English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2012 - 15.02.2012  
Expert in transportation
01.02.2012 - 15.02.2012

Санкт-Петербург будет развивать велосипедное движение?

В конце декабря 2011 года в комитете по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга состоялось совещание, на котором ЦНИИП Велотранспорта представил планировочную концепцию поэтапного формирования велотранспортной сети в Санкт-Петербурге и программу мероприятий Правительства города по развитию велодвижения в регионе. При обсуждении материалов концепции особое внимание было уделено этапам планировочного развития велодорожной сети и специфике транспортных проблем, решаемых на каждом этапе.
В феврале комитет по транспортно-транзитной политике опубликовал отчет о научно-исследовательской работе «Разработка концепции и программы мероприятий по развитию велосипедного движения в Санкт-Петербурге, в том числе по созданию и обустройству велодорожек». По результатам научно-исследовательской работы комитет разрабатывает проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О развитии велосипедного движения в Санкт-Петербурге». Ожидается, что проект будет рассмотрен на заседании правительства Санкт-Петербурга в первом полугодии.
Согласно проведенному исследованию, велодвижение в городе находится на начальном этапе развития. Его доля в общем пассажирском трафике Петербурга составляет менее десяти процентов. Анализ опыта стран с высоким уровнем развития велотранспорта, таких как Финляндия, Германия, Великобритания, США, Испания, Франция, Дания, подтверждает, что экологически чистый, полезный для здоровья, малозатратный велосипедный транспорт может стать дополнительной альтернативой личному автотранспорту.
Развитие велосипедного движения в городе, нацеленное на создание условий для реализации прав граждан на свободу передвижений и ведение здорового образа жизни, что позволит решить ряд взаимосвязанных транспортных, социальных и экологических проблем:

  • более интенсивное использование велосипедов снизит необходимость в общественном транспорте, уменьшится зависимость населения от автотранспорта, особенно в перемещениях на небольшие расстояния до 5 км. А это увеличит связность районов Петербурга.
  • более быстрое и безопасное передвижение по городу увеличит мобильность населения. Уменьшение интенсивности движения автотранспортных средств по улично-дорожной сети Санкт-Петербурга приведет к уменьшению негативное влияния автотранспорта на окружающую среду.
  • Согласно экспертным оценкам, количество владельцев велосипедов в Санкт-Петербурге в последние годы увеличилось в сотни раз и в настоящее время составляет более 1,5 миллионов человек. Эта цифра превышает число владельцев личного автотранспорта: по данным ГИБДД, в Санкт-Петербурге зарегистрировано 1,38 миллионов легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам.
    Комитет по транспортно-транзитной политике планирует, что развитие велосипедного движения в нашем городе будет проходить в несколько этапов. В ближайшие три года все усилия должны сосредоточиться на мерах по созданию базового уровня велосипедной инфраструктуры. Если предлагаемый проект будет принят, велополосы и велодорожки, велопарковки и велогаражи, а также специальные дорожные знаки и изменения правил дорожного движения для велосипедистов появятся уже к 2015 году. В первую очередь планируется создать опорную сеть веломаршрутов, при которой велосипедист мог без проблем доехать из спального района до центра.
    Если говорить о конкретных адресах, то для занятия спортом и отдыха велосипедистов к 2015 году в Петербурге должны быть построены рекреационные велодорожки на Октябрьской набережной, Приморском и Санкт-Петербургском шоссе, вокруг Пискаревского кладбища и 12 велодорожек в парках города, 30 транспортных велодорожек, пронизывающих весь город, подобно схеме метро, и 7 велопешеходных мостов/тоннелей (мосты: «Турку - Басейная», «Яблоновский», «Купчинский», «Шушары», «Удельный», «Богатырский» и мост-тоннель «Южный»). Планируется, что часть велодорожек будет прокладываться за счет реконструкции газонов вдоль бульваров и реконструкции пешеходных тротуаров вдоль дорог.
    В планах властей организация парковок у станций метро, гаражей, зон ограничения скоростного режима моторизованного транспорта и т.д. В идеале «перехватывающие» охраняемые велостоянки должны появиться у всех станций метрополитена и у железнодорожных станций, вузов, торговых и спортивных объектов. Проект предусматривает создание около 1 тыс. мест для временного хранения велосипедов. Соотношение платных и бесплатных парковок подсчитать пока сложно, поскольку пока проект не принят и бюджет не рассчитан. По плану бесплатные велопарковки должны появиться в зданиях и на территориях учреждений и организаций, где существует собственная система охраны. В первую очередь, согласно проекту, должны появиться велобоксы и велопаркинги у конечных станций метро. В списке 11 первоочередных объектов: 9 велопарковок - на 100 велосипедов и 2 - на 50.
    В долгосрочной перспективе комитет предлагает создать целые велоцентры у железнодорожных вокзалов (Московского, Финляндского, Ладожского, Витебского, Балтийского), у «ключевых» железнодорожных станций, особенно расположенных рядом со станциями метрополитена (Удельная, Девяткино, Купчино, Старая Деревня). Платные велопарковки могут быть совмещены с платными автомобильными парковками.
    Следующим этапом станет совершенствование нормативно-правового регулирования велодвижения. Отметим, что в петербургском проекте четко описываются изменения правил дорожного движения, регулирующие отношения автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. В частности, предлагается внести штрафы за остановку и стоянку на велополосе, движение автотранспорта по велодорожке и тротуару, выезд на полосы, предназначенные для движения велосипедов.
    И, наконец, последним этапом развития этой сферы будет интеграция велотранспорта в транспортную и градостроительную структуру города. Ориентировочная стоимость всех пилотных объектов составит порядка 2 млрд. руб. По оценке международного опыта, все три этапа должны уложиться в 10-15 лет. Концепция расписана до 2025 года. Таким образом, если Правительство Санкт-Петербурга одобрит проект, в городе будет построено 104 км рекреационных велодорожек, 154 км транспортных велодорожек, 829 м велопешеходных мостов/тоннелей и 1 тыс. мест для временного хранения велосипедов.
    Подготовить город к таким нововведениям действительно сложно – тяжело представить, как в центре будут резать и так узенькие пешеходные улицы или автомобильные дороги. Но в комитете объяснили, что вначале следует подготовить базу – в отдаленных районах установить прогулочные парковые маршруты. Затем постепенно обустроить дороги, которые помогут спокойно добраться до станций метро. А затем после 2015 года начнут разрабатывать подходы и пути в городской центр. Как именно там организуют велодорожки, пока еще не понятно.
    Пока же многого ждать не стоит: по информации председателя комитета А. Бакирея нормативно-правовую базу специалисты начали разрабатывать уже сейчас, а вот обещанных велодорожек в этом году в любом случае не будет, так как в бюджете их строительство не запланировано. Вне данного документа в 2012 году должны появиться велодорожки только в рамках проекта «Крестовский остров», на реализацию которого средства выделены.

