English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
Все флаги в гости будут к нам
Дата: 23.06.2009

Все флаги в гости будут к нам


Что мешает увеличению количества туристов, прибывающих в Санкт-Петербург на морских судах.
Морской туризм имеет важное значение для бюджета Санкт-Петербурга. По статистике каждый посещающий город турист с морского лайнера оставляет в Санкт-Петербурге в среднем 150-200 евро.
Администрация Санкт-Петербурга тратит значительные средства для увеличения привлекательности города, как крупнейшего туристического центра. В некоторые дни центральная часть города буквально оккупирован туристическими автобусами. Значительную часть эти машин составляют автобусы, перевозящие туристов с круизных лайнеров, приходящих в Санкт-Петербург.
К сожалению, часть этих средств и усилий, в особенности в части привлечения иностранных туристов, пропадает даром. Причин много – от высокой стоимости гостиниц до отсутствия самых элементарных услуг туриндустрии. Экономический кризис также сказался на количестве туристов, заполняемость городских гостиниц за первые месяцы 2009 года упала на треть.
В навигацию 2009 года в Петербурге ежедневно находятся 3-4 круизных судна общей вместимостью 2,5-5 тысяч туристов. Но бывают и более «горячие дни», например, 27 мая у причалов Санкт-Петербурга находилось 7 круизных судов общей пассажировместимостью около 12 тысяч туристов, а 4 июня было 10 судов пассажировместимостью более 15 тысяч туристов. Особую роль в привлечении иностранных туристов, прибывающих в город морским путем, должен сыграть проект «Морской Фасад».

Проект «Морской Фасад»
Два проекта на намывных территориях в западной части Васильевского острова под общим названием «Морской фасад» реализует Управляющая компания «Морской фасад». Один проект представляет намыв около 400 га новой территория под строительство более 4 млн. кв. метров недвижимости, второй проект - создание морского пассажирского порта.
Строительство пассажирского порта проводится в рамках государственно-частного партнерства. Реконструкция Петровского фарватера, строительство подходного канала и акватории пассажирского порта, пункта пропуска осуществлялись за счет федерального бюджета РФ. Образование территории, строительство гидротехнических сооружений, зданий пассажирских терминалов осуществляется за счет частных инвестиций. Владельцем порта является ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», связанное с УК «Морской фасад». Компании, являющиеся инвесторами и владельцами пассажирского порта, по сведениям СМИ связаны с депутатом Государственной Думы Виталием Южилиным.
Морской пассажирский порт может принимать круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров. Всего будет построено семь причалов с общей длиной причальной стенки более 2100 метров. Длина новых подходных каналов - 10 км, глубина подходных каналов и акватории по проекту - 11 метров. Максимальный пассажирооборот порта после завершения строительства составит 12 тысяч туристов в день. Планируется построить речной порт для перевозки туристов в центр и пригороды Санкт-Петербурга на речных судах.
В сентябре 2008 года в рамках строительства первой очереди порта в эксплуатацию введены два причала и здание круизного терминала с сопутствующими береговыми сооружениями. К концу 2009 года планируется закончить строительство второй очереди (три причала, один из которых паромный), до конца 2011 года будет закончено строительство третьей очереди (будут введены в эксплуатацию два последние причала).
После окончания строительства в 2011 году пассажирский порт будет выкуплен Администрацией Санкт-Петербурга. С выкупом акций ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» связан скандал, разразившийся в ЗакСе в июне этого года. Дело в том, что с 2004 года, когда была определена выкупная цена пассажирского порта (6,1 млрд. рублей), стоимость изменилась и сейчас составляет более 10 млрд. рублей.


