English
Русский
Suomi
Deutsch
16.02.2010 - 28.02.2010  
Эксперт по транспортной отрасли
16.02.2010 - 28.02.2010

Правительство РФ решило не пересматривать инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги» на 2010 год

27 февраля в Сочи в рамках рабочей поездки в Южный федеральный округ председателя правительства РФ Владимира Путина, состоялось совещание, на котором рассматривались вопросы, связанные с реализацией и источниками финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на период 2010-2015 годов. В ходе обсуждения выяснилось, что правительство решило не пересматривать инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги» на 2010 год.
Приоритетом инвестиционной политики ОАО «РЖД» является развитие и обновление инфраструктуры на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях. Основные параметры развития на 2010-2011 годы озвучил президент РЖД В. Якунин. Общий объем средств, предусмотренных инвестиционным бюджетом ОАО «РЖД» составляет 555,5 млрд. руб. В том числе, «собственные» инвестиционные проекты компании за рассматриваемый период составят 435,5 млрд. руб., или 78% от общего объема инвестиционного бюджета. 120 млрд. руб. будет направлено на строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Ввод основных фондов в эксплуатацию прогнозируется в размере 526 млрд. руб. Учитывая текущее состояние основных фондов, основным приоритетом для компании в ближайшей перспективе остается их обновление. На покупку нового подвижного состава будут направлены 72 млрд. руб., в том числе 52 млрд. руб. - на приобретение локомотивов.
Что касается текущего 2010 года, то инвестиционный бюджет РЖД запланирован в объеме 270,5 миллиарда рублей, что на 2,9% больше, чем в 2009 году. При этом расходы на реализацию «олимпийских» проектов вырастут значительнее - на 51,8% до 71,8 миллиарда рублей. РЖД ожидает, что доходы от перевозок в 2010 году составят 1,014 триллиона рублей (рост к предыдущему году на 6,9%). Прогнозный уровень расходов компании в 2010 году - 974,5 миллиарда рублей (снижение на 79,7 миллиарда рублей). В.Якунин по итогам 2010 года прогнозирует чистую прибыль в размере 17,1 миллиарда рублей, что в восемь раз превышает прогнозный показатель за 2009 год.
В 2010 году перевозчик, как и планировалось, получит компенсацию выпадающих доходов от недоповышения тарифов на сумму 50 млрд. рублей, в том числе 23 млрд. рублей - по грузовым перевозкам, 19 млрд. рублей - на ремонт инфраструктуры и 8 млрд. рублей - на пассажирские перевозки в купейных и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования. Причем 42 млрд. рублей будет выделено в качестве взноса в уставный капитал компании, а по оставшимся 8 млрд. рублей РЖД примут решение, которое позволит передать эти средства Федеральной пассажирской компании.
Ранее, в январе 2010 года глава РЖД В. Якунин заявил, что инвестпрограмма РЖД на 2010 год может быть сокращена на 25 миллиардов рублей. Речь шла о снижении в два раза (с 50 миллиардов до 25 миллиардов рублей) заложенных в бюджете госсубсидий РЖД за неиндексацию тарифов на грузовые перевозки в 2010 году. При этом В.Якунин сетовал, что придется вносить в инвестиционную программу коррективы, если ожидаемые снижения с точки зрения субсидий и господдержки будут проведены.
Из общей суммы финансирования подпрограммы «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы развития транспортной инфраструктуры в размере 38 млрд. рублей РЖД смогут в 2010 году получить только 6 млрд. рублей, в связи с чем было объявлено, что компания не будет начинать новые стройки, а только продолжит существующие. Приоритетами в этом году является повышение пропускной способности дальневосточных портов и строительство Кузнецовского тоннеля.
Правительство в 2010 году продолжит политику сдерживания тарифов на железнодорожные перевозки, не допуская при этом подрыва экономического состояния компаний-естественных монополий. В 2009 году рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки планировался в объеме 15,9%, однако по факту составил 10,6%. В текущем году запланирован рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 9,4%.
В безопасность на железнодорожном транспорте в 2010 году будет вложено 4,5 млрд. рублей. Причем на совещании особо было отмечено, что развитие железнодорожной инфраструктуры непременно должно сопровождаться вложениями в безопасность для обеспечения требуемого уровня антитеррористической, пожарной безопасности, осуществлять технический контроль за состоянием путей.
Важнейшим ресурсом развития «РЖД» призваны стать средства от продажи акций дочерних компаний ОАО «РЖД», которые должны быть направлены на финансирование ключевых проектов. Некоторые эксперты считают, что это позволит РЖД заткнуть дыры в бюджете, но о развитии речи не идет.
16 февраля на панельной сессии «Развитие экономики России: Где нужны инвестиции?» 12-го ежегодного форума Russia Business Roundtable президент компании В. Якунин заявил, что до 2012 года ОАО «РЖД» планирует продать доли более чем в 30 дочерних компаниях. Это по 50% минус две акции ОАО «Первая грузовая компания» и до 35% минус две акции ОАО «ТрансКонтейнер», которые планируется продать в ходе IPO. Кроме того, на продажу до 2012 года будут выставлены до 50% минус две акции таких компаний, как: ОАО «Элтеза», ОАО «РЖД-Строй», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (предварительно ему будут переданы акции шести региональных заводов «Ремпутьмаш»). Также ОАО «РЖД» планирует продать контрольные пакеты (100% минус одна акция) в ряде вагоноремонтных заводов и в ОАО «Рефсервис». Бумаги этих компаний планируется продать через частные размещения и аукционы. В целом до 2012 года РЖД планирует получить около 100 млрд. руб. за счет продажи акций дочерних и зависимых обществ.
Из всего перечисленного ПГК и «Трансконтейнер» - самые привлекательные активы. Контейнерные перевозки имеют большую перспективу, учитывая географическое положение России, поэтому эти компании всегда будут востребованы на рынке. Стратегическим инвесторам - особенно крупным частным операторам грузовых вагонов - интересны могут быть и вагоноремонтные активы РЖД. «Элтеза», «Ремпутьмаш» и «РЖД-Строй» уже не такие простые активы, они могут заинтересовать только профильных инвесторов. Не особо привлекателен «Рефсервис», который РЖД продают, по сути, целиком, поскольку вагонный парк для этой компании уже не производится, и сейчас она «докатывает старый подвижной состав».


