English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2013 - 15.03.2013  
Expert in transportation
01.03.2013 - 15.03.2013

Мера поддержки региональных авиаперевозок в этом году будет значительно увеличена; государство выделяет из бюджета более 2 млрд рублей на развитие отрасли и субсидии на порядка 40 новых судов. По словам Минтранса, на данный момент региональные перевозки обеспечивают около 300 самолетов, и 200 из них российского производства; однако новые самолеты поступают редко, и российским авиакомпаниям для организации бесперебойного обслуживания региональных перелетов потребуется от 500 до 600 самолетов. В противном же случае отсутствие достаточного числа судов может стать серьезным ограничителем в связи с прогнозируемым увеличением числа пассажиров на внутрироссийских маршрутах и росте потребности на такие перевозки в целом. Несмотря на то, что проще и быстрее закупить зарубежные самолеты, государство все же заинтересовано в увеличении производства отечественных судов, например, Ан-148 и Sukhoi Superjet 100, особенно на недалеких маршрутах. Всего обслуживается 1305 региональных маршрутных линий, из которых 121 непосредственно связана с Москвой и Петербургом.
Отметим, что российские региональные перевозки по темпу роста втрое опережают мировые; по итогам прошлого года российскими компаниями было перевезено 74 млн пассажиров, что обеспечило рост в размере 15,4% по пассажирам и более 18% по пассажирообороту, в то время как рост авиаперевозок в мире не превысил 5%. На внутренних воздушных линиях России было перевезено 33,4 млн пассажиров, что составляет примерно 45% всех перевозок, выполненных российскими авиакомпаниями, и рост к 2011 году составил 8,2%. При этом по маршрутам между субъектами Российской Федерации, исключая маршруты, непосредственно связанные с Москвой и Санкт-Петербургом, перевезено чуть больше 4,76 млн пассажиров, что составило рост в 3,7% Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчёте на кресло-километр составляет примерно 2,5 рубля, на региональных – 5 рублей, на местных – 35; в целом это дороже магистральных перевозок.

В то же время власти Петербурга решили уйти от разделения на социальный и коммерческий транспорт; другими словами, Смольный решил упразднить такие понятие, как маршрутка. Это потребует крупных затрат: запрещенные маршрутки придется заменить новыми автобусами, и, согласно расчету комитета по транспорту, от 9,5 до 12,5 млрд рублей придется потратить на приобретение нового подвижного состава для «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». Всего комитет по транспорту предполагает увеличение количества автобусов на 1600 штук (на данный момент их 1900), трамваев на 130 (789), троллейбусов на 80 (684). Число же маршруток в городе – около 3500, и ходят они по 318 маршрутам. Если полностью отказаться от маршруток, то на обновление и покупку нового транспорта придётся выложить 12 млрд рублей. Кроме того, это повлечет увеличение субсидий перевозчикам – 20 млрд рублей вместо текущих 11-ти. При всем при этом отменой маршруток будут недовольны сами горожане; средний интервал движения общественного транспорта на данный момент составляет около 25 минут, в то время как маршрутки ходят чаще и покрывают большую территорию, включая и пригороды.
Несмотря на это идея имеет свои очевидные преимущества. Во-первых, снизится число ДТП с участием маршруток, которые случаются чаще прочих. Еще в 2008 году исследование показало, что каждый день в аварию попадает хотя бы одна маршрутка, и процент увечий пассажиров при этом довольно высок; с каждым годом эта тенденция растет. За первую половину 2012 году с участием маршруток произошло 75 аварий. Одновременно с этим у властей появится возможность ввести один тариф на всем городском транспорте, и везде будут действовать льготные проездные.