English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2010 - 15.05.2010  
Expert in financial institutions
01.05.2010 - 15.05.2010


Средний уровень ставок, при первоначальном взносе 20% от цены квартиры, составил на 1 мая в рублях до 15,5% годовых, в долларах и евро – до 13%. В мае представлены ипотечные продукты и с более низкими ставками. На 11 мая минимальный размер первоначального взноса практически един для всех банков и составляет от 20% до 30% (в Сбербанке для «молодых семей» – 15%). Наличие не менее 20-30% собственных средств становится положительным стимулом не только для получения максимально выгодных условий ипотечного кредитования, но и для более ответственного подхода заемщика к привлечению кредитных средств. Максимальный срок кредитования в некоторых банках составляет до 30 лет. Среди требований банка к объекту кредитования на первом месте – стадия строительства – теперь не менее 80% (в конце 2009 года от 90%), ряд банков (например, ВТБ 24) рассматривает только полностью построенные дома.

Госдума 12 мая приняла во втором чтении проект федерального закона, который предусматривает механизмы, направленные на защиту прав участников долевого строительства.
Законопроект четко определяет, какими способами могут привлекаться средства граждан на этапе строительства жилья. Деньги могут привлекаться путем заключения договора участия в долевом строительстве либо выпуска застройщиком жилищных сертификатов. Кроме того, денежные средства могут привлекаться жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами. Законопроект предусматривает введение административного наказания за нарушение установленных законом требований в виде административного штрафа: на должностных лиц – до 50 тыс. руб.; на организации – до 1 млн. руб.
Также законопроект предлагает освободить от обложения НДС услуги застройщика в рамках договора участия в долевом строительстве. Возможно, что эта мера позволит повысить мотивацию застройщиков привлекать денежные средства в рамках договора долевого участия в строительстве, при этом будут устранены причины для использования ими каких-либо обходных способов привлечения денежных средств граждан в целях уклонения от налогообложения.

Также 12 мая Госдума сразу в трех чтениях приняла закон, предусматривающий снижение ставки по субординированному кредиту для Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) с 9,5 до 6,5% годовых. Депутаты ожидают, что благодаря этому банковская ставка по такого рода займам снизится до 11%.
Совет Федерации одобрил закон о снижении процентной ставки по кредиту, который предоставляется Внешэкономбанком АИЖК за счет средств Фонда национального благосостояния. Данные денежные средства агентство планирует направить на программу по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья. Также вносится изменение в части снижения ставки по депозиту Внешэкономбанка до 6,25% годовых.

Власти РФ выделяют 2,5 млрд. рублей на субсидирование в 2010 году процентов по кредитам предприятиям автопрома и транспортного машиностроения. Премьер-министр Владимир Путин подписал соответствующее постановление 10 мая.
Субсидии выделяются по кредитам, направленным на техперевооружение, а также на выплату купонов по облигациям, выпущенным в 2010 году под инвестпроекты в автопроме.

Процентные ставки по вкладам в иностранной валюте продолжают снижаться. На 1 мая средневзвешенная ставка по депозитам в долларах США составила 3,22%, в евро – 3,18%. В совокупности с укреплением рубля вклады в американской валюте за апрель обесценились на 0,39%, в годовом исчислении – на 13,12%. Депозиты в европейской валюте обесценились на 2,65%, в годовом исчислении – на 12,48%. Наличная иностранная валюта за апрель продолжала обесцениваться. Так покупательная способность наличных долларов США за месяц снизилась на 0,65%, за год – на 17,04%. Обесценились и сбережения наличных в евро, в апреле – на 2,91%, за год – на 16,86%.

Максимальная ставка по рублевым вкладам 10-ти крупнейших банков РФ в начале мая составила 9,63%.
С 3 мая Сбербанк в очередной раз снизил ставки по розничным вкладам в рублях — на 0,25-1,5 процентного пункта. Причиной стало снижение ставки рефинансирования до 8% годовых. Самая высокая ставка в Сбербанке — 7,6% годовых по вкладу «Победитель»: от 10 000 руб. на год с выплатой процентов в конце срока без пополнения и изъятия (8% — для ветеранов Великой Отечественной войны).
С 1 мая снизил ставки Московский индустриальный банк (на 1,5-2 п. п.). С 5 мая снизил ставки по вкладам в рублях «Петрокоммерц» (на 0,6-1,1 п. п.), «Абсолют банк» сделает это с 17 мая (в среднем на 1-1,5 п. п.). Однако, несмотря на снижение ставок, рублевые вклады вышли в плюс по реальной рублевой доходности. В годовом исчислении рублевые вклады вместе с ОМС остаются наиболее привлекательными из инструментов сбережений. В годовом исчислении доходность банковских вкладов в рублях составила 4,48%. По данным ЦМЭИ на 6 мая, ОМС в золоте за апрель принесли своим владельцам 4,74%, в годовом исчислении – 8,51%.
Снижающиеся темпы инфляции в России и благоприятные ценовые условия в совокупности с позитивной конъюнктурой на мировом рынке привели к лидерству вложений в драгметаллы по доходности.

По данным Росстата, потребительские цены в мае продолжают прирастать весьма скромными темпами. Неделю с 5 по 11 мая - как и семь предыдущих недель инфляция РФ держалась на минимальном уровне 0,1 %. С 1 января по 11 мая 2010 года потребительские цены в России выросли на 3,6 % по сравнению с 6,5 % за аналогичный период 2009 года. С 1 по 11 мая 2010 года, на которые пришлись два праздника, инфляция в стране составила 0,2 % по сравнению с 0,3 % за тот же период прошлого года.

Для России актуальна проблема неконтролируемого притока капитала, а также отрицательной маржи банков, считает первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев.
Большое количество банков имеют на балансе очень дорогие фондовые ресурсы, прежде всего в виде депозитов населения и предприятий. В условиях возросшей конкуренции по кредитованию, банки не могут размещать кредитные ресурсы с высоким уровнем маржи. Это тоже реальный риск для финансового положения этих организаций.

Российские банки с 10 мая лишены права открывать новые пункты обмена валюты, а существующие пункты до 1 октября должны либо преобразоваться в другие внутренние структурные подразделения, либо закрыться.
В настоящее время любой пункт по обмену валюты в России должен принадлежать какому-либо российскому банку и осуществлять операции от его имени. Большинство банков осуществляют валютообменные операции в своих отделениях наряду с другой профильной деятельностью, но есть банки, занимающиеся исключительно операциями по обмену валюты через обменники. На практике клиенты часто не могут узнать о принадлежности обменного пункта, что затрудняет борьбу с фактами мошенничества.

Закрытие воздушного пространства из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокюдль сыграло на руку банкам и платежным системам. Из-за того что пассажиры несколько дней не могли вылететь, им пришлось больше пользоваться банковскими картами, чтобы оплатить незапланированные расходы. По данным банков на начало мая, с 16 по 22 апреля обороты по картам держались на максимальных уровнях, а у некоторых банков выросли в полтора раза.

АвтоВАЗ получил от «Ростехнологий» долгожданный беспроцентный заем на 28 млрд. руб. и начал гасить долг перед госбанками.
Корпорация получила эти деньги из бюджета еще в конце 2009 года, но не могла перечислить их «АвтоВАЗу» (в котором владеет 25% голосующих акций), пока тот не согласует 10-летний инвестплан и не подпишет меморандум с госбанками. 4 мая это произошло: «АвтоВАЗ», «Ростехнологии», Сбербанк и ВТБ (им завод должен 24 млрд. руб.) подписали меморандум о сотрудничестве.
Когда «АвтоВАЗ» отдаст госбанкам долги, те откроют заводу кредитные линии на ту же сумму для финансирования инвестпрограммы. Весь долг «АвтоВАЗа» перед банками и держателями облигаций — 38 млрд. руб. В числе других кредиторов завода — Газпромбанк, «Глобэкс» и Societe Generale.

Минэкономразвития и Росимущество предлагают правительству управлять госимуществом по интернету: через специальный портал согласовывать и выдавать директивы, следить за их исполнением и эффективностью госкомпаний.
Вознаграждение профессиональных директоров в советах большинства госкомпаний не должно превышать 1 млн. рублей в год, считает Минэкономразвития. Это в разы меньше, чем платят крупные госкомпании.
Налог на недвижимость должен заменить два существующих — на землю и на имущество. Новый налог предполагается брать с рыночной стоимости недвижимости, а не с оценок БТИ и проч., как сейчас, он должен стать основой для наполнения местных бюджетов. Минэкономразвития и Минфин в начале мая согласовали план реформы. По нему в III квартале этого года Минэкономразвития и Росреестр подготовят методику проведения массовой оценки недвижимости на основе ее тестирования в Кемеровской, Тверской, Калужской областях и Татарстане. До конца 2011 года Росреестр оценит объекты капитального строительства на территории всей страны. До конца 2012 года правительство должно внести в Госдуму поправки в Налоговый кодекс.
В России исчерпаны возможности дальнейшего «автоматического» снижения налоговых ставок. Такое заявление сделала 14 мая министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на заседании совместной коллегии МЭР и Министерства финансов. В связи с этим министр обратила внимание на необходимость понижения административных барьеров для бизнеса, которое послужит реальному уменьшению издержек предпринимателей. Набиуллина отметила, что, по данным МЭР, для малого бизнеса издержки от существующих административных барьеров составляют около 6% от выручки, а если распространить это на всю экономику, то уровень издержек будет равен «условно» 5-6% ВВП. Глава МЭР указала, что раньше правительство было вынуждено компенсировать это ослаблением налоговой нагрузки.
Госдума на пленарном заседании 12 мая отклонила в первом чтении проект закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ». Законопроект, внесенный группой депутатов в 2007 году, устанавливал налог на предметы роскоши.
Документ предусматривал введение дифференцированной ставки налога в размере от 1 до 5% в зависимости от стоимости имущества. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки стоимостью от 15 млн. руб. и выше, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. руб. и выше, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. руб. и выше. Правительство России и комитет Госдумы по бюджету и налогам выступили против принятия законопроекта. В частности, правительство считает, что будет иметь место двойное налогообложение имущества и увеличение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

