English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2013 - 15.02.2013  
Эксперт по финансовой отрасли
01.02.2013 - 15.02.2013

В публичном поле продолжается дискуссия вокруг создания Российского финансового агентства, организации для управления государственным долгом и суверенными фондами Российской Федерации. Даже у защитников проекта есть много замечаний. Разработчик законопроекта о создании Росфинагентства Минфин предполагает ко второму чтению в Госдуме (в марте) внести поправки, «Единая Россия», единственная политическая структура, проголосовавшая за проект, – совершенно его переписать. Замруководителя «Справедливой России» Оксана Дмитриева называет его «аферой тысячелетия» (правда, со знаком вопроса) и механизмом вывода средств налогоплательщиков из бюджета, возглавить который призван представитель клана Чубайса-Кудрина-Сторчака, депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев – «схемой увода средств», директор Института проблем глобализации Михаил Делягин – возможностью для значительного количества чиновников «получать денег не в разы больше, а в десятки раз больше» и «заповедником коррупции», президент «НЕОКОН» Михаил Хазин – инструментом для получения доходов некоей группой за счет инвестиционных махинаций.
Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров («Единая Россия») считает недопустимым передачу сумму, равную около 11,4 трлн. рублей, некой структуре в форме открытого акционерного общества, предполагающей привлекать для управления накоплениями частными компании. Он предлагает закрепить норму, что организация должна на 100% принадлежать государству.
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института имени Гайдара Владимир Назаров, напротив, видит организацию-посредника лишним звеном между государством, определяющим инвестиционную стратегию и частными компаниями, размещающими средства.
Минэкономразвития считает необходимым удержать часть средств суверенных фондов внутри страны за счет создания Фонда развития для инвестиций в инфраструктурные проекты.
ВЭБ считает свои компетенции достаточными для выполнения функций Росфинагентства.
Счетная палата считает необходимым придать организации специальный статус, изымающий ее из правового поля об акционерных обществах. Права агентства, по мнению ведомства, должны быть ограничены, обязанности – усилены.
Минфин предлагает ограничить возможности по инвестированию средств Резервного фонда высоколиквидными облигациями, Фонда национального благосостояния – инфраструктурными облигациями, дающими более высокую доходность.
Координационный совет оппозиции потребовал обеспечить независимый общественный контроль над инвестированием средств Резервного фонда и ФНБ.
Замминистра финансов Сергей Сторчак попытался несколько прояснить позицию своего ведомства, уточнив, что средства под управлением Росфинагентства, останутся государственными, доход будет зачисляться в Резервный фонд и ФНБ, государство уже накладывает ограничения на свободу выбора активов для инвестирования. В качестве уставного капитала организации чиновник предложил внести еврооблигации «Россия-2030», выпущенные для реструктуризации долгов бывшего СССР перед зарубежными финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Первоначально под управление организации предполагается передать лишь 10% Фонда национального благосостояния, т.е. около 260 млрд. руб. На смену организационной формы ведомство тоже готово – оно предложило вместо ОАО использовать форму непубличной корпорации. Что касается возможностей политического давления на руководство организации в деле выбора активов для инвестиций, Минфин пока полагается лишь на поддержку президента России.
Защищает идею Минфина и редакция «Ведомостей», видя в качестве единственной альтернативы Росфинагентству «подверженный шизофрении» Внешэкономбанк. Впрочем, та же Оксана Дмитриева совмещение в одних руках Росфинагентства функций управления долговыми обязательствами и размещения средств называет как раз одним из многочисленных его недостатков.
В целом поддерживает проект и Александр Починок, с небольшими оговорками, что проект пойдет по пути Норвегии и Сингапура, будет изменена организационная форма, организация будет подотчетна парламенту, будет законодательно прописана инвестиционная декларация, будет введен запрет на прямые инвестиции в проекты, будет обеспечена сохранность средств, и создание новой структуры не потребует дополнительных расходов.