В Санкт-Петербурге объявлен конкурс на проектирование шести новых трасс метрополитена

Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга вновь объявил конкурс на проектирование трасс и определение месторасположения строительных площадок шести новых линий городской подземки. Согласно материалам государственного заказа Петербурга, прием заявок на участие в открытом конкурсе начнется 22 февраля 2010 года. Максимальная сумма госконтракта составит 144 млн. 554,5 тыс. руб. По условиям конкурса, участники должны иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, работам по подготовке организации строительства и действующую лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Для участия в конкурсе претенденты должны предоставить обеспечение заявки в размере 7,22 млн. рублей, победитель подтверждает обеспечение исполнения контракта взносом в 28,9 млн. рублей. Дата вскрытия заявок - 31 марта нынешнего года.
По сути дела речь идет о резервировании земельных участков, где в дальнейшем, в соответствии с концепцией развития метро до 2020 года, появятся наземные вестибюли станций. Работы будут проводиться в Приморском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Фрунзенском, Московском, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах города. Максимальный срок выполнения работ составит 30 недель с момента заключения госконтракта. Подрядчик должен будет разработать схемы и определить места размещения строительных площадок основных сооружений, необходимых для строительства Лахтинско-Правобережной, Фрунзенско-Приморской, Кольцевой, Калининско-Приморской линий и Красногвардейского радиуса.
Напомним, что конкурс с аналогичными условиями, но с меньшей начальной суммой в 128 млн. рублей уже объявлялся в августе прошлого года. Тогда, как и сейчас, победитель должен был определить точное месторасположение 56 надземных вестибюлей 40 станций метро, а также нескольких десятков вентиляционных шахт. Конкурс выиграло малоизвестное на рынке ООО СК «Инмар», затребовавшее меньшую сумму, чем традиционный подрядчик метрополитена - ОАО «Ленметрогипротранс», которое спроектировало абсолютно все ныне действующие станции петербургского метро. Победитель 2009 года достаточно быстро заказчика разочаровал. ГУП «Петербургский метрополитен» не понравилось то, что делало ООО СК «Инмар». Поэтому было принято решение провести конкурс во второй раз с тем, чтобы работы выполнила другая компания. Теперь у «Ленметрогипротранса», очевидно, не будет конкурентов.
Часть экспертов, анализируя условия конкурса, выражает мнение, что подобные проектно-изыскательские работы городу вовсе не нужны, поскольку все пятна для новых станций давно известны, и рядом с ними ничего капитального не строится. Поэтому задачей проектировщика становится простое нанесение на карту этих давно известных пятен. Косвенно об этом свидетельствует и назначенный срок выполнения столь сложной работы - подрядчику отводится всего 30 недель.
Удивляет также и то, что в новом конкурсе по непонятной причине фактически будет дублироваться проектирование участка от «Комендантского проспекта» до депо «Коломяжское». По этим работам конкурс уже проводился. Победу в нем одержало ОАО ЛМГТ. Компания должна была выполнить полное проектирование станций с конкретным путевым развитием и предусмотреть всё, вплоть до благоустройства территории. Но теперь оказывается, что «трассировка» для этого участка заказана повторно.
Нужно отметить, что ОАО «Ленметрогипротранс» в настоящее время проектирует участок Красносельско-Калининской линии от Обводного канала до станции «Казаковская». Стоимость разработки документации, необходимой для строительства новой ветки, составляет около полумиллиарда рублей. Предполагается, что работы продлятся до 2011 года. Итоги конкурса по выбору генерального проектировщика Красносельско-Калининской ветки метро были подведены в конце 2009 года. Разрабатываемый проект будет включать в себя строительство 4-6 станций от строящейся станции «Обводный канал». Новая линия метро охватит юго-западные районы с созданием новых пересадочных узлов на станциях «Кировский завод» и «Московские ворота», закладывая тем самым своеобразные элементы будущей кольцевой линии метро. Строительство Красносельско-Калининской ветки метро начнется после 2011 года.
Конкурс на проектирование новых трасс проводится в рамках городской программы развития метро, принятой правительством Санкт-Петербурга в январе 2008 года. Эта программа предусматривает строительство 70 км новых линий и 41 новой станции. Затраты на ее выполнение оценивались два года назад в 415,6 млрд. руб., при этом предполагалось, что на 220 млрд. ее профинансирует бюджет Петербурга и на 195,5 млрд. руб. - федеральный бюджет. Однако начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин в конце прошлого года сказал, что в 2010 году строительство подземки будет вестись только за счет бюджета города в объеме 10,5 млрд. руб. Таким образом, при нынешнем финансировании программу можно выполнить лишь за 41 год. В 2009 году за счет всех источников финансирования, включая федеральное, на новое строительство было затрачено 8,5 млрд. руб.