Госдума на заседании 14 мая одобрила в первом чтении правительственный законопроект о микрофинансовых организациях.
Микрофинансовой организацией предлагается признать юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Оно должно заниматься микрофинансовой деятельностью и быть в государственном реестре микрофинансовых организаций. Бюджетные учреждения не могут относиться к числу таковых. Такие организации могут предоставлять микрозаймы в сумме не более 1 млн. рублей.
Законопроект не распространяется на кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, управляющие компании, которые не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды. Все они осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим их работу.
Закон, кроме защиты прав и интересов микрофинансовых организаций, потребителей их услуг и инвесторов, определяет и ограничения для деятельности таких организаций, в том числе запрещает привлекать средства в виде займов от посторонних физических лиц, что позволяет минимизировать возможные финансовые риски.
Также микрофинансовые организации не смогут выдавать займы в иностранной валюте и действовать на рынке ценных бумаг.
Отличительная черта микрофинансовых организаций — социальная направленность. Они дают возможность гражданам, в том числе безработным, получить заем, чтобы развивать собственное дело, приобретать оборудование, повышать квалификацию работников, расширять спектр и улучшать качество предоставляемых потребителям товаров и услуг.
Президент России Дмитрий Медведев подписал 5 мая закон, сдерживающий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Закон предусматривает перенос срока, к которому должно быть ликвидировано перекрестное субсидирование как условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, с 1 января 2011 на 1 января 2012 года. Согласно закону, чтобы воспользоваться этим правом, регионы и муниципальные образования должны отвечать критериям, установленным наблюдательным советом фонда.
Такие критерии могут быть установлены на основании анализа прямого и косвенного влияния ликвидации перекрестного субсидирования на рост тарифов на коммунальные услуги для граждан и возможностей регионов обеспечивать компенсации такого роста, в том числе предоставляя гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Ликвидация перекрестного субсидирования является одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Предполагается, что она будет поэтапной, чтобы не повлечь роста тарифов на коммунальные услуги для населения.

Премьер-министр В. Путин назвал семь тезисов посткризисного развития российской экономики на совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина 14 мая.
Во-первых, жестким правилом должен стать следующий принцип: помощь государства предоставляется только в обмен на реалистичную программу развития.
Второе, это - поощрение инноваций.
В-третьих, необходимо также стимулировать массовый выход на рынок новых компаний, что позволит повысить эффективность экономики.
В-четвертых, серьезные изменения требуются в отношении принципов функционирования финансовых рынков, как российского, так и глобальных.
В-пятых, необходимость координации России, Казахстана и Белоруссии в рамках Таможенного Союза.
В-шестых, следует признать, что Россия сильно отстает в создании системы поддержки экспорта, и необходимы качественные улучшения в системе таможенного администрирования и экспортного контроля.
В качестве седьмого направления Владимир Путин попросил навести порядок в сфере крупных холдингов с государственным участием и госкорпорациями.

