English
Русский
Suomi
Deutsch
01.10.2014 - 15.10.2014  
Expert in transportation
01.10.2014 - 15.10.2014

Правительство рассматривает возможность предоставления российским авиакомпаниям государственных гарантий по кредитам. Такое решение будет беспрецедентным: поскольку у авиакомпаний разные бизнес-модели (а именно - «Трансаэро» и UTair активно наращивали пассажиропоток, а S7 и «Аэрофлот» соблюдали баланс между ростом пассажиропотока и финансовыми показателями), предоставление госкредитов будет нарушением принципов рыночной экономики. Другой же вариант – субсидирование процентной ставки по кредитам – является, по мнению Минтранса, менее приемлимым. Положение авиакомпаний не одинаковое; в то время как объем госгарантий по привлекаемым кредитам «Трансаэро» может составить до 10 миллиардов рублей, краткосрочные долги UTair превышают 57 миллиардов рублей; «Аэрофлот» же по итогам первых шести месяцев получил 3,1 миллиардов рублей убытка. При этом «Трансаэро» и «Аэрофлот» отрицают, что просили правительство о помощи.

Новости морских компаний: группа «Сумма» подписала соглашение с китайской провинцией Цзилинь (город Хуньчунь, Китай) о строительстве «сухого порта». Обрабатывать в нем компания планирует до 40 миллионов тонн грузов в год – грузы будут доставляться по железной дороге, и в Хуньчуне будет происходить их сортировка и формирование судовых партий. Предполагается аренда 310 га земли на 50 лет, на которой на которой будет построена инфраструктура для логистического центра. Решение о строительстве «сухого порта» было принято «Суммой» с целью повышения эффективности логистики между Китаем и «Суммой»; кроме того, новый логистический центр решит проблему различной ширины российской и китайской железнодорожной колеи: пропускная способность российской колеи составляет более 10 миллионов.
Помимо этого, в 2018 году «Сумма» планирует запустить Большой порт Зарубино в 18 км от границы с Китаем; именно, зерновой терминал, который рассчитывает строить «Объединенная зерновая компания», контейнерный терминал до 2 миллионов TEU в год и терминал генеральных грузов на 25 миллионов тонн. На китайский транзит (60 миллионов тонн в год на первом этапе и затем до 100 миллионов тонн) может прийтись до 60% всего грузооборота порта. В целом проект с учетом «сухого порта» обойдется «Сумме» в $2,6-3 миллиардов.

К слову о железнодорожных компаниях: 31 марта 2014 года EY оценила принадлежащие РЖД 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» в 35,1 миллиардов рублей, - то есть почти вдвое ниже рыночной оценки. Вследствие этого РЖД получит около 23 миллиарда рублей прибыли в 2015 году. Для перевозчика это имеет особое значение, поскольку по итогам 2015 года убыток компании составит 60 миллиардов рублей. В числе мер по поддержке компании правительство выделит 30 миллиардов рублей (напомним, что РЖД просило 45 миллиардов рублей субсидий на покрытие убытков, 25 миллиардов субсидий на пассажирские перевозки).
Отметим, что разница в рыночной стоимости «Трансконтейнера» и оценке EY объясняется низкой ликвидностью акций контейнерного оператора, которую создали крупные держатели акций — Fesco (владеет более 24% контейнерного оператора) и НПФ «Благосостояние» (более 10% оператора).