До недавнего времени пассажирские суда, приходящие в город, швартовались у причалов Морского вокзала, на набережной Лейтенанта Шмидта и на Английской набережной, а также на нескольких причалах в Большом Морском порту (причалы № 29, 30, 32, 33 на Гутуевском острове). Недостатком такой схемы является невозможность швартовки у набережных судов длиной более 200 метров, а стоянка пассажирских лайнеров в грузовом порту неудобна ни пассажирам, ни порту. Поэтому возник проект нового Морского пассажирского порта. Открытые в сентябре 2008 года 2 причала пассажирского порта с мая текущего года стали активно принимать круизные лайнеры. За май 2009 года в Петербурге состоялось 45 заходов пассажирских судов, из них 16 швартовались к причалам нового порта. Пассажировместимость всех прибывших в мае в город лайнеров приближается к 70 тысячам человек, из них более 36 тысяч приходилась на судах, приходивших на причалы «Морского Фасада». За первую половину июня в город заходило 46 пассажирских суднов, из них 13 на причалы «Морского Фасада», соотношение пассажиров - 55 тысяч всего, 27 – «Морской Фасад». Статистика показывает, что новыми причалами пользуются самые крупные круизные суда. Всего за навигацию 2009 года Санкт-Петербург посетят 340 судов, из них 112 пришвартуются к новым причалам «Морского фасада».
Круизные лайнеры и паромы, именно пассажирские суда таких классов приходят в Санкт-Петербург.

Круизное судно предназначено для международных путешествий при перевозках пассажиров, участников групповой программы и размещенных на борту, с целью запланированных туристических посещений одного или больше различных портов, и в которых при плаваниях обычно не происходит:
- посадки или высадки каких-либо других пассажиров;
- выгрузки или погрузки грузов.

Паром – это пассажирское судно, совершающее регулярные рейсы между несколькими портами. Кроме пассажиров паромы могут перевозить грузы и автомашины (как легковые, так и грузовые).


