English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Expert in applied politics
Law as an indicator of social changes
Date: 03.06.2009

Last week the Committee for Laws of Legislative Assembly considered legislation “About St. Petersburg Government”, advanced by Valentina Matvienko on the 8th of May. As a natural result, the returned verdict was affirmative: the legislation was recommended to Assembly as a basis. Still, why did they need to accept a new variation of law, if the old one, “About St. Petersburg Government”, have been systematically amended since it was passed on May 30, 2003? Contrastive analysis of two documents shows that the reason is not only behind the antirecessionary policy: since 2003, either regional policy, or national and international situation have changed dramatically, which required dramatic laws correction, too. So what is the difference between new law and the “old” one?

Закон как индикатор общественных перемен


На прошлой неделе в Комитете по законодательству Законодательного собрания был рассмотрен проект закона «О правительстве Санкт-Петербурга», внесенный В.И. Матвиенко 8 мая. Вердикт был вынесен, закономерно, положительный: Комитет рекомендовал Собранию принять законопроект за основу. Однако зачем понадобилось принимать новый вариант закона, если поправки в старый вариант закона «О правительстве Санкт-Петербурга» планомерно вносились со дня принятия его 30 марта 2003 года? Сравнительный анализ двух документов показывает, что причина кроется не только в антикризисной политике: с 2003 года существенно изменилась как региональная политическая, так и национальная и международная ситуация, что потребовало и существенных корректировок закона. Итак, в чем отличие нового документа от «старого»?

1. В законопроекте появляется большое количество ссылок на иностранные некоммерческие, коммерческие и правительственные структуры. В частности, подчеркивается, что вице-губернаторы не могут

  1. иметь иностранное гражданство либо вид на жительство за границей;
  2. принимать почетные знаки отличия иностранных государств без разрешения Президента РФ;
  3. выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных НКО.
2. Новый документ расширяет полномочия Субъекта – Губернатора по отношению к Объекту – вице-губернаторам. Губернатор получает право
  1. повторно вносить кандидатуру вице-губернатора, решение об отказе которой уже было принято Законодательным собранием;
  2. изменять сферы деятельности вице-губернаторов (которые должны быть указаны в предложении о назначении).
3. Помимо борьбы с преступностью в ведение Правительства внесено «противодействие терроризму и экстремизму». Впрочем, данное положение можно отнести и к первому пункту – связи с иностранными структурами.

4. В новом документе также отражены элементы кампании по борьбе с коррупцией и лоббизмом в пользу открытости:
  1. ежегодная подача декларации о доходах и имуществе, принадлежащим на правах собственности членам Правительства, их супругам и несовершеннолетним детям;
  2. запрет на предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, кроме творческой (в которой особо выделены два вида деятельности: преподавательская и научная), причем снова вступает в действие пункт 1 – творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет иностранных средств;
  3. запрет на получение любых форм «благодарностей», материального характера или в виде услуг, от физических и юридических лиц за осуществляемую служебную деятельность;
  4. запрет на осуществление функции поверенного или представителя по делам третьих лиц в органах государственной власти (читай – лоббиста).

Прочие изменения в тексте документа являются лишь небольшими поправками в формулировках, перестановками слов во фразах и другими «косметическими» улучшениями.

Таким образом, изменения за последние шесть лет в региональной и федеральной политической жизни (на основании сравнительного анализа двух документов) выразились в следующих явлениях:

1. Существенное усиление негативизма по отношению к иностранным элементам: организациям, компаниям и государственным структурам. Практически это вылилось в скандал в руководстве ТНК-BP и прочие действия по отношению к иностранным компаниям в нефтегазовом секторе, закрытие филиалов Британского совета, ужесточение законодательства по отношению к иностранным некоммерческим организациям, распространение информации о возможной активизации иностранных организаций на выборах в муниципальные образования, риторику об усилении независимости внешней политики РФ.

2. Нововведения, отраженные в пункте 2 представленного списка, по желанию анализирующего можно трактовать довольно вариативно, вот лишь несколько примеров:

  1. усиление властной вертикали,
  2. повышение мобильности и оперативности региональной политической жизни на фоне кризисных явлений мировой экономики,
  3. усиление исполнительной по отношению к законодательной ветви власти.
Справедливой для современной политической ситуации в России может быть каждая из представленных тенденций (выбор приоритетной остается за анализирующим).

3. В пункте 3 отдается дань сентябрьским событиям 2004 года в Беслане, 9 сентября 2001 в Нью-Йорке и прочим террористическим актам последних лет. И хотя терроризм уже не является главной темой повестки дня, а в апреле в Чеченской республике был снят режим контртеррористической операции (КТО), в той же Чечне в некоторых районах возобновлялся режим КТО, намедни режим КТО был объявлен в некоторых деревнях Ингушетии.

4. Кампанию по представлению ежегодной отчетности о собственных доходах и имуществе открыли в нынешнем году Президент Д.А. Медведев и Премьер-министр В.В. Путин, за ними последовали отдельные губернаторы и прочие государственные служащие. Со следующего года публичное представление деклараций станет обязательным (указы Президента от 18.05.2009).
А кампания по борьбе с коррупцией широко развернулась в нынешнем году в Санкт-Петербурге. В октябре прошлого года был принят закон «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», и весной нынешнего года уже были введены обозначенные дополнительные меры в действие. Из наиболее ярких – «горячая» телефонная линия и активная общественная пропаганда.

Итого: борьба с внешними и внутренними врагами, открытость и подотчетность политиков и выбор одной из трех альтернатив: усиление вертикали власти, повышение эффективности региональной политики в связи с финансовым кризисом или возвышение исполнительной над законодательной властью.


Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits