English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2011 - 31.03.2011  
Expert in financial institutions
16.03.2011 - 31.03.2011

В рассматриваемый период вновь приобрела актуальность тема необходимости повысить надзор за российскими банками. Мы сочли это справедливым в свете того, что ЦБ РФ объявил о создании департамента финансовой стабильности, а Правительство внесло в Госдуму законопроект о консолидированном надзоре за банками.
Итак, в настоящее время в соответствии Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор). Кроме Центрального Банка России, контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В сфере валютного контроля «Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля...». В общем, основная ответственность падает на плечи Центрального банка.
При этом в профессиональной и экспертной среде присутствует два мнения: суть первого заключается в том, что контроль за банками ужесточать необходимо, а второго – что у ЦБ и так достаточно полномочий, а чрезмерное вмешательство свыше в дела банков можно и навредить их деятельности.
В качестве иллюстраций приведет следующие мнения. Заместитель председателя правления Абсолют Банка Андрей Ларкин говорит о том, что акты контроля ЦБ над банками происходят с определенной задержкой во времени. «ЦБ задает вопросы письменно по каким-то конкретным сделкам или же по каким-то оборотам, движениям по счетам. Я так предполагаю, что хотят это ускорить, но перегибать с этим контролем не стоит». В то же время глава ВТБ Андрей Костин склонен все проблемы российской банковской системы списывать на слабость надзора со стороны ЦБ. В этом случаена ум сразу приходят примеры сомнительных операций, о которых стало известно широкой общественности: в «Межпромбанке», «Банке Москвы», «Славянском», банке ВЕФК.
На практике сегодня Центробанк может отслеживать движение каждого рубля в режиме «он-лайн». Существует возможность осуществлять мониторинг изменений в структуре активов и пассивов банка даже с помощью анализа ежедневной отчетности. При этом на вооружении у ЦБ остаются такие инструменты, как комплексные проверки (1 раз в 1-2 года) и тематические проверки (по случаю). В арсенал методов также входят: введение временной администрации или настоятельные указания менеджменту банка.

Тем не менее, 22 марта 2011 года стало известно, что в Банке России создается новой подразделение: департамент финансовой стабильности. На данный момент в ЦБ функционируют 23 департамента (с учетом нового), три главных управления и одна главная инспекция. Предполагается, что новый департамент займется системными рисками банковской системы. Существует мнение, что в поле зрения этого департамента попадут только крупные игроки – системообразующие банки, в то время как средние и мелкие организации не станут объектами внимания нового департамента. Параллельно с созданием нового департамента ЦБ намерен в краткосрочном периоде составить список надежных для российских банков депозитариев.
Заявляется, что причины создания нового департамента кроются в негативном опыте, полученном Центробанком во время кризиса. В кризис регулятор столкнулся с проблемой, когда банки кредитовали собственников, делали неоправданно большие вложения в непрофильные активы.
Мы склонны делать вывод, что создание описанного департамента все же обусловлено не лояльностью к обязательствам, данным в рамках Большой Двадцатки (о чем заявляется на международном уровне), а опасением роста независимости (как кадровой, так и ресурсной) отдельных банков. Другая версия – о необходимости нивелировать последствия системных рисков – также несостоятельна, так как для нивелирования подобных рисков необходима консолидированная работа всей государственной машины. К таким рискам, относится, например, риск наступления очередного витка мирового финансового кризиса.

Также в круг нашего внимания попадает и законопроект о консолидированном надзоре за банками, который был внесен в Госдуму во второй половине марта.
Разработка законопроекта № 521063-5 «О проекте федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РФ (Банке России)» велась с 2005 года Минфином РФ. Законопроект был одобрен на заседании президиума Правительства РФ 17 марта и внесен на рассмотрение в Госдуму 26 марта.
Официальная версия гласит, что основной целью законопроекта является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с современной международной практикой в этой сфере.
В частности, предполагается законодательно закрепить основы взаимодействия ЦБ и федеральных органов исполнительной власти при надзоре за деятельностью банковских групп и банковских холдингов, а также уточнить полномочия ЦБ в данной сфере.
Во-первых, законопроект вводит понятия прямого и косвенного контроля, а также прямого и косвенного существенного влияния. Во-вторых, уточняется понятие банковской группы и банковского холдинга: согласно документу, банковской группой считается «объединение юридических лиц, которые находятся под прямым или косвенным контролем либо под существенным влиянием одной кредитной организации». При этом устанавливается, что доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40%.
В-третьих, поправки уточняют состав индивидуальной отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов, составляемой для представления в целях надзора в Банк России, а также подлежащей публикации в открытой печати.
В случае принятия, поправки позволят ЦБ ужесточить оценку рисков, связанных с деятельностью банков в рамках групп, в частности, рисков, сопряженных с кредитованием банками других бизнесов собственников. Существует мнение, что ужесточение контроля пойдет на пользу банковской системе, однако не исключено, что банки придумают новые схемы, чтобы обходить закон.
Среди факторов, стимулировавших разработку закона, необходимость реализации новых регулятивных стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, создание условий для формирования в России международного финансового центра и скандалы вокруг банкротства ЗАО «Международный промышленный банк» и «группы Урина» в конце 2010 года.
Таким образом, можем считать доказанной взаимосвязь между фактом появления нового департамента и этого законопроекта – они вытекают из одинаковых предпосылок с одинаковыми обстоятельствами.

Итак, в большинстве современных стран основным объектом внимания Центробанка является инфляция. В России же, в соответствии с уже упомянутым Законом о Центральном банке, ЦБ еще и обеспечивает стабилизацию банковской системы. В целом, Банк России является уникальным органом, который одновременно выполняет следующие функции: определение политики в области банковской системы, контроль над банками, выработка нормативных законодательных актов. При этом ЦБ владеет Сберегательным банком, а также осуществляет интервенции на валютном рынке, то есть, по факту, определяет нормы поведения банков в определенных операциях. ЦБ же и является кредитором последней инстанции, меняя процентные ставки кредитования банков. Очевидно, что ЦБ как институт перегружен возможностями. Однако налицо то, что, дабы не допустить чрезмерной концентрации ресурсов в одном месте, происходит процесс их концентрации в другом.