English
Русский
Suomi
Deutsch
16.07.2010 - 31.07.2010  
Эксперт по транспортной отрасли
16.07.2010 - 31.07.2010

Авиационные перевозки

Сбои в расписании могут приобрести регулярный характер

За последние дни сразу у нескольких российских авиакомпаний были отмечены сбои в расписании. Заложниками этого стали более 600 россиян в Москве, Санкт-Петербурге и Екатернбурге. Некоторым пришлось ждать своего вылета почти сутки.
Первый рейс из Санкт-Петербурга в Москву авиакомпании «Авианова» не вылетел 17 июля. Второй рейс по тому же маршруту отменили несколько часов спустя. В итоге в аэропорту Пулково почти сутки ждали своего самолета около 200 человек. Руководство «Авиановы» заявило, что во всем виноваты небольшие технические неполадки.
18 июля в аналогичной ситуации оказались пассажиры Sky Express. Вовремя не смогли вылететь три рейса - в Челябинск, Екатеринбург и Пермь. В результате около 300 человек были вынуждены ожидать вылета в аэропорту «Внуково» более восьми часов. Задержки объяснили сбоями в расписании. Рейсы были отложены из-за того, что самолеты вернулись из предыдущих рейсов с небольшим опозданием и не успели пройти подготовку к новым полетам до начала регламентных работ, которые проводятся ежедневно с 3.00 до 6.00 утра, аэропорт на это время закрывается.
На вечер 18 июля на много часов задерживались вылетом из «Внуково» рейсы еще трех авиакомпаний — «Атлант-союз», «Мотор-сич» и «Владивосток авиа».
20 июля 137 пассажиров авиакомпании «Уральские авиалинии» не смогли вылететь из Екатеринбурга в Анапу. По словам представителя авиакомпании, задержка была вызвана техническими причинами, а после их устранения начался перерыв в работе аэропорта.
По данным регулярного мониторинга Росавиации, Sky Express занимала первую строчку по количеству задержек рейсов с 25 июня по 1 июля. За этот период перевозчик девять раз задерживал вылет на 2-4 часа, восемь раз задержки превышали 4 часа. Вместе со Sky Express в пятерке худших авиакомпании «Нордавиа», «Авианова», «Уральские авиалинии» и «Ямал».
Положение со Sky Express Федеральное агентство воздушного транспорта посчитало настолько серьезным, что 23 июля провело совещание по рассмотрению ситуации, связанной с многочисленными задержками регулярных и чартерных рейсов авиакомпании. На нем на основании рассмотренной информации было установлено, что количество задержанных рейсов авиаперевозчика увеличилось в 2,5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каждый четвертый рейс выполняется с задержкой от двух до шести часов и более. Резервирование рейсов авиакомпанией практически не осуществляется. Главной причиной такой ситуации явилось то, что в настоящее время почти половина парка воздушных судов проходит плановое техническое обслуживание и в перевозках задействовано лишь 5 самолетов из 9-ти. О том, что такая ситуация может возникнуть, руководство Sky Express знало, но, по собственному признанию, прозвучавшему в ходе совещания, меры по пропорциональному сокращению регулярных и чартерных рейсов были приняты с большим опозданием. Только после массовой задержки рейсов и последовавшего конфликта с Росавиацией, Sky Express действительно сократил количество регулярных и чартерных рейсов.
Ситуация усугубилась еще и тем, что авиакомпания находится в серьезном финансовом кризисе. В частности, по мнению экспертов, в первом квартале имели место убыточность продаж авиабилетов, снижение среднемесячной выручки и отрицательный среднемесячный чистый денежный поток.