Выделение среди пассажирских судов понятий круизное судно и паром связано с тем, что пассажиры этих судов до недавнего времени пользовались разным порядком посещения Российской Федерации.
Круизные суда. Следует заметить, что на фоне снижения количества иностранных туристов, приезжающих в Санкт-Петербург в 2009 году, количество круизных судов, приходящих в город по сравнению с 2008 годом увеличивается. Такая ситуация обусловлена несколькими причинами. Круизное путешествие при кажущейся на первый взгляд высокой стоимости, имеет ряд преимуществ, которые нивелируют стоимостные минусы. Круизный турист имеет возможность за короткое время посетить несколько стран, во время посещения разных стран туристы живут на борту судна, поэтому не зависят от особенностей ценообразования в гостиничном бизнесе разных стран. Еще одним важным положительным моментом при посещении Петербурга является то, что туристы, прибывающие на круизных судах, могут находится на территории РФ 72 часа без визы (постановление Правительства РФ о такой возможности было принято в 2003 году). Единственное условие, что безвизовые туристы должны быть «участниками групповой туристической программы», на практике это осуществляется путем организации для круизных туристов обязательных автобусных экскурсий. Такая схема посещения города имеет ряд нюансов. При участии в круизном путешествии турист посещает последовательно несколько стран, и даже неосознанно сравнивает их между собой. Санкт-Петербург в таком случае выполняет роль «лица» страны, при положительном впечатлении от посещения города у туриста возникнет желание посетить отдельно Санкт-Петербург и другие города России. Предоставление туристам услуг очень высокого качества при такой схеме посещения имеет важнейшее значение. Таким образом, принимающей стороне важно в течение короткого времени (круизные суда, как правило, прибывают в Санкт-Петербург утром, а уходят вечером, или вечером следующего дня) познакомить туристов с несколькими достопримечательностями, которые являются визитной карточкой города, при этом все должно проходить на очень высоком уровне.
В условиях ограниченного времени нахождения в городе вопрос отлаженной транспортной инфраструктуры имеет для круизных туристов решающее значение. Так по информации некоторых туроператоров приходилось убирать из программ иностранных туристов посещение пригородов Санкт-Петербурга из-за постоянных пробок. Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) могло бы стать решением этой проблемы. ЗСД должен пройти по западному краю Васильевского острова, в этом случае вопрос выезда в пригороды решался бы очень просто. К сожалению, по последним сведениям из-за кризиса завершение ЗСД сдвигается на 2013-14 годы. Интересным решением является строительство речного порта для перевозки пассажиров круизных лайнеров и паромов в центр Санкт-Петербурга и в те же пригороды (Петродворец, Ораниенбаум, Кронштадт). Правда заявляемые руководством «Морского фасада» цифры (предполагают 60% туристов перевозить речными судами) кажутся слишком смелыми. Перевезти более 6 тысяч человек «Метеорами» и речными трамваями за несколько часов при существующей инфраструктуре нереально. Даже после строительства речного порта, а надо не менее 5-7 причалов) потребуется строить инфраструктуру на местах прибытия (имеющиеся причалы не справятся с таким потоком). Встает вопрос и о наличии нужного количества судов. Для их строительства нужны время и деньги. А из-за кризиса и непонятной ситуацией в связи с принятием закона Санкт-Петербурга «О водном транспорте» владельцы речных судов заморозили строительство нового флота. Поэтому идея перевозки речным транспортом перспективна, но требует детальной проработки и уточнения многих параметров. Этим летом снижение интенсивности транспортного потока на улицах города составляет 7-10%, поэтому появление нескольких сотен автобусов создает только локальные пробки у некоторых достопримечательностей в центре города. Но если представить ситуацию максимального количества туристов: в новом порту (12 тысяч), максимальное заполнение других пассажирских причалов – получается цифра не менее 20 тысяч. Для такого количества надо 400-500 автобусов. Одновременное появление их на мостах в центре города способно вызвать серьезный транспортный коллапс. В такой ситуации знакомство с городом вряд ли доставит радостные ощущения.
Паромы. Большинство стран Балтийского моря связаны между собой паромными линиями. В отличие от круизных лайнеров, которые являются в первую очередь туристическими судами, паромы являются в первую очередь средствами передвижения и перевозки автомашин и грузов. Паромные линии связывают Финляндию, Швецию Эстонию, Латвию, Германию и другие страны. Санкт-Петербург все время выпадал из списка паромных городов Балтики, многие объясняли это неудобством получения иностранными пассажирами паромов российской визы. В ноябре 2008 года Государственной Думой РФ были приняты поправки к закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», позволяющие без виз посещать страну паромным туристам. Срок посещения страны для безвизовых паромных туристов был определен в 72 часа. Условием безвизового посещения также является обязательное «участие в групповой туристической программе» Важным отличием от круизных туристов является возможность проживания паромных туристов не только на пароме, но и в гостиницах, что связано со спецификой паромных линий. Движение паромов, как правило, подчинено жесткому расписанию, время стоянки в порту часто минимизировано и связано с временем высадки/посадки пассажиров и выгрузки/погрузки грузов.
