English
Русский
Suomi
Deutsch
01.08.2014 - 15.08.2014  
Эксперт по отрасли систем безопасности
01.08.2014 - 15.08.2014

Безопасность на транспорте и видеонаблюдение

ФСБ России представила для общественного обсуждения законопроект «Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации». Согласно документу, сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ) возлагается на:

  • ФСБ России – в части систем и средств досмотра, включая технические средства подавления радиосигналов и локализации взрыва, интеллектуального видеонаблюдения;
  • МВД РФ – в части систем и средств контроля доступа, сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
  • МЧС России – в части технических средств оповещения;
  • Федеральное агентство связи – в части средств связи, приема и передачи информации;
  • Минтранс – в части систем сбора и обработки информации.

Предусмотрены 3 схемы сертификации: сертификация единичных образцов ТС ОТБ (сертификат выдается на единичный образец), сертификация партии ТС ОТБ (сертификат выдается на партию), сертификация серийно выпускаемых ТС ОТБ (сертификат выдается на 3 года, в течение которых проводятся проверки). При выявлении нарушений на их устранение дается 1 месяц, иначе действие сертификата приостанавливается.
Предполагается, что сертификация будет проводиться как силами указанных министерств и служб (СМИ называют НИЦ «Охрана» и НПО «СТиС» МВД РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС РФ, Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ), так и с привлечением аккредитованных данными структурами органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Издание «Рубеж» полагает, что сертификация влетит в копеечку производителям ТС ОТБ: опрошенные СМИ эксперты оценивают стоимость от 40–60 тыс. руб. и выше. Издание приводит расценки МЧС: порядка 30 тыс. рублей за подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности без учета стоимости испытаний и контрольных инспекций. Кроме того, издание указывает на длительность процесса: «в ФСБ заявили, что сам процесс сертификации может занять от нескольких недель до года и больше».


Ожидаемо расширяет свое присутствие на рынке средств фотовидеофиксации нарушений ПДД относительно молодой, но уже заметный игрок – резидент «Сколково» из Казани ООО «Автодория». СМИ связывают успех «Автодории» с участием в ее капитале супруги министра связи РФ.
В качестве главного преимущества одноименного комплекса называют регистрацию средней скорости движения автомобиля на протяженном участке дороги, тогда как чаще комплексы измеряют скорость в конкретный момент, а также неэффективность применения к комплексу антирадаров. Ранее ГИБДД указывала на недостатки системы: расстояние вычисляется по прямой по спутниковым координатам (т.е. на дорогах с поворотами камеры использовать нельзя), при сочетании превышения скорости и резкого торможения комплекс не заметит нарушение. Тем не менее, зимой 2013 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение» данной системы в регионах РФ (с возможностью субъекта самому решать вопрос о необходимости системы). С 1 марта 2013 года пилотный проект по использованию «Автодории» стартовал в Татарстане.
По данным «Коммерсанта», на сегодняшний день «Автодория» присутствует в 15 регионах РФ. Из них в 11 работает в тестовом режиме (эксперименты проводились, в том числе, в Москве и Московской области), а в Татарстане, Ингушетии, Самарской и Ульяновской областях уже пополняет региональные бюджеты. При этом компания-производитель продает не сами комплексы, а лишь данные с них. По сведениям «Коммерсанта», стоимость услуги составляет от 30–40 тыс. руб. с 1 прибора в месяц, т.е. выручка компании только в Татарстане (где установлено 230 комплексов) за год может составить порядка 100 млн рублей.
В августе 2014 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил правительству Москвы «проработать вопрос об установке в тестовом режиме систем контроля средней скорости движения транспортных средств на нескольких крупных шоссе и проспектах города». Очевидно, что с такой мощной поддержкой присутствие комплексов в Москве и регионах будет только увеличиваться. Что касается других производителей (по данным СМИ, в Москве порядка 800 комплексов «Стрелка»), то Госавтоинспекция отмечает успешный европейский опыт совместного использования комплексов фиксации средней и мгновенной скорости. Высокая доходность камер (к примеру, в Московской области с начала этого года выписано штрафов более чем на 1 млрд рублей) только увеличивает заинтересованность властей в установке дополнительных комплексов.


