English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2011 - 15.04.2011  
Эксперт по финансовой отрасли
01.04.2011 - 15.04.2011

В рассматриваемый период внимание общественности было занято, помимо прочего, проблемой, связанной с возможным принятием закона о Национальной платежной системе (НПС).
Впервые законопроект «О национальной платежной системе» был опубликован на сайте Минфина в начале сентября 2010 года. В случае принятия, этот Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, а также регулирует деятельность субъектов национальной платежной системы, определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. В первом чтении законопроект был принят в декабре 2010 года.
В предшествующий период к необходимости создать Национальную платежную систему не раз в своих обращениях возвращался президент РФ Дмитрий Медведев. В частности, глава государства подчеркивал, что необходимо обеспечить равные условия для участия в ней всех банков. При этом предполагалось, что именно на базе этой платежной системы будет организована выдача социальных карт гражданам.
В марте 2011 года Мосгордумой был принят закон об Универсальной электронной карте, и, что представляется естественным, состоялось заседание по законопроекту о НПС. Камнем преткновения неожиданно для многих стало введение ограничений на передачу информации при переводе денег за рубеж, в пользу чего высказываются многие депутаты. В самом тексте законопроекта появились требования, обязывающие операторов услуг платежной инфраструктуры находиться на территории России. Процессинговые центры, или центры по обработке данных, через которые проходит информация о всех операциях по всем платежным картам системы олигополистов Visa и MasterCard, на данный момент расположены за рубежом. У Visa таких ценров четыре: два на территории США, один в Великобритании и один в Японии, а у MasterCard – один на территории США.
В качестве выхода компаниям было предложено построить новые процессинговые центры непосредственно на территории РФ. «Местный» процессинг замкнул бы на себе все локальные платежи. Предположительно, расходы на создание местного процессинга могут составить от 30 до 50 млн. долларов. Законодатели заявили, что принятие закона о НПС не означает запрета использования в России международных платежных систем, а, напротив, будет способствовать повышению уровня конкуренции за счет развития российских платежных систем и обеспечения для них равных условий. Вопрос состоял в том, захотят ли иностранные компании оказывать навязанный им сервис на условиях полнейшего подчинения государственной власти РФ.
Отдельно отметим выступление депутата Госдумы, председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров, который заявил буквально следующее: «Россия, как суверенная страна, не может допустить того, чтобы в какой-то момент, в какую-то заказную «бархатную» революцию ей перекрыли все платежи, вызвав тем самым полный ступор всей хозяйственно-экономической деятельности». Подобного рода высказывания, основанные на мировоззрении времен Холодной войны, вряд ли могут стать материалом для строительства нового имиджа инновационной, модернизированной России.

Несмотря на грядущие трудности, 14 апреля 2011 года Visa и MasterCard одновременно объявили о готовности к дополнительным инвестициям в России. MasterCard сообщила, что работает над созданием инфраструктуры в России, которая позволит создавать инновационные услуги для клиентов системы.
Это говорит о том, что доходы платежных систем от функционирующих в России карт (а упомянутые компании обслуживают примерно 80% рынка), существенно превышают предполагаемые расходы на строительство инфраструктуры.
Рядовые клиенты и специалисты вздохнули с облегчением. Дело в том, что собственная платежная система в России до сих пор не существует, и есть опасения, что изыскать средства на ее создание будет непросто – либо это будет сделано не сразу. В случае же, если что-то пойдет не так, иностранные компании откажутся от своих планов, а закон будет все-таки принят в существующем виде, то держателям пластиковых карт придется перейти на наличный расчет – как в России, так и зарубежом. На наличный расчет придется перейти и всем иностранным визитерам – что опять же не прибавит очков имиджу РФ.
Существует целый ряд стран, в которых функционируют национальные платежные системы, среди них Канада, Китай и Япония, однако нигде она не позиционируется как вызов Visa или MasterCard.
В России же многие участники рынка и эксперты предсказывают, что будущая национальная платежная система будет связана с проектом Универсальной электронной карты. На данном этапе эти проекты объединяют, по крайней мере, собственно карты как материальное содержание проблемы и ключевое слово «национальная». Предполагается, что универсальная электронная карта будет и удостоверением личности: фонда медицинского обязательного страхования, пенсионного удостоверения. Ею можно будет рассчитываться по ЖКХ и оплачивать покупки. Возможно, это и есть образ нашей будущей платежной системы.
Причем совмещение как таковое подталкивает гражданина к тому, чтобы между традиционной картой и УЭК он выбрал именно УЭК, а это похоже на неявное использование административных ресурсов. Можно также предположить, что требование создать исключительно местный процессинг было предлогом для того, чтобы поставить иностранные компании в неудобное положение. Ведь, на самом деле, ограничить передачу информации границами страны в современном мире в принципе невозможно. Многие банковские данные от филиала к филиалу передаются через космические спутники и могут быть, при желании, считаны недоброжелателем. К тому же, если банковские компьютеры подключены к Интернету, то их также можно взломать.
Главное, законопроект о национальной платежной системе в каком-то смысле противоречит планам России по вхождению в ВТО и созданию Международного финансового центра. Это, возможно, стыло глубинной причиной того, что законопроект не был принят во втором чтении в марте 2011 года. Протекционизм и мышление а-ля Холодная война отпугивают необходимые России инвестиции. Следовательно, поправка к законопроекту, скорее всего, принята не будет. Однако стоит ждать других нововведений, которые свяжут проект УЭК с проектом НПС.