English
Русский
Suomi
Deutsch
16.06.2011 - 30.06.2011  
Expert in transportation
16.06.2011 - 30.06.2011

Городские пассажирские перевозки

Приняты концепции развития метрополитена и наземного городского транспорта Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга приняло схему развития метро и городского транспорта с перспективой до 2025 года. Напомним, что последняя Концепция развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года была утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга в январе 2008.
Принятая схема развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011-2025 годы предусматривает ввод в эксплуатацию 45 новых станций в дополнение к 64 существующим, а также увеличение протяженности линий на 80,5 км – до 193 км.
При этом в течение ближайших 4–5 лет метро планируется расширить минимум на семь станций. В настоящее время ведутся работы на «Адмиралтейской», «Международной», «Бухарестской», на выходе со «Спасской», втором наклонном ходе «Спортивной». Начинаются работы на Красносельско–Калининской линии. Шестая для метро Петербурга Красносельско–Калининская линия будет вводиться в строй поэтапно. Эта линия, как ожидается, пройдет параллельно первой, старейшей в городе – Кировско-Выборгской, соединив через центр города его юго–запад и северо–восток.
Ввод в строй первой очереди Красносельско–Калининской линии намечен на 2015 год. Через станцию пересадки «Московские ворота» эта линия будет пересекаться с Московско-Петроградской линией. Предполагается, что первая очередь шестой линии метро Петербурга приведет транспортную сеть в отдаленные районы юго–запада, разгрузит станции «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», а также «Балтийскую».
Вторая очередь новой линии метро - станции «Боровая» (рядом со станцией ж/д) и «Обводный канал–2» (с пересадкой на Приморско–Фрунзенскую линию) - снимет нагрузку пассажиропотока со станции «Пушкинская» и Витебского вокзала. Наконец, в третью очередь планируется создать наклонные ходы на станциях «Броневая» и «Боровая».
Все вновь строящиеся станции планируется оснастить инфраструктурой, призванной создать в питерском метро удобную среду для маломобильных групп населения – инвалидов, родителей с детьми, пожилых людей. Хотя те станции, которые запущены в эксплуатацию недавно или готовятся к открытию, такой инфраструктурой не обладают – их проектировали еще в 80-х годах, когда об удобстве пассажиров с ограниченными возможностями не принято было думать. В результате, в последние недели петербургский метрополитен сотрясают скандалы, связанные с ограничением допуска инвалидов-колясочников в подземку.
В представленной на заседании концепции отсутствуют новые станции, расположенные в Ленинградской области (сейчас такая станция только одна – «Девяткино»), хотя промежуточным проектом предусматривалось, что метро придет в Янино и Кудрово (там должны были появиться станции с одноименными названиями). Это связано с тем, что принятая схема касается только Петербурга, а строительство станций в области нужно согласовывать и с областным правительством. Кроме того, идея открытия станций метрополитена в пригороде обсуждалась на Координационном совете по транспортной системе Санкт-Петербурга и Ленобласти, который возглавляет министр транспорта И. Левитин: Окончательного решения об их строительстве пока не принято, но если оно будет положительным, то их возведут к 2015-2017 годам. При этом предполагается, что финансировать их строительство будут из федерального бюджета (50% всех затрат), а также двух региональных – Санкт-Петербурга (25%) и Ленинградской области (25 %).
Однако вся эта красивая схема может оказаться очередной фантазией, если из бюджета не будет выделено достаточное финансирование. Чтобы следовать анонсированному графику, необходимо в год выделять на строительство метро около 30 млрд. рублей. Для сравнения: в 2011 году город выделил на развитие подземки 8,6 млрд. рублей. В результате за 15 лет Петербург должен вложить в строительство метро 450 млрд, что превышает годовой бюджет города. В Москве почти такую же сумму - около 409 млрд. рублей - планируется реализовать в более краткие сроки. До 2016 года в столице на эти деньги будет построено 43 станции.
На всякий случай комитет по транспорту разработал два графика – пессимистичный и оптимистичный: согласно пессимистичному, если в год будет выделяться по 16 млрд., то к 2025 году в питерской подземке будет 85 станций, и схема будет реализована лишь частично; если по 30 млрд. – то 106 станций. Однако окончательного решения о том, выделять ли 30 млрд. или хотя бы 16 млрд., пока не принято. Комитет по транспорту на развитие метрополитена в 2012 году запросил почти 18 млрд. руб. из городского бюджета. А с 2013 года комитет рассчитывает довести ежегодные вложения в расширение сети метрополитена до 30 млрд. рублей. Напомним, что в начале июня премьер В. Путин, заявил на заседании Союза транспортников РФ, что серьезное увеличение финансирования строительства метро в российских регионах из средств федерального бюджета может произойти только в 2013 году, так как бюджет на 2012 год уже сверстан.
Эксперты отмечают, что городскому бюджету в одиночку будет сложно справиться со столь внушительными суммами, а задействовать бизнес вряд ли возможно. Метрополитен - полностью государственное предприятие, и механизмов привлечения частных инвестиций для его развития пока не существует, для этого необходимо как минимум провести акционирование. Хотя перспективы частного инвестирования в метрополитен в любом случае выглядят туманно. Строительство метро требует долгосрочных инвестиций, а тарифная политика жестко контролируется государством, при этом иные виды деятельности на метрополитене, способные окупить вложенные средства, представить сложно.
Отметим, что в Москве есть единственная в России станция метро, соинвестором которой выступила частная компания - Crocus Group А. Агаларова. Она находится в непосредственной близости от торгового комплекса Crocus City Mall и выставочного комплекса Crocus Expo.

Утвержденная на заседании правительства схема развития наземного транспорта не менее амбициозна: на ее реализацию ежегодно до 2025 года будет требоваться более 10 млрд. рублей. На эти средства к 2025 году в Петербурге будет оптимизирована маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта, существенно улучшено качество обслуживания пассажиров, а также значительно сокращено время в пути.
Схема предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, в том числе диспетчерских станций, разворотных площадок, строительство и реконструкцию новых трамвайных и троллейбусных линий, выделенных полос для движения автобусов и трамваев.
В рамках программы запланировано развитие городского трамвая в центральной части города, в том числе для разгрузки станций метрополитена и подвозочного транспорта до ближайших станций метро. Предполагается также, что использование трамвая поможет наладить внутрирайонное сообщение, в том числе в кварталах новой застройки. До 2015 года будут введены в строй новые линии на Гранитной улице и проспекте Стачек, по направлению к Юнтолово и кварталам «Балтийской жемчужины», восстановлен ряд маршрутов в центре города. Будет запущена линия высокоскоростного трамвая до аэропорта «Пулково». К 2025 году трамвай придет в такие районы, как Колпино, Сертолово и Лахта. Ожидается, что этот вид транспорта будет перевозить к 2025 году 1,2 млн петербуржцев.
Троллейбусы, в свою очередь, будут использованы на тех маршрутах, где нет трамвайных путей, будет исключено дублирование маршрутов наземного электрического транспорта. Что касается автобусов, то здесь предусмотрен перевод всех маршрутов на регулируемый тариф, увеличение провозной способности и снижение интервала движения этого вида транспорта.
Планы развития транспортного сообщения с новыми кварталами, где активно ведется жилищное строительство, раскритиковали главы районов. Так, глава Пушкинского района И. Пахоруков посетовал, что схема развития метро и наземного транспорта не предусматривает улучшения транспортной ситуации в районе в ближайшие годы, несмотря на активную застройку микрорайонов Шушары и Славянка.
В Выборгском районе уверены, что проблемы возникнут при заселении кварталов в Осиной Роще и Парголово. Ситуация с пробками на Выборгском шоссе тяжелая уже сейчас.
Глава Красносельского района В. Петров недоволен - несмотря на активную застройку Юго-Запада, строительство станций «Брестская» и «Балтийская жемчужина» сдвинуто на 2021-2025 годы. Очевидно, что хорошая транспортная доступность не будет конкурентным преимуществом жилья в этих микрорайонах.
Стратегия развития подземки Северной столицы вызывает недоумение у ряда экспертов, которые считают, что довольно странно рассуждать о развитии петербургского метрополитена, говоря исключительно о количестве станций, которые планируется ввести в строй в заданный период времени. Во главу угла, как при развитии петербургского, так и московского метрополитена, надо, прежде всего, ставить вопрос снятия транспортной напряженности, а для этого необходимо понимание о движении людской массы. Сегодня, при принятии решения об открытии станции, руководство метрополитена не имеет понятия о социальной картине данного района — сколько жителей являются автомобилистами, какое количество народа пользуется услугами метро и наземным транспортом, какие маршруты выбирают пенсионеры или туристы, как меняются пассажиропотоки в выходные дни. Проектировщики подчиняются простой логике — имеется большой район, а, следовательно, давайте проведем к нему метро.
Кроме того, из представленных материалов не до конца понятна расходная часть метрополитена.

