English
Русский
Suomi
Deutsch
16.07.2015 - 31.07.2015  
Эксперт по телекоммуникационной отрасли
16.07.2015 - 31.07.2015

Ситуацию на рынке мобильной связи пока еще нельзя назвать критической. Но постепенно накапливаются признаки того, что борьба за абонента начинает переходить на другой уровень.
Причин приближающегося кризиса две. Во-первых, перенасыщение рынка и, как следствие, усиливающаяся конкуренция. Но это причина очевидная и достаточно давно существующая. Другой, более важным поводом к изменению динамики развития рынка является общий финансовый кризис в России. Телефон для потребителя – это такая вещь и сервис, от пользования которым он откажется в самую последнюю очередь. Тем не менее, покупка нового, более современного аппарата перестает быть наиболее насущной задачей. Это утверждение подтверждается статистическими данными. Например, по данным компании “Евросеть”, рынок сотовых телефонов, смартфонов, планшетов на Северо-Западе в 1 полугодии 2015 года упал на 8%. Но доходы операторам связи приносят, в первую очередь, услуги связи. Тут можно немного быть лучше, современнее, бюджетнее своих конкурентов. Или убедить в этом абонентов.
В такой обстановке некоторые деятели рынка для продвижения своих продуктов начинают применять хоть и законные, но нередко нечестные методы. В конце июля в такой деятельности были замечены все три представителя “большой тройки” рынка российской сотовой связи. ФАС России оштрафовала каждого из операторов за распространение ненадлежащей рекламы услуг в эфире федеральных телеканалов на 100 тыс. руб. Причем, поводом для штрафа сал очень мелкий текст в рекламе операторов. “Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации — способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы”, — считают в ФАС.

Аналитики уже давно обращали внимание регулирующих органов и пользователей о том, что мелкий текст в рекламных акциях различных услуг сотовой связи очень часто является самым важным моментов всей рекламы и несет в себе смысл, который может менять смысл предлагаемой “выгодной” сделки.
Оператор МТС был оштрафован за рекламу об отмене роуминга. Ведомство признало рекламу оператора “Мы отменили роуминг в России” недостоверной и ненадлежащей. Представитель оператора Дмитрий Солодовников заявляет, что МТС “по сути отменила роуминг для абонентов новых тарифов, а для пользователей старых тарифов предложила бесплатную опцию, которая обнуляет стоимость входящих при поездках по России”.
В другой телерекламной акции того же оператора “МТС Планшет Mini” указывалось, что опция представляет бесплатно 500 МБ в месяц при пользовании мобильным интернетом 4G. При этом в течение порядка 5 секунд с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводилась дополнительная информация об услуге, которая, оказывается, была доступна только на тарифном плане “МТС Коннект-4”.
В телевизионной рекламе тарифа от “Мегафона” был использован слоган “Все вокруг говорят по телефону? Привыкай! Переходи на ноль! Бесплатные звонки внутри сети.” Однако в ролике присутствовала набранная мелким шрифтом вставка, которая демонстрировалась 4 секунды и информировала о том, что в некоторых регионах стоимость вызова на номера “МегаФон” 0 руб. лишь с 1-й по 20-ю минуту в сутки.
Другим примером неявно скрытой информации стала реклама тарифа “МегаФон — Все включено S”. Эта реклама гласила, что абонентская плата за пользование услугой в размере 190 руб. в месяц. По данным ФАС, в нижней части рекламы указывались иные условия тарифа — абонентская плата 190 руб. предусмотрена только за первый месяц пользования услугой и со второго месяца увеличивается в размере, зависящем от региона подключения. Надпись была выполнена мелким шрифтом.
“Вымпелком” провинился перед своими абонентами в нарушении закона в его телерекламе 4G. Представленный аудиоряд в совокупности с видеорядом воспринимается как гарантия того, что “БиЛайн” предоставляет своим абонентам услугу доступа в Интернет 4G бесплатно и безлимитно. На самом деле, это условие действовало с существенными ограничениями, которые можно было в виде мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета “успеть” прочитать на экране за 5 секунд.

Наверное, 100 тысяч рублей для оператора связи не такая уж большая сумма с учетом потенциальных абонентов, которые были привлечены вышеупомянутой рекламой. Многие пользователи, скорее всего, и не заметили бы, что тарифа на пользование данными услугами несколько отличаются от тех, которые были бы без ограничительных опций, написанных мелким шрифтом. Гораздо важнее, что регулятор данным действием заявляет о своем намерении жестко следить за ситуацией на рынке. Теперь, с одной стороны, операторы будут тщательнее выбирать способы оформления своих рекламных продуктов. А абоненты, с другой стороны, предупреждены о том, что должны сами внимательно следить за всеми условиями заключаемых контрактов и выбирать те из них, которые на самой деле наиболее соответствуют их интересам.