English
Русский
Suomi
Deutsch
01.11.2013 - 15.11.2013  
Expert in financial institutions
01.11.2013 - 15.11.2013

Стремительный рост рынка сберегательных сертификатов не мог не остаться без внимания регулирующих органов. Количество выпущенных сберегательных сертификатов за девять месяцев 2013 года выросло на 43%, в 2012 году – в двадцать раз, их доля в общем годовом приросте средств физлиц в банковской системе составила 9,1%.
Минфин вынес на общественное обсуждение поправки в Гражданский кодекс, которые запрещают сберегательные сертификаты и книжки на предъявителя.
В обоснование нововведений министерство приводит следующие причины:

  1. возможность идентификации лишь того лица, которому были выдана ценная бумага, и лица, предъявившего ее к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте (в терминологии ведомства – недостатки в правовой конструкции);
  2. отсутствие ограничений по сумме и отсутствие «системы контроля исполнения запрета их использования в качестве расчетного и платежного средства (в терминологии ведомства – избыточные риски для добросовестных участников гражданского оборота, пониженные эффективность антикоррупционного законодательства Российской Федерации и мер борьбы с отмыванием денег»;
  3. потенциальные волнения среди вкладчиков при наступлении страхового случая в банке-эмитенте в связи с отсутствием выплат, «поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы» (в терминологии ведомства – социальные риски);
  4. потенциальное неправомерное переоформление незастрахованных вкладов в застрахованные финансово неустойчивыми кредитными организациями накануне страхового случая, «что приведет к росту страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов без эквивалентной уплаты соответствующих взносов со стороны кредитных организаций».

Пункт о потенциальных волнениях граждан, вызванных, как отмечает сам регулятор, недостаточной финансовой грамотностью, вызывает удивление в связи с тем, что сам Минфин в 2011 году подписал соглашение с МБРР соглашение о займе на $113 млн для реализации совместного проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Подобные программы были также разработаны правительством и ФСФР (ныне ЦБ) в 2009 году. Так что логичнее выглядели бы отсылки на пункты данных программных документов, которыми предусмотрено соответствующее образование граждан.
Пункт о возможных неправомерных действиях кредитных организаций мог быть нивелирован законодательным регулированием переоформления неименных сертификатов в именные.
Минфин заключает, что международный опыт использования сберегательных сертификатов позитивен, но в России «для этого необходимо усовершенствование нормативной базы». То есть если третий и четвертый пункты обоснования нововведений признать малозначимыми и обратить внимание на первые два, можно утверждать, что опыт использования сберегательных сертификатов и в России будет позитивным, если ввести идентификацию всех участников, ограничить сумму, которой можно будет оперировать, и эту сумму контролировать. Контроль будет осуществляться физически – сертификат в обязательном порядке должен будет быть передан в депозитарий. Пряником для клиентов – физических лиц станет участие вкладов, удостоверенных сберегательными сертификатами, в системе страхования вкладов. Пряником для кредитных организаций станет возможность введения безотзывных сертификатов в следующей формулировке: «условия, на которых выдаются сберегательные (депозитные) сертификаты, могут содержать возможность их досрочного погашения по требованию их владельцев». Таким образом, контролирующие органы получат возможности для контроля, банки получат возможность получения длинных денег от населения, граждане получат возможность истребовать сбережения при наступлении страхового случая.