English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2014 - 15.05.2014  
Эксперт по финансовой отрасли
01.05.2014 - 15.05.2014

5 мая президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №112 (вносящий поправки в ФЗ №161 «О национальной платежной системе»), ставший ответом на прекращение обслуживания международными платежными системами Visa и MasterCard операций по картам банка «Россия» в марте текущего года.
Гарантом неповторения мартовской истории выступает поправка о том, что с 5 мая 2014 года операторам вменяется в обязанность обеспечивать бесперебойность функционирования платежных систем. Операторы услуг платежной инфраструктуры не вправе в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказание данного вида услуг. Несоблюдение оператором платежной системы данного принципа повлечет административное наказание на должностных лиц в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 1 млн руб.
Кроме этого, с 1 июля 2016 года российские операторы услуг платежной инфраструктуры не смогут привлекать к работе зарубежные операционные центры, а также не смогут передавать информацию о проводимых операциях по переводу денежных средств на территорию иностранного государства или предоставлять доступ к данной информации с территории иностранного государства.
Закон вводит большую подконтрольность платежных систем Банку России. При внесении изменений в тарифную сетку оператор платежной системы обязан известить об этом регулятора, предоставив соответствующее обоснование, не менее чем за 120 дней до введения данных изменений в действие.
Повторное в течение года неисполнение участниками платежной инфраструктуры предписаний Банка России повлечет административное наказание в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Закон разделяет операторов платежной системы по национальному признаку:

  • национально значимая платежная система,
    находящаяся во владении российских юридических или физических лиц платежная система, использующая информационные технологии, соответствующие требованиям, установленным Банком России по согласованию с правительством;
  • иностранная платежная система.
  • Финансовые условия работы операторов различной национальности также различны. Это связано с территориальным принципом действия законодательства. Ввиду высокой важности бесперебойности функционирования платежной системы, российские органы власти стремятся гарантировать неотвратимость наказания в случае приостановки/прекращения оператором в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры.
    С российского оператора (национально значимой платежной системы) Банк России взимает штраф в размере до 10 млн руб. за каждый день нарушения принципа бесперебойности функционирования платежной системы. Иностранные операторы регулярно отчисляют средства на специальный счет в Банке России, с которого регулятор взимает штраф в случае нарушения ими данного положения. Обеспечительный взнос иностранного оператора составляет сумму двухдневного оборота оператора на территории России. Размер штрафа, налагаемого на иностранных операторов, составляет 10% обеспечительного взноса за каждый день нарушения принципа бесперебойности.
    Однако, в соответствии с внесенными поправками, российская платежная система не будет ограничена национальными рамками. Закон расширил список прямых участников платежной системы, допустив в него, в том числе, международные финансовые организации и иностранные кредитные организации.
    Закон гарантирует неприкосновенность средств на банковском счете, открытом Банком России иностранному центральному платежному клиринговому контрагенту, по отношению к иностранному правосудию.
    Закон вводит нового участника рынка – регулятора – оператора национальной системы платежных карт (ОНСПК). Не менее двух лет с момента регистрации это будет дочернее предприятие Банка России (образованное в форме ОАО), владельцем не более 10% акций которого впоследствии могут стать иные лица. Тем не менее Банк России сохраняет исключительное право на участие в управлении ОНСПК, в частности одобряет кандидатуру единоличного исполнительного органа. Усиление регулирования отрасли выражается также в том, что в состав коллегиального совещательного органа ОНСПК – совет участников и пользователей НСПК – будут входить высокопоставленные чиновники – представители Федерального собрания и правительства.
    Операционные услуги между участниками НСПК будет осуществлять операционный центр НСПК, услуги платежного клиринга – платежный клиринговый центр НСПК, расчетные услуги – Банком России.
    Обязанности по распространению безналичной платежной инфраструктуры в рознице по-прежнему ложатся на плечи кредитных организаций и платежных систем. Они должны обеспечить прием платежных карт всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, с которыми у них заключены соответствующие соглашения. Розничные предприятия в свою очередь должны предоставить покупателю возможность оплаты товаров/услуг безналичным способом (исключение составляют предприятия с оборотом ниже установленного правительством показателя). Причем комиссия за использование безналичного канала оплаты не может быть переложена на покупателя – цена на товар/услугу в зависимости от средства платежа не может меняться.
    Закон №112 также заложил основу на будущее. Статья 7 вносит изменения в ФЗ №173 «О валютном регулировании и валютном контроле», предполагающие оплату по внешнеторговым контрактам определенных видов товаров, работ, услуг, перечень которых устанавливает правительство, валютой Российской Федерацией.