В большинстве случаев комплексы фиксации нарушений ПДД закупаются у производителя с последующим объявлением конкурсов на их обслуживание, либо сразу закупается изображение камер (как в случае с «Автодорией»). В Рязанской области подписано соглашение о пока новой для рынка форме сотрудничества: система будет полностью создаваться за счет частных средств с последующим возвратом процента от штрафов. Согласно условиям соглашения, ЗАО «Безопасные дороги Рязанской области» вложит в развитие системы 700 млн рублей собственных средств. Планируется создать 72 рубежа контроля скорости в регионе, а также интегрировать в систему уже установленные дорожные камеры. Договор заключен на 12 лет, после чего система будет передана в собственность региона. О точном размере вознаграждения частного инвестора в СМИ не сообщается.


ООО «БайТэрг» продолжает вызывать восхищение у столичного транспортного сектора (несмотря на отсутствие подозрений в покровительстве высокопоставленных лиц). Ранее видеокамеры МВК-09 производства «БайТэрг» в основном устанавливались в автобусы: на начало июня 2014 г. камерами этой серии было оборудовано порядка 15 тысяч московских автобусов (т.е. около 60 тысяч устройств). В начале лета было объявлено о поставке еще 1,5 тыс. автобусов Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ) с установленными на них камерами МВК-09 по заказу правительства Московской области. По данным СМИ, к 2016 г. в московском регионе планируется ввести в эксплуатацию 5,5 тыс. новых автобусов производства ЛиАЗ с установленными на них камерами «БайтЭрг».
В июле сообщалось об установке камер МВК-09 не только в автобусы, но и в столичные трамваи нового поколения (70 трамваев запланировано ввести в эксплуатацию в 2014 г. и 50 – в 2015 г.). В августе СМИ пишут о планах по установке МВК-09 в новые пригородные электропоезда (20 новых составов в 2014 г., 40 – в 2015 г.).
Отметим, что стоимость камер МВК-09 (без учета установки) невелика: согласно официальному сайту производителя, в среднем она составляет 4 тыс. рублей за одно устройство. Однако в автобус устанавливается от 4 до 12 камер (в зависимости от его размера), а в каждый поезд – по 96.


Пожарная безопасность

Сообщения о возможной отмене положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», закрепляющих обязательную установку систем автоматической (без участия персонала объекта или транслирующей организации) передачи извещений о пожаре на пульты пожарной охраны с социальных объектов РФ, получают подтверждение. Как сообщают СМИ, 1 августа в МЧС состоялось совещание, посвященное данному вопросу, на котором присутствовали «производители электроники», представители ФАС и компании-посредники. Сообщается, что законопроект об отмене указанных положений будет обсуждаться в Госдуме.
Согласно данным «Аргус-Спектр», закупленных на данный момент систем «Стрелец-Мониторинг» хватит для оснащения порядка 19% социальных объектов страны: от 30% в Приволжском федеральном округе до 1% в Дальневосточном федеральном округе.


Охранная деятельность

МВД России планирует ужесточить наблюдение за профессиональной подготовкой сотрудников частных охранных предприятий. Как сообщают «Известия», министерство обеспокоено тенденцией к замещению высококвалифицированных охранников 6-го разряда сотрудниками 4-го разряда, квалификация и оплата труда для которых ниже. Как сообщает издание со ссылкой на представителя МВД, «восемь из десяти объектов охраняются лишь с применением резиновых дубинок и наручников».
Согласно действующему законодательству, охранники 6-го разряда проходят ежегодную аттестацию, а 4 и 5 – раз в два года. МВД предлагает сделать аттестацию ежегодной для всех категорий, несколько изменив порядок проверок и состав проверяемых сведений. Представители отрасли отреагировали на документ негативно, выразив мнение о желании министерства иметь дополнительные «рычаги давления» на ЧОПы, а также получать от них бесплатную помощь по охране общественного порядка. Председатель Комитета по безопасности московского отделения «Опоры России» А. Кириенков высказал мнение о том, что не все компании смогут выделить дополнительные средства на подготовку и прохождение проверок, что может привести к их закрытию. Его поддерживает президент Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности А. Евдокимов, по мнению которого, «от частых проверок охранник не начнет стрелять из авторучки».


