Kinnevik, который владеет газетой Metro, телевизионным холдингом СТС Media и справочником Желтые страницы.

Область практически полной интеграции шведских и финских участников на российском рынке – банковская сфера (см. Необеспеченная торговля или деятельность финских банков в России). Дочерние предприятия шведского банка Nordea на территории России (Международный московский банк, а затем Оргрэсбанк) обеспечивают основные потребности в финансовых услугах практически всех финских предприятий. Исключение не составляют даже дипломатические представительства Финляндии.

Российские банки предпринимали попытки выйти на финский рынок, но они закончились неудачно. Международный банк Санкт-Петербурга пытался в начале 2000-х открыть свой филиал в Хельсинки, однако противодействие финских регуляторов вынудило его отказаться от своих планов.

Несмотря на трудности в отдельных сферах экономического взаимодействия России и Финляндии культурные связи и человеческие контакты развиваются очень динамично. В первую очередь, речь идет, конечно, о жителях Северо-западного федерального округа, но не только представителях финно-угорских народностей. В языковых школах Санкт-Петербурга, например, фиксируется постоянный рост желающих изучать финский язык: только за последние два года их численность выросла в два раза. Со стороны финских жителей интерес к россиянам регистрируется хотя бы по количеству браков, заключаемых с российскими гражданами. Да и вне сферы брачных отношений со стороны финнов отмечается всплеск интереса к русскому языку и русской культуре. В молодежной среде российских граждан множество поклонников имеют финские музыкальные группы. Культурная сфера и человеческий фактор российско-финского сотрудничества являются одними из наиболее перспективных направлений, в частности, они оказались подвержены финансовому кризису в очень незначительной степени.

[1] Александр I признал все действовавшие на завоеван ных территориях законы.

[2] Российский император освободил своих новых подданных от налоговых податей в центральную казну, предложив использовать собираемые средства на собственные потребности.

[3] Сотрудничество в области устойчивого развития и, прежде всего, по очистке сточных вод в Финский залив, является одной из ведущих сфер сотрудничества между Россией и Финляндией. Президент Финляндии Тартья Халонен лично курирует несколько экологических проектов.

[4] The Europeans in 2009// http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_308_en.pdf

[5] Eurobarometer. The key indicators. Results in Finland// http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb_special_en.htm

[6] Впервые идею о противопоставлении Финляндии и Европы высказал философ Йохан Якоб Тенгстрем в XIX веке.

[7] Отдельные политические группы готовы, впрочем, рассматривать Финляндию и в сообществах более крупного порядка – в финском обществе не прекращаются дискуссии о возможном вступлении Финляндии в НАТО.

[8] См. высказывание министра иностранных дел Финляндии Александра Стубба в октябре 2008 года, накануне министерской встречи в рамках «Северного измерения»

[9] За исключением, пожалуй, периода 1918-1939 гг., когда как экономические, так и политические контакты двух стран были сведены к минимуму.

[10] По экспорту статистика несколько скромнее – лишь 13ое место

[11] До 2007 года Fortum владел долей в ОАО Ленэнерго, а затем переключился на генерацию. В настоящее время компания владеет 25,66% ТГК-1 и 92,9% ТГК-10.

[12] Идею организации высокоскоростного железнодорожного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом предлагал еще Анатолий Собчак в 1995 году.

[13] Это рекордный показатель среди всех дипломатических представительств города.

[14] По данным финской статистики, страну за 2008 год посетило более 2 млн. туристов из России.

[15] По последним данным, рост количества выданных виз Генеральным консульством Санкт-Петербурга в 2009 году составил 3,9%.

[16] По данным Tilastokeskus (Бюро статистики Финляндии), из 2,2 млрд. евро, потраченных в целом иностранными туристами в прошлом году на территории Финляндии, 658 млн. евро пришлось на российских туристов.

[17] В рамках концерна SOFI Oy

[18] Поставки лакокрасочной продукции из Финляндии Tikkurila осуществляла еще в советское время.

[19] Компания Fazer владеет несколькими хлебозаводами (ОАО Хлебный дом, ОАО БКК Нева, ОАО Хлебозавод Муринский, ОАО Хлебозавод Василеостровского района, ОАО Звездный) и предоставляет кейтеринговые услуги через ООО Фацер Амика.

[20] После приобретения ИД финским концерном стал называться Independent Media Sanoma Magazines.
Отправить сообщение

*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки