English
Русский
Suomi
Deutsch
16.02.2012 - 29.02.2012  
Эксперт по транспортной отрасли
16.02.2012 - 29.02.2012

Авиационные пассажирские перевозки

Российским авиакомпаниям могут законодательно запретить платить за эмиссию парниковых газов

Экологический налог для авиаперевозчиков, введенный в ЕС, продолжает оставаться одним из самых острых и спорных вопросов в авиаиндустрии. Пассажирская авиация первой из отраслей включается в мировую систему платы за выбросы парниковых газов.
С января 2012 года Россия, наряду с другими неевропейскими государствами, включена в Европейскую систему торговли выбросами парниковых газов (EU ETS). Согласно европейскому законодательству авиакомпании, использующие европейское воздушное пространство, оплачивают эмиссию парниковых газов от выхлопов двигателей самолетов. Компании приобретают квоты на эмиссию по следующему расчету: 85% от объема перевозок компании в 2010 году предоставляется бесплатно, а остальные 15% оплачиваются деньгами. По оценке экспертов, российские авиакомпании только в 2012 году заплатят Европе за квоты $20-25 млн., а в дальнейшем эти суммы будут только увеличиваться за счет сокращения бесплатных квот и увеличения объемов перевозок.
Список авиакомпаний, которым до 2012 года надо было снизить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу, Еврокомиссия опубликовала еще в 2009 году. Сама система разрабатывалась еще в 2004–2006 годах, решение о ее введении было зафиксировано директивами Еврокомиссии от 19 ноября 2008 года и 16 апреля 2009 года.
Цена на сертификат привязана к цене на нефть. На 2012 год сертификат на одну тонну выбросов обойдется авиакомпании в 14 евро. Штраф за неуплату квоты составит 100 евро за тонну. Тем же, кто вовсе откажется платить, полеты в страны ЕС, скорее всего, будут временно запрещены.
Всего в опубликованный ЕС список попали около 4 тысяч авиакомпаний. Это почти все крупнейшие мировые авиаперевозчики, в том числе Lufthansa, KLM, Qantas. Среди российских компаний в списке помимо «Аэрофлота» числятся, например, S7 (бывшая «Сибирь»), ГТК «Россия», «Трансаэро». По подсчетам «Аэрофлота» с учетом роста перевозок, уже к 2015 году компания будет тратить на покупку квот около 10 млн. евро. Расходы на квоты должен будет оплатить пассажир. Авиакомпания подсчитала: при выполнении требований ЕС расходы одного пассажира в 2012 году увеличатся на 0,59 евро на европейских рейсах и на 0,38 на всех остальных. Если же «Аэрофлот» откажется покупать квоты и будет оштрафован, расходы одного пассажира увеличатся на 18–28 евро.
Главный подвох нового решения состоит в том, что компаниям приходится рассчитывать цену сертификата не по расстоянию, проведенному непосредственно над территорией Евросоюза, а от пункта вылета. Это значит, что самолет, вылетевший из Москвы в Лондон, будет облагаться «зеленым налогом» даже на территории России.
Международное рейтинговое агентство S&P подсчитало: новое экологическое решение серьезно ударит по отрасли воздушных перевозок. За 2012-13 годы авиакомпании понесут дополнительные расходы в 1,125 млрд. евро. Это неминуемо приведет к росту цен на билеты. Затраты на перевозку одного пассажира вырастут от 2 до 40 евро в зависимости от дальности полета. Не исключено, что теперь некоторым компаниям будет выгоднее летать в обход европейского континента, чтобы снизить издержки.
Эксперты отмечают, что новая экологическая инициатива Европейского Союза может погубить бюджетных перевозчиков и подорвать конкуренцию в отрасли. Для сокращения расхода топлива компании будут вынуждены обновлять флот авиалиний, покупая новые самолеты. Это может оказаться не под силу небольшим фирмам. Им придется либо резко сократить авиапарк, либо покинуть рынок - уступив его более крупным игрокам.
Предложенная система выплат неизбежно приведет к конфликтам, так как одни авиакомпании будут платить больше, другие меньше. С учетом нынешних глобальных альянсов и код-шеринговых соглашений некоторые из них смогут уходить от выплаты квот.
Новый закон не нашел понимания более чем в 20 странах, включая Китай, Индию, Россию и США. Ряд американских компаний оспаривал необходимость такой платы в Европейском суде, но иск был отклонен. Европейский суд в конце декабря постановил, что Евросоюз может обязать делать такие выплаты все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу или из нее, поскольку применение схемы выплат за авиационные выбросы в атмосферу не противоречит ни принципам международного права, ни соглашению об «открытом небе». Китай обвинил Евросоюз в развязывании торговых войн.
Россия высказала свою позицию еще летом минувшего года, когда экологический налог был в процессе обсуждения. Минтранс заявлял, что «не приемлет односторонних действий по применению рыночных мер в отношении вопросов окружающей среды». В октябре вице-премьер С. Иванов заявил, что российские авиакомпании требованиям Евросоюза не подчинятся.