В ходе совещания авиакомпании было предложено в течение суток представить в Федеральное агентство воздушного транспорта письменный доклад с указанием мер, направленных на недопущение задержек авиарейсов. В свою очередь, представители ЗАО «Скай экспресс» гарантировали исправление ситуации с 00 часов 00 минут 24 июля.
Авиаперевозчик был предупреждён, что в случае несоблюдения им принятых обязательств, в его деятельность могут быть введены административные ограничения вплоть до приостановления действия сертификата эксплуатанта.
Представители авиакомпаний, допустивших срывы в расписании, ссылаются на форс-мажор и просят не поднимать панику из-за задержки авиарейсов. Однако эксперты считают, что сбои в расписании могут приобрести регулярный характер. И в первую очередь пострадают клиенты бюджетных авиакомпаний. Российские лоукостеры не могут себе позволить новые самолеты, а имеющиеся приходится часто ремонтировать. При этом сегодня по сравнению с прошлым годом россияне стали чаще летать. У Sky Express, например, за первые шесть месяцев пассажиропоток увеличился на 17%. Стараясь заработать на спросе, авиакомпании составляют расписание так, что малейший сбой в нем приводит к задержке рейсов.
Отметим, что в середине июля туроператоры получили письмо от Sky Express, которое сразу назвали беспрецедентным. В документе за подписью генерального директора М. Букаловой, адресованном «всем заинтересованным представителям туристической индустрии на греческом направлении», авиакомпания приносит извинения всем, кто этим летом «вынужден был терпеть неудобства, связанные с непредвиденными задержками рейсов Sky Express». Букалова разъясняет, что они были связаны со срывом сроков планового технического обслуживания воздушных судов - т. е. происходили по независящим от Sky Express причинам. В последнее время ситуация нормализуется, и авиакомпания уверена в том, что, начиная с 17 июля 2010 г., выйдет на нормальный уровень регулярности.
Вечером 26 июля агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник сообщило о том, что акционеры Sky Express ведут переговоры о продаже контрольного пакета ее акций с холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
Владельцем 75% акций Sky Express считается председатель совета директоров аэропорта Внуково (там базируется перевозчик) В. Ванцев, которому этот пакет в конце 2008 года достался от создателя авиакомпании, экс-совладельца «Красэйра» Б. Абрамовича. В начале 2009 года господин Ванцев признавал себя контролирующим акционером Sky Express и даже безуспешно предлагал продать компанию за один рубль правительству Москвы. Но с начала этого года господин Ванцев отрицает, что когда-либо являлся акционером компании.
Если сделка состоится, то, по мнению экспертов, она будет выгодной для обеих сторон. С авиационными проектами у «Базэла» ничего не вышло: если аэропорты компания, несмотря на проблемы, построить сумела, то авиакомпания «Авиалинии Кубани» оказалась провальным проектом. Покупка Sky Express может спасти реноме «Базэла» и дать ему возможность все же заработать на авиаперевозках. Сделка будет выгодной и для Sky Express: если претензии Росавиации действительно имеют под собой основание, то привлечение инвестора, готового вкладывать деньги, спасет компанию от больших проблем.

