English
Русский
Suomi
Deutsch
16.05.2012 - 31.05.2012  
Expert in transportation
16.05.2012 - 31.05.2012

Министерство транспорта РФ

Президент РФ Владимир Путин 21 мая подписал указ о назначении Министром транспорта РФ Максима Соколова. С 2009 года М. Соколов работал директором Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. В 2009 году М. Соколов возглавлял Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга. Ранее, в 2004-2009 годах М. Соколов был председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга. Отметим, что в руководстве Министерства транспорта М. Соколов – третий петербуржец, ранее заместителями министра транспорта стали Олег Белозеров (2009 год) и Николай Асаул (2010 год). Н. Асаул в 2004-2007 годах был заместителем М. Соколова в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам. Еще один заместитель министра, Виктор Олерский (2009 год), долгое время был связан с Санкт-Петербургом по роду деятельности (учеба и работа в пароходствах).
Игорь Левитин, занимавший должность Министра транспорта РФ с 2004 года, был назначен советником Президента РФ.


Железнодорожные перевозки

Грузовые перевозки. Ространснадзор 18 мая отменил запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Запрет был введен 10 мая и был вызван участившимися авариями нефтеналивных составов. По мнению железнодорожников, аварии были вызваны заводским браком цистерн (некачественное литье рам вагонных тележек). Производители цистерн заявляли о том, что аварии - результат неправильного использования цистерн, когда в цистерны для светлых нефтепродуктов заливались нефть или топливо большей плотности, что приводило к перегрузу вагонов. Запрет Ространснадзора означал вывод из эксплуатации до 30% цистерн, перевозящих нефть. В итоге нефтеперерабатывающие заводы рисковали остаться без нефти, ситуация по заявлению ведущих нефтяных компаний, могла привести к топливному кризису в масштабах всей страны. Руководители крупнейших нефтяных компаний направили в Минтранс обращения с требованием снять ограничения на использования цистерн. Одновременно производителям цистерн предлагалось внести изменения в техническую документацию вагонов.
Ространснадзор снял запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов двух производителей – «Уралвагонзавода» и «Рузаевского завода химического машиностроения». Эти предприятия направили в Ространснадзор извещения, в которых подтвердили возможность использования светлых цистерн под темные нефтепродукты при соблюдении нормативной грузоподъемности и высоты налива, а также пообещали внести изменения в спецификацию вагонов. Переговоры с другим крупным поставщиком цистерн – украинским «Азовмашем» пока не завершились.
Принятые меры решают проблемы нефтяных компаний, связанные с перевозкой нефти, но не могут защитить от возможных аварий на железных дорогах, которые возникают по причине некачественного литья, т.е. пока выбран временный путь решения проблемы.

Пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» продолжает активно продвигать свой любимый проект – поезд «Сапсан». 18 мая было объявлено о начале действия новой скидочной программы для пассажиров поезда «Сапсан». Программа скидок включает два направления:

  • привязка стоимость билета на поезд Сапсан к загруженности вагонов и срокам резервирования,
  • выпуск специальных карт для пассажиров, регулярно пользующихся поездом Сапсан.
  • Максимальную скидку - 20% по первому направлению программы пассажир может получить при покупке билета за 45 суток до поездки. Услуга действует с 18 мая при покупке билетов на поезда отправлением с 1 июля.
    Второе направление программы разработано для пассажиров достаточно регулярно пользующихся поездом «Сапсан». Для разных категорий пассажиров поездов «Сапсан» разработаны «дорожные карты», дающие определенную скидку при покупке билетов. Выделено несколько категорий пассажиров – пенсионеры (старше 60 лет), молодежь (16-25 лет), школьники (10-16 лет). Дорожные карты для этих категорий пассажиров дают скидку от 15% (молодежь) до 20% (пенсионеры и школьники), стоимость карты 300 рублей, срок действия 1 год. Также разработаны дорожные карты для пассажиров независимо от их возрастной категории – карта «Две столицы» дает скидку 15% при одновременной покупке не более 4 билетов на поезда «Сапсан» на маршруте Санкт-Петербург – Москва в выходные дни отправлением в 6.45 и 7.00. Дорожная карта «Ресторан» предоставляет ее владельцу выделение места в вагоне-бистро с гарантированным питанием и снижением стоимости проезда на 5%. Стоимость этих дорожных карт составляет 500 рублей.
    В пресс-релизе ОАО «РЖД» сообщается, что программа разработана на основе «опыта железнодорожных администраций и железнодорожных компаний стран Европы». К сожалению, такую активную маркетинговую политику ОАО «РЖД» проводит только в отношении избранной части своих услуг, в данном случае в отношении поездов «Сапсан».