На фоне критики государством реалий российского страхового рынка компании кричат о грозящем обвале рынка ОСАГО и КАСКО.
Десяток крупнейших компаний по ОСАГО направили обращение в Госдуму, правительство и ФСФР, в котором предупреждают о трагических перспективах рынка ОСАГО в России. Обеспокоенность компаний вызывает низкая убыточность бизнеса, усугубляемая рассматриваемыми в Госдуме поправками к закону об ОСАГО, разъяснениями Верховного суда и Высшего арбитражного суда и более активным обращением граждан в судебные инстанции с требованием о возмещении ущерба. Депутаты планируют увеличить страховые суммы, однако оставить страховые тарифы на прежнем уровне, а судьи расширили список рисков, которые должны покрывать страховые компании.
В связи со снижением доходности ОСАГО глава ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев прогнозирует, что страховые компании будут возмещать убытки, увеличивая стоимость полисов КАСКО. Он прогнозирует рост стоимости на 30% уже в ближайшее время, а также обращает внимание на риск потери финансовой устойчивости у десятка страховых компаний.
Вместе с тем, государственные мужи не намерены оставлять страховой бизнес в покое. Премьер-министр ополчился на российские страховые компании, обвинив их в непрозрачности и малом ассортименте страховых продуктов. В особенности Дмитрий Медведев подчеркнул неразвитость страхования сельского хозяйства. Министр финансов обратил внимание на эфемерность некоторых соглашений о страховании, где страхование рисков остается лишь на бумаге. Свое слово желает сказать и ФАС, ведомство в настоящее рассматривает проект отказа от привилегированных соглашений между банками и страховыми компаниями, чтобы банки были обязаны принимать полис любой страховой организации.


Коротко

  • Московская биржа по итогам публичного размещения привлекла 15 млрд. рублей, что стало крупнейшим IPO с 2007 года.
  • Росфинмониторинг направил письмо в Минэкономразвития с критикой его инициативы разрешить пожертвования и взносы в пользу благотворительных организаций и социально ориентированных НКО через платежные терминалы, ввиду невозможности в полной мере идентифицировать граждан и подверженности НКО риску использования в целях финансирования терроризма.
  • В Швейцарии вступил в силу закон, позволяющий иностранным налоговым службам направлять запросы о банковских счетах своих граждан.
  • Банк России создал для банков список ликвидированных компаний, находящихся в стадии ликвидации и исключенных из ЕГРЮЛ, который требуется использовать при работе с корпоративными клиентами.
  • По данным «Известий», российские коллекторы начинают выкупать у граждан информацию о должниках, размещая объявления в СМИ и на улицах.
  • По данным «Коммерсант», банк «Русский стандарт» намерен полностью монополизировать рынок подарочных карт в России, в связи с зарегистрированным им правом использования товарного знака.
  • Дословно
  • Дев Кар, автор доклада «Россия: незаконные финансовые потоки и роль теневой экономики»: «Документально зафиксированные ПИИ просто отражают кругооборот незаконных депозитов из России на Кипр. Кипр — как стиральная машина для грязных российских денег, которая их отмывает и возвращает обратно».
  • Николай Никифоров: «С 1 января 2014 года по действующему закону каждый житель страны должен быть обеспечен УЭК, но все мы понимаем, что у нас остается всего 10 месяцев и за этот период нужно изыскать примерно 40 млрд. рублей и изготовить порядка 130 млн. карт. Это достаточно сложно. Обязательность УЭК не исчезнет, она трансформируется в обязательность электронного паспорта жителя России».
  • Михаил Матовников, генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА»: «В силу обстоятельств нет перспектив роста не только у кредитования, но и у экономики Российской Федерации».
  • Ровно
  • По данным журнала The Banker, 8 российских банковских брендов, вошедших в список 500 самых дорогих банковских брендов мира, стоят $19,5 млрд., из которых $14,16 млрд. приходится на Сбербанк (13 место в мире).