Морские перевозки

Изменения правил парализовали крупнейший терминал на Дальнем Востоке

На крупнейшем на Дальнем Востоке контейнерном терминале Восточной стивидорной компании со вступлением в силу с 1 июля Таможенного союза возникли серьезные проблемы с оформлением грузов. Из-за изменения правил терминал в несколько раз снизил обработку контейнеров, более 4 тыс. которых за первую половину июля застряло в порту. ОАО РЖД считает, что в проблеме виноват порт, не подготовившийся к введению новых правил, а стивидоры просят ФТС продлить действие старых.
О кризисе стало известно из письма 30 экспедиторов, работающих в порту, которое они направили в Федеральную таможенную службу (ФТС), Минтранс, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и руководству Дальневосточной железной дороги. В письме содержится просьба «разрешить сложившуюся ситуацию и принять меры для восстановления схемы таможенного транзита». В дополнение к уже написавшим во все инстанции письма экспедиторам, свой текст предоставила и компания FESCO. Адресатом письма стал г-н Бельянинов.
Со вступлением в действие Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и Межправительственного соглашения таможенного союза «Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза» был изменен порядок таможенного оформления грузов для получения разрешения на транзит товаров при отправке на железную дорогу. Дело в том, что в течение более 15 лет на терминале действовала схема предварительного электронного таможенного оформления грузов (ПТЭО). Таможенное оформление грузов производилось до начала перегрузки на железную дорогу. Эта процедура не совпадала с общим порядком таможенного оформления транзитных грузов, но старый Таможенный кодекс позволял местным таможенным органам устанавливать особый порядок оформления грузов, что и происходило в случае с ВСК. Но кодекс Таможенного союза такой возможности уже не дает. С 1 июля все транзитные грузы на терминале стало возможно оформлять только после того, как контейнер принят к погрузке ОАО «Российские железные дороги», а значит, все процедуры таможенного оформления должны проходить уже на железнодорожном фронте терминала. Это задерживает контейнер на подъездных путях как минимум на три дня, которые РЖД берет на составление и подачу таможенной декларации, указывают они. В результате терминал ВСК, с которого до 30 июня отгружалось в среднем 162 контейнера ежедневно, за первую неделю июля не обработал вообще ни одного контейнера, а в дальнейшем — в среднем по 30-40 в день. За две недели работы Таможенного союза на терминале скопилось 4885 неотправленных контейнеров.
Снижение уровня пропускной способности терминалов в порту приведет к увеличению простоя подвижного состава, падению объемов контейнеров, отправляемому на железнодорожном транспорте, увеличению себестоимости товаров, что, в конечном счете, скажется на общем грузопотоке и репутации Транссиба. В результате может оказаться, что грузопотоки крупных иностранных грузоотправителей из Японии, Кореи и Китая, следующие по Транссибу, отправка которых только началась или возобновилась после кризиса, из-за нестабильности в организации транспортного процесса будут остановлены и переориентированы на альтернативные Транссибу маршруты. Экспедиторы жалуются, что уже получают претензии, например концерна General Motors, который поставляет через ВСК автокомплекты на свой завод в Узбекистане, но, в случае продолжения простоев вынужден будет перевести перевозку грузов на Транскитайскую магистраль.
В ОАО РЖД знают о проблеме, но отмечают, что портам было заранее известно, что после введения нового Таможенного кодекса режим оформления ПТЭО придется отменять, и монополия указывала, что для разрешения проблем портам надо расширять железнодорожные фронты погрузки-выгрузки, инвестировать в строительство «сухих портов». На это же ОАО РЖД указывало и Минтрансу, который согласовывал документы Таможенного союза. Единственный способ решения проблемы компания видит в расширении площадей для временного хранения транзитных контейнеров, где могло бы производиться их таможенное оформление.
Под новые правила подпадает 30-50% от общего контейнерооборота порта — грузы, которые ранее шли по процедуре таможенного транзита в Сибирь, центральную часть России, а также в Казахстан, Узбекистан и другие страны СНГ. В самой ВСК считают, что схема «погрузка—таможня—отправка» противоречит здравому смыслу. Инфраструктура замораживается на все время таможенных процедур: порт вынужден останавливать работу, стопорится формирование маршрутов.
Эксперты считает более обоснованной позицию экспедиторов. В случае с ВСК замечания ОАО РЖД об отсутствии инвестиций в подъездные пути к портам не имеют основания: в отличие от других портов Дальнего Востока именно у ВСК перегрузочных мощностей хватает. Выход из ситуации, отмечают они, может быть найден только в результате конструктивных договоренностей таможенных органов и РЖД, добавили в ВСК.
ООО «Восточная стивидорная компания» – крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке России, работает на территории Восточного порта. Специализируется на перевалке контейнеров, также осуществляет перевалку генеральных грузов и грузов Ро-Ро. OOO «Восточная стивидорная компания» входит в состав группы Global Ports. Контейнерный терминал Восточного порта был введен в эксплуатацию в мае 1976 года, первоначальная пропускная способность терминала составляла 70 тыс. TEUs в год. К началу 2010 года мощность терминала составляла 550 тыс. TEUs.