20-21 февраля в Москве была проведена международная конференция государств - не членов Европейского Союза по вопросам включения международной гражданской авиации в Европейскую схему торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Конференция государств-участников приняла Декларацию содержащую перечень мер противодействия одностороннему решению Евросоюза. Из 33 делегаций, представляющих США, Китай, Бразилию, Саудовскую Аравию, Таиланд, Мексику, Индию, Сингапур и другие страны, итоговый документ подписали 29 стран.
Декларация включает восемь возможных ответных мер. Первая - иски к Евросоюзу в соответствии со ст. 84 Чикагской конвенции об урегулировании споров. Вторая предполагает запреты для национальных авиакомпаний на участие в ETS. В качестве третьей меры воздействия правительства могут информировать авиакомпании и авиапредприятия Евросоюза об ограничениях и сложностях, которые появятся у них, если ЕС не приостановит действие директивы 2008/101/ЕС.
Также участники конференции закрепили за собой право требовать от авиакомпаний ЕС такую же информацию о выбросах, которую запрашивает ЕС у авиакомпаний-нерезидентов; оценить директивы ЕС на соответствие нормам ВТО; пересмотреть соглашения, в том числе об открытом небе; приостановить переговоры по увеличению коммерческих прав на полеты. Восьмая мера - возможность обложения авиакомпаний ЕС дополнительными сборами.
Страна, подписавшая декларацию, может выбрать в качестве ответной меры любую из восьми предложенных или реализовать собственную инициативу. Конечная цель - добиться от Евросоюза отмены или приостановки действия директивы 2008/101/ЕС до принятия соответствующего решения Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Россия остановилась на двух предложенных вариантах: запрет для авиакомпаний на участие в ETS и пересмотр соглашений по транссибирским перелетам, сообщил замминистра транспорта В. Окулов.
Законопроект, запрещающий российским авиаперевозчикам покупать квоты на европейской бирже, сейчас разрабатывается и может быть внесен в Госдуму до конца июня. В случае его утверждения к весне 2013 года, когда авиакомпании должны будут совершить первую покупку квот для покрытия перелетов 2012 года, перевозчики не смогут участвовать в аукционах ETS. Согласно законодательству ЕС, за это они вынуждены будут заплатить штрафы, после чего ЕС может принять решение об ограничении или полном прекращении полетов этих авиакомпаний в Европу. В Минтрансе понимают эту угрозу, но надеются, что до этого не дойдет.
Подобный запрет уже введен Китаем. Аналогичный документ сейчас находится на рассмотрении конгресса США.
Вторая ответная мера - отказ на увеличение частот для европейских компаний, который нанесет существенный удар по ним. Азиатские авиаперевозчики получат значительное преимущество перед европейскими. С 1 января 2012 года плата за транссибирские перелеты по новым маршрутам отменена согласно договоренностям о вступлении России в ВТО. Россия оставляет за собой право ограничить европейские авиакомпании в увеличении частот по транссибирским магистралям.
По информации В.Окулов в марте авиакомпании в соответствии с законодательством ЕС должны открыть так называемые карбоновые счета и в середине 2013 года перечислить деньги за 2012 год. При этом уже сейчас авиакомпании, летающие в страны ЕС, должны предоставлять свои прогнозы по объемам перевозок и выбросам. По данным замминистра, российские перевозчики должны будут выплачивать ЕС в общей сложности 20-25 млн. евро ежегодно.
Сейчас Евросоюз не намерен идти на уступки, предупреждая, что если одна из стран, не имеет значения какая, захочет ввести меры, дискриминирующие европейскую авиакомпанию, Еврокомиссия немедленно примет контрмеры в соответствии с европейским и международным законодательством.
Эксперты предупреждают, что у РФ не особо сильная переговорная позиция. Так что Европа от российских ответных шагов не пострадает, а российские авиакомпании - да. Сейчас, по мнению аналитиков, следует дождаться, какие ответные меры предпочтут США.
Легче всего адаптироваться к новым требованиям ЕС будет европейским компаниям, с 2008 года начавшим программы по снижению выбросов парниковых газов. Например, четыре года назад в Европе был запущен проект «Чистое небо», предполагающий достижение сокращения выбросов СО2 на 50 %, окиси азота (NOx) - на 80%, уровня шума - на 50%. В рамках проекта были созданы и внедрены новые модификации лопастей и турбинных установок, интегрированные дизельные двигатели, были модернизированы формы корпусов для снижения сопротивления воздуха, созданы системы рационального использования энергии воздушных судов и управления траекторией полёта. Европейская авиация пытается переходить на биотопливо, за выбросы которого плата не взимается. К примеру, авиакомпания «Люфтганза» весной 2011 года уже провела экспериментальные полеты на таком топливе.