English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2012 - 15.02.2012  
Эксперт по отрасли систем безопасности
01.02.2012 - 15.02.2012



Постпраздничный январь принес во многие российские отрасли некоторое затишье. Оно коснулось и сферы систем безопасности, где количество важных событий несколько снизилось по сравнению с предыдущими месяцами.
Одной из тем, обсуждаемых за это период, стала тема безопасности на транспорте. Вспоминали программу транспортной безопасности, теракты, способствовавшие активизации деятельности в данном направлении, а также внушительные средства на реализацию планов. До 2014 на программу будет потрачено почти 47 миллиардов рублей, из которых 12 миллионов пойдет на безопасность поездок в метро. На данный момент, как сообщил Министр транспорта Игорь Левитин, прошло согласование со всеми ведомствами. Медленно, но все же начались не только бумажные работы: по словам главы ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, на вокзалах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Выборга на текущий момент установлено 106 рамок металлоискателей. Также проходит тестирование комплекса досмотра пассажиров в метро. Другие новости, вызвавшие намного более эмоциональные отзывы, касаются обязательной установки системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Пока что речь идет лишь о возможном законодательном закреплении этой идеи с 2013 года, и только для новых автомобилей (получающих первое одобрение типа). Но дальнейшее распространение проекта на старенькие «москвичи» не исключается.
Возможное нововведение не вызвало единства мнений. Сторонники говорят о преимуществах использования системы в «глухих» местах, где сотовая связь отсутствует, в случаях потери сознания, травмах, скованности движений, когда вызвать помощь по телефону нельзя (система может оповещать оператора информационно-навигационного центра об аварии не только при нажатии тревожной кнопки, но и в автоматическом режиме при помощи датчиков, фиксирующих резкое торможение, срабатывание подушек безопасности, опрокидывание, возгорание автомобиля). При этом через спутник устанавливаются координаты транспортного средства и также отправляются диспетчеру. Называют ожидаемые цифры: по оценкам разработчиков, время реагирования аварийных служб снизится от 10 до 30%, а это на 4000 больше спасенных за год. Предполагается, что расходы бюджета на данный пункт сократятся до двух раз.
Противники же говорят о целом ряде проблем. Во-первых, согласны и смогут ли мировые концерны за несколько месяцев внедрить установку системы на своих заводах? В современных автомобилях свои сложные электронные системы, с которыми «ЭРА-ГЛОНАСС» может не «подружиться». А если автомобиль не пройдет проверку (без правильного функционирования системы нельзя будет пройти техосмотр), будет ли это считаться гарантийным случаем ввиду заводского брака? Если нет, то не ясно, где и как производить ремонт или замену. Во-вторых, говорят о том, что хоть сама система и пользование ею в экстренных ситуациях не требуют затрат конечного пользователя, цены на авто поднимутся. Радикально настроенные и вовсе подозревают о существовании возможности «шпионить» за автомобилем при помощи «ЭРА-ГЛОНАСС», вплоть до записи переговоров в его салоне. Сами разработчики (а в случае принятия закона прибыль «НИС ГЛОНАСС», по некоторым оценкам, составит миллиарды) утверждают, что система до момента потенциальной аварии находится в «спящем» режиме.
Легкая расслабленность января не отразилась, пожалуй, лишь на одном сегменте отрасли – информационной безопасности. Кибератаками обменялся Ближний Восток: с одной стороны, Израиль, с другой – Иран и Саудовская Аравия. Произошло несколько утечек данных, стало известно об одной из старых краж – у компании Symantec, крупнейшего производителя антивирусов, ранее были похищены исходные коды Norton Antivirus 2006. Впрочем, российские хакеры не уступают зарубежным – New York Times считает, что создателями самого известного трояна для социальных сетей – Koobface (приносящего, по оценкам издания, $2 миллиона в год) – являются пятеро жителей Санкт-Петербурга. Microsoft обвиняет еще одного жителя севрной столицы в написании программного обеспечения для создания бот-сети Kelihos, закрытой не без участия корпорации и объединявшей более 40 000 компьютеров и рассылавшей около 3,8 миллиардов спам-сообщений в сутки.