Принятие поправок о «паромных туристах» активно лоббировалось Администрацией Санкт-Петербурга и компаниями туриндустрии. Предполагается, что принятие этих поправок должно увеличить количество путешественников, прибывающих в город морским путем. Паромы имеют перед круизными судами важное преимущество, которое заключается в том, что паромы могут приходить в город круглый год, в отличие от круизных судов, навигация которых продолжается с мая по сентябрь.
Пока увеличение потока туристов за счет открытия паромных линий не произошло (не открыто ни одной паромной линии). Причин несколько. Одна из них в том, что постановление Правительства РФ по паромным туристам, отражающее поправки в законе, было принято только в мае 2009 года. Постановление определило в том числе ряд городов, на которые распространяется безвизовый въезд паромных туристов. Кроме двух портов в Санкт-Петербурге («Большой Морской порт Санкт-Петербург» и «Морской Пассажирский порт «Морской фасад») в список вошли Выборг и Калининград на Балтике, Владивосток и Корсаков на Дальнем Востоке, Новороссийск и Сочи на Черном море. Но практический порядок въезда паромных туристов еще не определен.
Экономический кризис и предыдущие неудачные попытки открытия паромных линий в Петербург также сыграли негативную роль. В течении 2000 годов несколько раз предпринимались попытки открыть паромную линию из Европы в Петербург. В 2002 году паромную линию Хельсинки – Санкт-Петербург запустила компания Silja Line. В 2004 году паромную линию открыла эстонская компания Tallink Group AS. Но в конце 2005 года обе линии были закрыты. В августе 2008 года очередную попытку предприняла финская Stella Lines, открыв линию Хельсинки – Санкт-Петербург, но в октябре и эта линия была закрыта. Причем петербургские бизнесмены собирались купить компанию Stella Lines, предприниматели предлагали Администрации города стать партнером в этом проекте, но в итоге сделка не состоялась.
Несколько раз появлялись сообщения, о том, что Администрация города проводит переговоры с паромными операторами, но пока информация об открытии паромной линии не подтверждается. По-видимому, до конца года возможно открытие временной (экспериментальной) паромной линии, а постоянное паромное сообщение откроется в 2010 году после завершения строительства паромного причала и терминала на «Морском фасаде».
Непонятно, как отразятся особенности безвизового посещения на количестве паромных туристов. Круизные туристы по статистике более старшего возраста, чем паромные, в этом смысле экскурсионное обслуживание им больше подходит. Паромные туристы моложе и динамичнее, захотят ли они увязывать посещение страны с групповыми экскурсиями? Опять же обязательное экскурсионное обслуживание увеличит стоимость поездки, паромы популярны как достаточно демократичный способ передвижения, наряду с билетами в каюты разных классов, есть даже билеты без кают, которые пользуются особой популярностью у учащейся молодежи. Удорожание билетов за счет экскурсионного обслуживания может негативно сказаться на количестве туристов. С российскими туристами также ситуация до конца не ясна. В 2008 году паром рекламировался как удобное средство объезда вместе с автомашиной пробок на границе с Финляндией, сейчас эта проблема менее актуальна. Поэтому большое значение приобретают предложения турфирм для российских туристов, которые поедут на пароме с автобусами. При этом важное значение будут иметь удобное расписание и конкурентная стоимость билетов по сравнению с другими способами путешествия.
Правильное решение этих вопросов позволит открыть паромную линию, которая бы пользовалась популярностью, а не повторила судьбу предыдущих проектов. Важно попробовать паромную линию уже в этом году, чтобы за зимний период (если линия не будет круглогодичной) исправить недочеты и провести хорошую рекламу.
Оценивая готовность города к увеличению потока туристов, можно сказать, что портовые сооружения, таким образом, готовы к приему туристов. С завершением строительства причалов «Морскогофасада» порт будет способен принимать 12 тысяч туристов в день (примерно 1,5 млн. человек ежегодно), причалы в порту и на набережных – еще 1 млн. туристов ежегодно итого – 2,5 млн. По сравнению с 400 тысячами морских туристов, ожидаемыми в 2009 год это отличная возможность для роста.
Поэтому, говоря об увеличении потока морского туризма в Санкт-Петербурге, становится ясно, что основные усилия надо приложить в сфере улучшения инфраструктуры обслуживания на берегу:

  • улучшение транспортной инфраструктуры обслуживания туристов,
  • увеличение количества объектов посещения в городе и пригородах для морских туристов,
  • улучшение качества туристических услуг в городе.

    Если ситуация в решении этих вопросов не будет улучшаться, то все меры по привлечению в Санкт-Петербург туристов (в том числе круизных и паромных) дадут отрицательный эффект. Решение транспортной задачи обслуживания туристов нельзя решить отдельно, эта проблема должна быть решена в общем контексте выработки транспортной стратегии города.


    Круизные лайнеры Zenith и Astor у набережной Лейтенанта Шмидта, июнь 2009 года.
    Отправить сообщение
    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки