English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2011 - 15.02.2011  
Эксперт по финансовой отрасли
01.02.2011 - 15.02.2011

Начало 2011 года охарактеризовалось неожиданным, и тем больше неприятным отягчением ситуации в макроэкономике страны. Стоимость нефти, конечно, поднялась выше долгожданных 100 долларов за баррель и энергично движется в сторону 120, однако не менее энергично растет и инфляция. За первые полтора месяца года она достигла запланированного годового уровня в 6-7%. Тем не менее, руководство страны не отступается от намеченных планов по инфляции – как минимум, на словах.
Первая тема для обсуждения в финансовом секторе России – повышение инвестиционной привлекательности. Здесь тоже не отступаем от намеченного – предпринимаются все новые и новые шаги по созданию в Москве мирового финансового центра. Последний был в очередной раз представлен на Давосском форуме в конце января и был принят, несмотря ни на все, благосклонно. Планируется создание финансового мегарегулятора и создание на базе РТС и ММВБ одной мощной биржи. В январе вступил в силу закон об инсайде, и совершенствование финансового законодательства продолжаются, заполняются и белые пятна.
«Закон о клиринге и клиринговой деятельности» был принят Госдумой 28 января, одобрен Советом Федерации 2 февраля, и подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 9 февраля 2011 года. В интервью, посвященных новому нормативному акту, Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов заявил, что «До принятия закона в российском законодательстве отношения связанные с осуществлением клиринговой деятельности, не были урегулированы ни одним нормативным правовым актом». При этом, заместим, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева выразилась следующим образом: «Объективно он [клиринг], конечно, существует в России, есть определенное нормативное регулирование...».
Действительно, новый закон не был создан на пустом месте. К первым попыткам регламентации клиринга можно отнести Временное положение о клиринговом учреждении и Временное положение о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям, утвержденные письмом Банка России от 10.02.1993 года. В них прямо упоминается лицензия на совершение клиринговых операций, выдаваемая ЦБ РФ. Впоследствии содержательно понятие клиринга и клиринговой деятельности было легализовано в ст. 6 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 года. Долгое время единственное упоминание о клиринге наличествовало в ФЗ «О банках и банковской деятельности», в соответствии со ст.80 которого Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.
Новый закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением. Отметим два момента, на которые стоит обратить особое внимание. Первое - в законопроекте вводится регулирование института центрального контрагента. Под ним имеется в виду клиринговая или кредитная организация, который является одной из сторон по договорам, обязательства из которых включаются в клиринговый пул. Второе – в текст закона было включено понятие «ликвидационный неттинг». Это наделение партнеров правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента. То есть при банкротстве одной из компаний ее партнер по сделке сможет вернуть свои деньги, обходя традиционную очередь кредиторов, предусмотренную законодательством о банкротстве.
Вообще инфраструктура современного российского рынка ценных бумаг формировалась так: из нее поэтапно выделялись некие сегменты услуг, которые были необходимы для заключения и исполнения сделок с финансовыми активами. Исторически в этом процессе клиринг как вид деятельности оказался последним в очереди. Полноценный закон для регулирования этого вида деятельности принят только сейчас и во многом благодаря тому, что наша новая задача – создать МФЦ для капризных иностранных инвесторов. Хотя потребность в таком законе возникла еще в 1993 году. А в силу он вступит 1 января 2012. Можно ожидать, что в России будет создана конкурентоспособная система управления рисками участников фондового рынка.

В Европе, откуда, наряду с прочими регионами, ожидается повышенное внимание инвесторов к России после создания МФЦ, тем временем заняты решением собственных проблем. Ожидание ухудшения там долговой ситуации стало постоянным фактором негативной динамики на мировых рынках. Появляется признак стабилизации в Европе - рынки идут вверх. Пример - успешное проведение аукциона по государственным облигациям Португалии. Намек на ухудшение – и рынки стремятся вниз. Пример – ожидание участниками рынка результатов встречи министров финансов стран Европейского союза для выработки новой стратегии по сдерживанию распространения долгового кризиса в регионе.
Одна из основных причин того, почему страны PIIGS, в совокупности формирующие не больше 6% экономики Европы, представляют со своими задолженностями угрозу всей Европе, является то, что европейский финансовые рынки сильно взаимосвязаны. Парадокс – интеграция угрожает интеграции.
Понятно следующее – европейские долговые проблемы далеко не решены. Вот и Ирландия получила первый транш в размере 3,6 млрд. евро из европейского фонда помощи под 5,9% годовых. Ранее страна договорилась с Евросоюзом и МВФ о предоставлении 85 млрд. евро помощи, часть которой должна быть потрачена на вливание в пошатнувшуюся во время финансового кризиса банковскую систему.
Также в первой половине февраля совместная миссия ЕС, ЕЦБ и МВФ одобрила предоставление Греции четвертого транша кредитов в 15 млрд. евро из общей кредитной программы в 110 млрд. В рамках программы Греция урезала государственные расходы, сократила зарплаты и пособия работникам, заморозила пенсии и увеличила налоги, чем греки были крайне огорчены. Однако их терпение должно принести плоды: в 2011 году ожидается сокращение дефицита госбюджета Греции на 5 млрд. евро – с 22 млрд. до 17 млрд. (с 9,4% ВВП до 7,4% ВВП).
И вот становится известно о том, что в еврозоне создается постоянный региональный фонд помощи объемом 500 млрд. евро - Европейский механизм стабильности (ESM). Простая арифметика говорит нам о том, что фонд – это 23 бюджетных дефицита Греции, то есть сумма, внушающая некоторую уверенность в завтрашнем дне. Причем окончательный объем еще не утвержден.
Новый фонд призван заменить существующий Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), созданный в 2010 году для поддержки государств еврозоны. Он призван стать частью комплексного пакета мер, чтобы разрешить долговой кризис еврозоны. Помимо стран еврозоны источником финансирования нового фонда станет Международный валютный фонд и некоторые страны, не входящие в еврозону.
Скорее всего, большую часть средств нового фонда обеспечит Германия, у которой хватает на это внутренних ресурсов. То, что она не отказывается от подобных дорогостоящих обязательств, свидетельствует о том, что флагманы интеграции постараются сохранить ЕС любой ценой. При этом замена старого механизма новым – своего рода условность. Не существует тысячи вариантов по решению проблемы несостоятельных государств и неплатежеспособных банков, но участникам рынка необходимы ежедневные свидетельства того, что дело идет на поправку. Иначе при попытках спасти свои капиталы они могут только ухудшить ситуацию, улучшения которой они так ждали.

На фоне таких масштабных проектов, как создание в России мирового финансового кризиса и выход еврозоны из-под дамоклова меча долгового кризиса совершенно по-особенному предстает известие о грядущем соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. 10 февраля Минфин РФ подготовил его проект. Проект предусматривает предоставление России заемных средств, которые пойдут на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в РФ в рамках соответствующей программы.
Сама программа была одобрена еще в 2006 году на саммите G8 под председательством России, который прошел в Санкт-Петербурге. Этим вопросом занимался заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, полтора года находившийся в отпуске из-за следственных действий. По возвращении в свой кабинет г-н Сторчак возобновил лоббирование программы. В 2008 году запуск программы отложили на 2009, в 2009 еще раз одобрили на встрече лидеров стран G20 и решили еще доработать программу к 2010, в 2010 доработали, рассмотрели, одобрили. Вопрос о создании единой программы повышения финансовой грамотности и информированности населения в области финансовой деятельности и банковских услуг озвучивал в своем поручении на одном из заседаний Госсовета РФ Владимир Путин. Однако оставались нерешенными многие вопросы, в том числе, вопрос финансирования.
В рамках решения этого вопроса делегация РФ в сентябре 2010 года провела переговоры с МБРР о привлечении займа для финансирования проекта. 7 декабря 2010 года Совет Директоров утвердил предоставление займа Российской Федерации для его финансирования. И, наконец, в феврале 2011 года был сделан следующий шаг.
Однако возникает следующий вопрос. Неужели ради суммы в 25 млн. долларов, да еще со сроком погашения 14 лет – а именно о таком займе гласит проект соглашения – стоило откладывать начало запуска программы? Общий бюджет программы запланирован в районе 113 млн. долларов, и 80% необходимых средств будет привлечено из бюджета РФ. Неужели 25 млн. банально «не хватило»?
Ё млн. долларов при курсе 30 руб. за 1 доллар США – это 339 млрд. руб. Притом, что Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1 февраля 2011 года - 2 трлн. 674,53 млрд. рублей. То есть «недостающая» сумма – это приблизительно 1/9 часть ФНБ. Средства которого, по последним данным, могут в ближайшем будущем начать вкладываться в долговые обязательства Испании. А золотовалютные резервы РФ на 1 февраля 2011 года составляли 484 млрд. 158,5 млн. долларов, то есть примерно 19336 «недостающих сумм», которые мы занимаем у ММВБ при ценах на нефть выше 112 долларов США за баррель. Занимаем с рассрочкой на 14 лет. Последняя цифра для сравнения: сумма, запрашиваемая РФ у фонда, равна стоимости приблизительно 50 трехэтажных коттеджей в Подмосковье.
Также отметим, что программа повышения финансовой грамотности населения, возникшая как проект в 2006 году, теперь развивает «общие подходы, сформулированные… в Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации». Как и в случае с законом о клиринге, запуск программы стал нужен как свидетельство качественных улучшений инвестиционного климата в России, хотя реальная потребность в повышении финансовой грамотности населения возникла гораздо раньше.