English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт в области прикладной политики
Закон как индикатор общественных перемен
Дата: 03.06.2009

Закон как индикатор общественных перемен


На прошлой неделе в Комитете по законодательству Законодательного собрания был рассмотрен проект закона «О правительстве Санкт-Петербурга», внесенный В.И. Матвиенко 8 мая. Вердикт был вынесен, закономерно, положительный: Комитет рекомендовал Собранию принять законопроект за основу. Однако зачем понадобилось принимать новый вариант закона, если поправки в старый вариант закона «О правительстве Санкт-Петербурга» планомерно вносились со дня принятия его 30 марта 2003 года? Сравнительный анализ двух документов показывает, что причина кроется не только в антикризисной политике: с 2003 года существенно изменилась как региональная политическая, так и национальная и международная ситуация, что потребовало и существенных корректировок закона. Итак, в чем отличие нового документа от «старого»?

1. В законопроекте появляется большое количество ссылок на иностранные некоммерческие, коммерческие и правительственные структуры. В частности, подчеркивается, что вице-губернаторы не могут

  1. иметь иностранное гражданство либо вид на жительство за границей;
  2. принимать почетные знаки отличия иностранных государств без разрешения Президента РФ;
  3. выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных НКО.
2. Новый документ расширяет полномочия Субъекта – Губернатора по отношению к Объекту – вице-губернаторам. Губернатор получает право
  1. повторно вносить кандидатуру вице-губернатора, решение об отказе которой уже было принято Законодательным собранием;
  2. изменять сферы деятельности вице-губернаторов (которые должны быть указаны в предложении о назначении).
3. Помимо борьбы с преступностью в ведение Правительства внесено «противодействие терроризму и экстремизму». Впрочем, данное положение можно отнести и к первому пункту – связи с иностранными структурами.

4. В новом документе также отражены элементы кампании по борьбе с коррупцией и лоббизмом в пользу открытости:
  1. ежегодная подача декларации о доходах и имуществе, принадлежащим на правах собственности членам Правительства, их супругам и несовершеннолетним детям;
  2. запрет на предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, кроме творческой (в которой особо выделены два вида деятельности: преподавательская и научная), причем снова вступает в действие пункт 1 – творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет иностранных средств;
  3. запрет на получение любых форм «благодарностей», материального характера или в виде услуг, от физических и юридических лиц за осуществляемую служебную деятельность;
  4. запрет на осуществление функции поверенного или представителя по делам третьих лиц в органах государственной власти (читай – лоббиста).

Прочие изменения в тексте документа являются лишь небольшими поправками в формулировках, перестановками слов во фразах и другими «косметическими» улучшениями.

Таким образом, изменения за последние шесть лет в региональной и федеральной политической жизни (на основании сравнительного анализа двух документов) выразились в следующих явлениях:

1. Существенное усиление негативизма по отношению к иностранным элементам: организациям, компаниям и государственным структурам. Практически это вылилось в скандал в руководстве ТНК-BP и прочие действия по отношению к иностранным компаниям в нефтегазовом секторе, закрытие филиалов Британского совета, ужесточение законодательства по отношению к иностранным некоммерческим организациям, распространение информации о возможной активизации иностранных организаций на выборах в муниципальные образования, риторику об усилении независимости внешней политики РФ.

2. Нововведения, отраженные в пункте 2 представленного списка, по желанию анализирующего можно трактовать довольно вариативно, вот лишь несколько примеров:

  1. усиление властной вертикали,
  2. повышение мобильности и оперативности региональной политической жизни на фоне кризисных явлений мировой экономики,
  3. усиление исполнительной по отношению к законодательной ветви власти.
Справедливой для современной политической ситуации в России может быть каждая из представленных тенденций (выбор приоритетной остается за анализирующим).

3. В пункте 3 отдается дань сентябрьским событиям 2004 года в Беслане, 9 сентября 2001 в Нью-Йорке и прочим террористическим актам последних лет. И хотя терроризм уже не является главной темой повестки дня, а в апреле в Чеченской республике был снят режим контртеррористической операции (КТО), в той же Чечне в некоторых районах возобновлялся режим КТО, намедни режим КТО был объявлен в некоторых деревнях Ингушетии.

4. Кампанию по представлению ежегодной отчетности о собственных доходах и имуществе открыли в нынешнем году Президент Д.А. Медведев и Премьер-министр В.В. Путин, за ними последовали отдельные губернаторы и прочие государственные служащие. Со следующего года публичное представление деклараций станет обязательным (указы Президента от 18.05.2009).
А кампания по борьбе с коррупцией широко развернулась в нынешнем году в Санкт-Петербурге. В октябре прошлого года был принят закон «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», и весной нынешнего года уже были введены обозначенные дополнительные меры в действие. Из наиболее ярких – «горячая» телефонная линия и активная общественная пропаганда.

Итого: борьба с внешними и внутренними врагами, открытость и подотчетность политиков и выбор одной из трех альтернатив: усиление вертикали власти, повышение эффективности региональной политики в связи с финансовым кризисом или возвышение исполнительной над законодательной властью.


Отправить сообщение
*Email

Имя

*Сообщение

*Пожалуйста, введите код с картинки