    Напомним, что это уже не первая попытка создать в Петербурге велосипедную инфраструктуру. Еще в 2008 году было выпущено распоряжение правительства Петербурга, на основании которого в Северной столице было запланировано строительство 115 велодорожек по трем адресным направлениям: кольцевые, рекреационные для отдыха и занятия спортом и транспортные - в границах дорожных полос для территориально больших перемещений. Были названы более 50 объектов, где должны были быть построены полосы. Это парк «Екатерингофка», парк «Сосновка», Пискаревский парк, Южно-Приморский парк, Малоохтинский парк, парк Авиаторов, Московский парк Победы, парк «300-летия Санкт-Петербурга», Софийская улица, Витебский, Суздальский, Шуваловский проспекты, Юнтоловский заказник. Причем объекты должны были быть возведены уже к 2010 году. На деле же первые были признаны финансово нецелесообразными, из рекреационных велодорожек были построены только две: на проспекте Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставелли и на улице Софийской. Транспортные дорожки появились в районе Муринского ручья, на Крестовском острове и вдоль озера Сестрорецкий Разлив от Приморского шоссе до дороги к Шалашу Ленина.
    В транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года велотранспорт не упоминается вообще и расходы на велоинфраструктуру не предусмотрены. Однако на прошедшем в ноябре 2011 года втором международном конгрессе «Организация дорожного движения в РФ» заместитель министра транспорта Н. Асаул заявил, что Министерство транспорта выступает за создание программы по развитию велосипедного транспорта. Отметив большой потенциал велосипедного транспорта Н. Асаул тем не менее напомнил, что он не заменит действующие виды городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай), но для определенных видов поездок может стать необходимым.
    В генеральном плане развития Санкт-Петербурга до 2025 года велосипед также не упоминается. Сторонникам развития велодвижения в Петербурге остается надеяться на муниципальную власть. Активисты велодвижения отмечают, что хотя работы по развитию велотранспорта в Петербурге может хватить еще и внукам, радует уже то, что дело сдвинулось с мертвой точки и идет в правильном направлении. Санкт-Петербург фактически уже стал признанной велосипедной столицей России. В городе находятся две из трех существующих в стране велотуристических компаний, здесь продается лучшее велоснаряжение, а «ВелоПитер» — самая крупная велоорганизация в России.