    Морские порты

    Большой порт Санкт-Петербург опубликовал статистику по результатам деятельности в январе-апреле 2012 года. За 4 месяца 2012 года порт обработал 17,722 млн. тонн грузов, что на 3,2% больше, чем за 4 месяца 2011 года. Вроде бы рост грузооборота продолжается, но результаты апреля вызывают тревогу – в апреле грузооборот порта снизился на 13,4% по сравнению с апрелем 2011 года, причем снизилось количество контейнерных грузов (на 6,3%). Именно снижение грузооборота контейнеров вызывает беспокойство. Контейнеры – важнейшая составляющая в структуре грузооборота Большого порта Санкт-Петербург (доля контейнеров в грузообороте в 2011 году составила 36,6%), порт Санкт-Петербург – крупнейший контейнерный порт России, порт не имеет в отличие от большинства российских портов ярко выраженной экспортной направленности. С ноября 2009 года контейнерооборот порта показывал положительную динамику (29 месяцев подряд!), причем объемы контейнерооборота росли и в те месяцы, когда общий грузооборот порта снижался, например, в зимнюю навигацию 2010-2011 годов. Именно контейнерные грузы являются лакмусовой бумажкой состояния мировой экономической системы. Поэтому результаты контейнерооборота Большого порта Санкт-Петербург, с учетом нерадостных мировых финансовых новостей могут свидетельствовать, как минимум о возможности рецессии.

    Транспортная инфраструктура

    27 мая в Санкт-Петербурге был торжественно открыт Приморский путепровод. Приморский путепровод проходит вторым ярусом над перекрестком улиц Савушкина и Планерной с Приморским проспектом и Приморским шоссе. Путепровод соединяет Приморский проспект и Приморское шоссе, являясь частью проекта непрерывного движения от Литейного моста до Сестрорецка. В конце 2012 года планируется завершить следующий этап реконструкции этой транспортной развязки, когда будет открыт участок Западного скоростного диаметра от Приморского до Богатырского проспекта, который пройдет третьим ярусом над перекрестком. Работы по строительству Приморского путепровода начались в 2010 году, застройщиком выступает ОАО «Западный скоростной диаметр», генподрядчиком является ОАО «Мостоотряд № 19».

    А 28 мая, в понедельник, весь район вдоль Приморского проспекта и улицы Савушкина встал в огромной пробке. Причиной стало то, что после открытия путепровода кардинально поменялась схема движения в районе. Автолюбители, возвращавшиеся в Санкт-Петербург после выходных, по привычке въезжали в город по улице Савушкина, хотя после открытия путепровода проезд в сторону центра осуществляется по Приморскому шоссе. Проблем добавили и машины, едущие в других направлениях, схема проезда развязки достаточно необычная, чтобы поехать в некоторых направления, надо в некоторых случаях вначале ехать в обратную сторону. К примеру, для того чтобы проехать с Планерной улицы в центр города надо сначала повернуть в сторону выезда из города (в сторону Ольгино). Привыкшие к старой схеме движения автомобилисты попадали на ненужные им улицы и, пытаясь выбраться, создавали новые пробки.
    Резонанс от транспортного коллапса был так велик, что вопрос об этом обсуждался на заседании правительства города 29 мая. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко потребовал пояснить, почему в районе только что открытого Приморского путепровода возникли массовые пробки. По словам вице-губернатора С. Козырева виноваты оказались сотрудники комитета по транспортно-транзитной политике, которые не смогли в полной мере организовать информирование автомобилистов о новой схеме движения. Губернатор дал чиновникам администрации поручение разобраться с пробками на Приморском шоссе и проработать четкую систему размещения информации об изменениях в организации дорожного движения. Информирование водителей было улучшено, да и большинство участников движения сами уже разобрались в новой схеме, транспортная ситуация в районе стабилизировалась. Тем не менее, если для большинства участников движения (транзитных, следующих из города в пригород и обратно) транспортная обстановка с открытием путепровода несомненно улучшилась, то для жителей Приморского района (особенно жителей микрорайонов вдоль улицы Савушкина) новая схема движения создала дополнительные сложности.