English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2011 - 15.05.2011  
Expert in financial institutions
01.05.2011 - 15.05.2011

В рассматриваемый период в центре нашего внимания вновь деятельность ЦБ, повысившего с 3 мая второй раз с начала 2011 года ставку рефинансирования до 8,25% годовых. А также на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям. Заметим, что в этом году повышение происходит уже во второй раз, в то время как этот же период прошедшего 2010 года происходило постепенное снижение ставки, пока в июне она не замерла для того, чтобы быть вновь повышенной в феврале 2011 года.
Очевидно, что ЦБ пытает удержать инфляционное давление; это особенно актуально в свете того, что прогнозный уровень инфляции на 2011 год был достигнут в первом квартале года. Природа оптимизма в этой области ясна не до конца и вызывает неприятные ассоциации с временами плановой экономики. Чего только стоят заявления десижн-мейкеров о том, что в 3-м квартале инфляция в России будет нулевой. ЦБ в период кризиса и послекризисного восстановления активно накачивал банковскую систему ликвидностью. Теперь регулятор оказался в ситуации выбора между курсом на дальнейшее поддержание роста экономики и курсом на снижение инфляции. Дополнительный фактор – увеличение притока капитала в Россию в связи с повышением цен на нефть.
При этом уже трижды в 2011 году повышались нормативы обязательных резервов банков. В первый раз они повысились с 1 февраля 2011 года - по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте – с 2,5% до 3,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и в иностранной валюте – с 2,5% до 3%. В марте и апреле также произошло повышение, и уровень нормативов на данный момент составляет 5,5% в первом случае и 4% во втором.
Таким образом, регулирование коммерческих банков становится все жестче. Теоретически меры по консолидации сектора представляются необходимыми – на данный момент 94% активов сконцентрировано в 200 банках при их общем количестве свыше 1000.
Однако сами банкиры давно выступают с предложениям перейти к двухуровневой банковской системе, то есть для федеральных и транснациональных банков ввести свои правила, а для локальных – свои. Такое разделение характерно, помимо прочих, для США. Банковское сообщество предлагает позволить малым банкам существовать, введя для них, к примеру, принцип территориальности, то есть ограничить предоставление всего комплекса банковских услуг территорией двух-трех смежных регионов. Могут быть введены и другие ограничения.
Принятая же в марте 2011 года «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года» не подразумевает ничего подобного. Согласно стратегии минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка с 1 января 2012 года и минимальный собственный капитал действующих банков с 1 января 2015 года предполагается установить в размере 300 млн. руб.
В документе отдельно говорится о том, что важным условием развития банковского сектора и повышения устойчивости кредитных организаций является увеличение размера собственных средств (капитала), улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых кредитными организациями рисков.
Таким образом, взят курс на избавление от мелких игроков рынка. Тем более что ослабление их позиций налицо, притом темпы роста активов в последнее время замедлились даже у крупнейших банков. Сокращение активов в 2011 году показали 487 из 939 кредитных организаций.
В последнее время у большинства финансовых институтов наблюдается усиленная конкуренция за заемщиков, что вопреки теории приводит к расширению банков с государственным участием и вытеснению других игроков в рисковые рыночные ниши. Пользуясь ценовым преимуществом, госбанки вынуждают частные банки прибегать к демпингу – и маржа для частных банков в целом сокращается. Из-за того, что малые и средние игроки постоянно вытесняются с рынка, невозможно определить эффективность крупного банка по показателям рентабельности.
А тенденция укрупнения капитала налицо. Банки, идущие в авангарде рынка, в 2011 году один за другим увеличивали активы: ВТБ за три месяца увеличил активы на 9,7%, Россельхозбанк нарастил объем операций на 7,1%, а Транскредитбанк - на 5,8%.
Тем временем поступает информация о том, что ЦБ беспокоит быстрое увеличение вкладов у ряда банков, активы которых не очень хорошего качества, и при этом они наращивают депозиты на 80-100% в год. Наибольший рост объема депозитов физических лиц в первом квартале показали Бенефит-банк (+1713%), «Развитие» (+221%), Гута-банк (+141%), «Рост» (+122%).
С описываемой ситуацией рифмуются также и следующие одно за другим решения Высшего арбитражного суда об отмене всевозможных комиссий, взимаемых при розничном кредитовании. Логично предположить, что малым банкам это доставит больше беспокойства, чем крупным, как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения траты времени на судебные процессы клиентами по взятым комиссиям.
Итак, последовательное ужесточение требований к минимальному размеру собственных средств, предпринимаемое ЦБ, большинством представляется как попытка очистить рынок от небольших и средних банков. Также его можно представить как движение к формированию мощных финансовых посредников. Однако делать это за счет вытеснения большей части коммерческого сектора не оправдано с точки зрения этой цели.
В условиях неполного пока устранения последствий финансово-экономического кризиса ликвидация коммерческих банков способствует сокращению денежной массы в стране, что замедляет процесс преодоления этих последствий. Укажем также на разрыв экономических связей и кредитных отношений как следствие «политики очищения». Фактически действия Банка России, направленные непосредственно на борьбу с инфляцией, через сокращение объемов денежных средств и поощрение малоэффективных и слабоконтролируемых (по крайней мере, до приватизации) гигантов, ограничивают общий экономический рост.
На данный момент доля вкладов в пассивах банков составляет около 30 %, в целом клиенты хранят на счетах в кредитных организациях более 10 трлн. рублей. Если сейчас малые банки являются источниками наиболее выгодных предложений на рынке депозитов как самого востребованного продукта, то после реализации «Стратегии…» вкладчики могут оказаться в ситуации, когда выбирать придется между депозитами, проценты по которым не покрывают инфляции, и «безотзывными депозитами», воспользоваться которыми нельзя будет даже в экстренной ситуации.