Новинки

Исследователи из Adobe, Microsoft и Массачусетского технологического института сообщили о разработке «визуального микрофона» – системы распознавания речи по видеозаписи вибраций расположенных рядом предметов. Как сообщают СМИ, съемка проводилась с частотой от 2000 до 6000 кадров в секунду (с использованием эффекта rolling shutter, возникающего при построчной записи изображения). Сообщается, в частности, об удачном распознавании слов песни с расстояния 4,5 метра по видеозаписи вибрации пачки чипсов. При использовании стандартных камер видеонаблюдения (частота до 60 кадров/сек) удается лишь опознать голоса людей без распознавания слов.
СМИ сообщают о схожих военных разработках, представленных ранее, в частности, о советской прослушивающей системе «Буран» (фиксация вибрации стекол при помощи ИК-излучения). Предполагается, что подобная технология может также использоваться для бесконтактного определения свойств материалов.


Новые шаги по фильтрации интернета

Лига безопасного интернета выступила с предложением о введении предустановленной двухуровневой автоматической фильтрации интернета на уровне операторов связи. По мнению организации, существующая система блокировки запрещенных сайтов несовершенна, так как количество интернет-страниц постоянно растет, а доступ к заблокированным сайтам можно получить через VPN и других обходные пути. Фильтровать информацию предлагается в соответствии с «черным списком» Роскомнадзора, а также с помощью системы интеллектуального распознавания контента. Система фильтрации в режиме реального времени оценивать и определять категорию, к которой относится данная информация: «Если категория является запрещенной, система автоматически блокирует интернет-страницу». Сообщается, что новая система фильтрации уже «успешно протестирована» в Костромской и Омской областях, а также в Республике Коми.
Как отмечают СМИ, в июле глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина предложила схожую инициативу: введение в интересах безопасности детей «чистого интернета» по умолчанию и доступ к «интернету без ограничений» по письменному заявлению с предъявлением паспорта.


Оценки и прогнозы

  • Представлен обзор «Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014» от CNews Analytics. В топ-30 поставщиков, в частности, вошли «Энвижн Груп» (1 место), «Техносерв», «Астерос», «Инфосистемы Джет», «Softline», «Информзащита», «Аладдин Р.Д.».
  • По прогнозам IHS Technology, рост рынка специализированных систем для досмотра в аэропортах в ближайшие 4 года составит 6%, объем рынка превысит $740 млн.
  • ohrana.ru публикует основные последние тренды охранной отрасли. Среди них: расширение обязанностей охранников (ремонт, работа водителем и др.), установка систем видеонаблюдения вместо найма дополнительных сотрудников охраны, специализация на конкретных сферах (к примеру, работа с госкомпаниями), усиление мер безопасности в образовательных учреждениях, увеличение количества частных детективов и консультантов по вопросам безопасности.
  • Компания TechNavio представила обзор, посвященный биометрическому рынку Японии. По мнению исследователей, среднегодовой рост рынка в 2013–2018 гг. составит 34,6% .
  • По прогнозам IHS Technology, к 2025 году количество муниципальных проектов «Безопасный город» увеличится в 4 раза.
  • По мнению IHS, в ближайшие несколько лет среднегодовой рост продаж систем видеонаблюдения в Латинской Америке составит около 14%. Объем рынка по итогам 2013 г. компания оценила в $565 млн. 68,5% рынка приходится на 15 поставщиков.
  • Китайская Dahua Technology сообщает, что около 30% экспортной продукции компании составляют HDCVI-устройства. По данным из открытых источников, компания занимает 5,6% мирового рынка видеонаблюдения.
  • Согласно исследованию IFSEC Global среди организаций в сфере поставок и интеграции СКУД (Великобритания и США), 51% компаний применяет проводные СКУД, 17% – комбинированные проводные и беспроводные и только 6% – полностью беспроводные.