English
Русский
Suomi
Deutsch
16.07.2009 - 31.07.2009  
Эксперт по энергетике
16.07.2009 - 31.07.2009

Освобождение восточносибирских месторождений от экспортной пошлины. Вопрос об обнулении экспортных пошлин на нефть для Восточной Сибири и Дальнего Востока обсуждается в числе других мер, направленных на стимулирование притока инвестиций в нефтедобычу в данном регионе. Решение правительства России об освобождении от экспортной пошлины нефти, поступающих с 13 месторождений Восточной Сибири уже принесет выгоду таким компаниям, как “Роснефть”,”Сургутнефтегаз” и ТНК-ВР. Впрочем, с запуском трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" значительные выгоды от обнуления пошлин могут получить все компании этого региона, а вот бюджет к концу года недополучит более 340 млн долл (если считать по заявленным сегодня объемам добычи с учетом нынешних цены на нефть и ставки пошлины). Потому как только первая очередь ВСТО войдет в эксплуатацию, налоговые каникулы должны закончиться. Это в проекте, а реально есть все основания считать, что они станут постоянными. Компании уже давно убеждают правительство о логичности снятия этой экспортной пошлины - сэкономленные на этих платежах средства пойдут в разведку и добычу новых ресурсов нефти и газа.

Участник "Южного потока" просится в Nabucco. Сербия и ранее заявляла о поддержке обоих проектов одновременно, так как их реализация позволит диверсифицировать поставки газа в Европу. И теперь прозвучало заявление Сербии о готовности принять участие в проекте строительства Nabucco, если ей будет сделано соответствующее предложение, хотя газопровод ЕС даже не проходит через сербскую территорию. И другие балканские страны, например Болгария, сейчас стараются выбрать более перспективный из двух конкурирующих проектов. Подключение Сербии (которая планирует вступление в ЕС) к Nabucco возможно, если Европа увидит необходимость в снижении влияния на Балканах "Газпрома" и обеспечит финансирование строительства сербского ответвления.
Белграду важно сохранять мир и с Россией - сейчас решается судьба строительства на сербской земле газового хранилища "Банатский двор". Этот совместный с РФ проект позволит Сербии обеспечить себя достаточным количеством топлива в случае нового газового кризиса. Хотя более приоритетным для Сербии является продолжение интеграции с Европой. Так что если ЕС пригласит Сербию в Nabucco, она согласится, даже если это ухудшит отношения с Москвой.

Баку и Ашхабад делят Каспий. Помощь "Южному потоку" пришла с неожиданной стороны - между Туркменистаном и Азербайджаном (потенциальные участники конкурирующего Nabucco) обострились противоречия на почве раздела углеводородных богатств Каспийского бассейна. Каждая сторона собирается отстаивать свои позиции всеми путями, о чем были сделаны взаимные заявления. Туркмения и Азербайджан не могут придти к миру в этом вопросе из-за споров вокруг принадлежности нефтегазовых месторождений в центральной части Каспия, на спорной между странами территории. Таким образом, проект Nabucco из-за растущих азербайджано-туркменских противоречий может затормозить свое осуществление. А если конфликт не будет разрешен, то ресурсная база европейского газопровода станет еще более сомнительной. Сейчас обе стороны планируют поставлять газ для Nabucco, но для этого им придется договориться, так как интерес присутствия в проекте ЕС может оказаться сильнее собственных добывающих интересов.

Закрытие транзита нефтепродуктов в Латвию может показаться для России поводом задуматься о том, какую позицию по отношению к ней занимает Белоруссия. Но хотя в последнее время и охладились отношения между РФ и Белоруссией, говорить о политической подоплеке этого события скорее некорректно. Присутствие иностранных компаний в проверке техсостояния трубопровода российского "Транснефтепродукта" и готовность белорусами ввести его в строй, как только недочеты будут устранены, говорят о технической причине остановки. Самой Белоруссии транзит выгоден. Не говоря уже о том, что потеряет на снижении объемов транзита потребитель - Латвия. Закрытие нефтепродуктопровода снизит объемы торговли через порт в Вентспилсе. Сама Россия потеряет немного - доля экспорта по данному трубопроводу сравнительно невелика (по маршруту Унеча-Вентспилс осуществляется около 10% экспорт нефтепродуктов из РФ).
Всё же России стоит продолжать и активизировать усилия в политике диверсификации поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Завершение строительства экспортных терминалов на побережье Балтийского моря, расширение объемов поставок через нефтепродуктопровод "Север", строительство продуктопровода "Юг" и налаживание выпуска отечественного, соответствующего европейскому уровню, топлива позволят России диверсифицировать экспорт по всем направлениям. А значит - ликвидировать зависимость от транзитных стран.