Железнодорожные перевозки

Концепции модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года

Научно-технический совет ОАО «РЖД» в конце июня обсудил проект концепции модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 года. Поручение разработать программу подготовки железнодорожной инфраструктуры к чемпионату мира 2018 года дал глава правительства РФ В. Путин в марте 2011 года.
В обсуждении концепции приняли участие представители руководства РЖД, органов законодательной и исполнительной власти, проектных институтов, строительных и общественных организаций. По итогам обсуждения сформулированы замечания и предложения к концепции, которая была разработана ОАО «Институт экономики и развития транспорта» – дочерним обществом РЖД. После доработки проект документа планируется направить на рассмотрение в министерство транспорта.
Целью модернизации железнодорожной инфраструктуры декларируется необходимость обеспечения массового перемещения болельщиков и туристов в сжатые сроки между городами проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. В соответствии с Заявочной книгой в России предполагается проведение 64 матчей в 13 городах при вместимости стадионов от 45 до 90 тыс. человек.
Оптимальным способом быстрого, своевременного, всепогодного и безопасного перемещения пассажиров являются скоростные и высокоскоростные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. По опыту проведения соревнований подобного уровня в других странах развитие таких перевозок является одним из обязательных условий качественного транспортного обслуживания чемпионата мира.
Частью программы станет организация высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения 300-400 километров в час, которое предполагается на участках Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и Нижний Новгород - Казань с дальнейшим продлением до Екатеринбурга.
Движение со скоростями до 200 километров в час планируется запустить на направлениях Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер, Москва - Ярославль, а также в сообщении с Западной Европой и Украиной. Для этого потребуется не только модернизация инфраструктуры, но и строительство дополнительных главных путей.
На ряде маршрутов - в Приволжском регионе - в связях Нижнего Новгорода, Саранска, Самары, Волгограда, Казани как между собой, так и с Москвой, а также в связях центрального региона с Калининградом - планируется организовать ускоренное направленное движение пассажирских поездов с повышением маршрутных скоростей до 70-90 километров в час.
Для доставки иностранных туристов к местам проведения турнира концепция предусматривает скоростные и ускоренные международные сообщения на маршрутах Москва - Минск - Варшава - Берлин, Москва - Киев, Москва - Рига и Санкт-Петербург - Таллинн.
Кроме того, предполагается создание новых и развитие существующих интермодальных пассажирских перевозок «аэропорт - город». В перспективе такие линии должны появиться в Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Краснодаре и Ярославле (существующие - Москва, Екатеринбург, Самара).
Необходимые размеры движения дополнительных скоростных, ускоренных и высокоскоростных поездов во всех сообщениях в период проведения Чемпионата мира оцениваются в размере до 70 пар в сутки в зависимости от стадии проведения турнира.
Концепция развития транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года включает в себя модернизацию вокзалов, а также появление пригородных электропоездов «Ласточка» производства компании Siemens. Второе соглашение о производстве 1200 вагонов пригородного поезда «Ласточка» на мощностях ООО «Уральские локомотивы» (под Свердловском) между ОАО «РЖД», компанией Siemens AG и ЗАО «Группа Синара» было подписано 1 июня в Сочи на бизнес-форуме «Стратегическое партнерство 1520».
Стоимость развития железнодорожного транспорта к чемпионату мира по футболу 2018 года, включая высокоскоростные магистрали и закупку подвижного состава, составит около 2,6 триллиона рублей. 840 миллиардах рублей предполагается потратить на линии, которые подлежат модернизации, по которым необходимо обеспечить движение со скоростью до 200 километров в час. С учетом потребности в подвижном составе цифра выходит за 1 триллион рублей. Оставшаяся сумма пойдет на создание высокоскоростных магистралей. Для сравнения, доходы всего федерального бюджета России в 2011 году составляют 8,8 триллиона рублей.
Финансировать проекты монополия планирует как за счет госсредств, так и за счет средств частных инвесторов – на условиях контракта жизненного цикла или же в иных формах при условии возврата инвестиций. Окончательное решение по вопросам инвестиций в железнодорожную отрасль будет принимать правительственная комиссия.