Президент России Дмитрий Медведев 4 мая подписал Федеральный закон «О внесении изменений в закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Закон вносит изменения в ст. 1, 11, 15 и 21, программу государственных внешних заимствований РФ, программу государственных гарантий РФ в валюте России, программу государственных гарантий РФ в иностранной валюте.
Согласно поправкам, будет увеличен объем госгарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном правительством РФ, на осуществление инвестиционных проектов — со 100 млрд. до 175 млрд. рублей за счет неиспользованного объема в 2009 году. Предоставляется возможность обеспечения госгарантиями РФ не только возврата суммы кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), но и уплаты процентов за пользование кредитом (дохода по облигациям в виде процентов).
При этом документом предусмотрено сокращение объема оказания в 2010 году государственной гарантийной поддержки по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), организациями, отобранными в порядке, установленном правительством РФ, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, на погашение кредитов и облигационных займов — с 75 млрд. и 225 млрд. рублей до 47 млрд. и 108 млрд. рублей соответственно.
Цена на нефть – один из важнейших индикаторов состояния экономики России, а также целевой ориентир для составления сценарных прогнозов развития. С учетом прогноза цены на нефть Центральным банком разрабатываются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год.
На 2010 – 2012 годы Банк России предусмотрел 4 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в зависимости от среднегодовой цены на нефть на мировом рынке.
В рамках первого варианта, предполагающего снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть до 45 долларов США за баррель, реальные денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%, а объем ВВП увеличится на 0,2%.
Согласно четвертому, самому оптимистичному варианту прогноза, предполагающему рост цены на нефть до $80 за баррель, прирост реальных денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%, прирост ВВП – 4,4%.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина призывает планировать бюджет исходя из реальных, а не заниженных прогнозов цен на нефть. Такое заявление она сделала 14 мая на заседании совместной коллегии МЭР и Министерства финансов. При этом глава Минэкономразвития отметила, что прогноз реальной цены должен рассчитываться по консервативной методике. Она напомнила: ведомство ожидает, что стоимость нефти в 2010 году составит 76 долларов за баррель, в 2011-м — столько же, в 2012-м — 78 долларов, в 2013-м — 79. Но если определять цену на уровне 70 долларов и переходить к бездефицитному бюджету, то при не увеличении социальных выплат и расходов на оборону оставшиеся расходы, связанные с наукой и сельским хозяйством, придется сокращать примерно на 30% в ближайшие три года.

Стоимость нефти на торгах 14 мая продолжала снижаться четвертый день на фоне неуверенности относительно скорого улучшения ситуации в странах еврозоны, а также на больших запасах нефти в США. Есть и неуверенность в прогнозе спроса на топливо в Европе. Чтобы цены снова начали подниматься, нужно, чтобы запасы нефти в США стали уменьшаться.
Стоимость июньских фьючерсов на нефть на электронных торгах в Нью-Йорке опустилась на 1,25 доллара, или на 1,7%, - до 73,15 доллара за баррель. Спотовая цена на нефть марки Brent с поставкой в июне в Лондоне уменьшилась на 1,26 доллара, или 1,6%, - до 78,20 доллара за баррель.
По итогам 13 мая стоимость июньских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil составила 74,40 доллара за баррель, понизившись на 1,25 доллара на фоне обеспокоенности инвесторов состоянием американской экономики.

Банк России с начала мая купил на валютном рынке несколько миллиардов долларов. Возможно, что Банк России все же приобретал валюту, пытаясь поддержать евро, который подешевел по отношению к рублю с начала года уже более чем на 13%.
Довольно ощутимо снизились котировки европейской валюты за две недели мая. Так, с начала мая официальный курс евро снизился почти на рубль – с 38,70 до 37,73 руб./евро. Для сравнения: официальный курс доллара за две недели мая вырос на 90 копеек – с 29,15 до 30,06 руб./долл.

В ответ на кризис евро Евросоюз 10 мая объявил о создании крупнейшего в мировой истории стабилизационного механизма, объем которого достигнет 750 млрд. евро. В эту сумму войдет 60 млрд. евро, которые соберет в виде кредитов Еврокомиссия, гарантии государств зоны евро на 440 млрд. евро, вклад МВФ в 250 млрд. евро.
Важно отметить, что речь не о фонде, где аккумулированы живые средства, а именно о механизме для быстрого сбора кредитных средств под приемлемые проценты для подавления кризисных тенденций в странах зоны евро.
Программа помощи Греции является отдельным инструментом и не входит в согласованный европейский стабилизационный механизм.

Велики риски, что программа финансовой помощи Греции не сможет вытащить страну из кризиса, так что самим грекам стоит подготовиться к серьезным и болезненным экономическим реформам, которые бы обеспечили финансирование.
Кредитная линия на 30 млрд. евро со стороны МВФ уже одобрена. Общий объем помощи совместно с Евросоюзом составит 110 млрд. евро и первый транш помощи в рамках трехлетней международной антикризисной программы Афины получат до 19 мая. Но Греции необходима продолжающаяся экономическая поддержка. Греции необходимо снизить бюджетный дефицит с 13,6% ВВП до 8,1% ВВП уже в этом году и до 3% к 2014 году. При этом общий объем долга в этом году может вырасти до 150% ВВП и даже выше. На уровень долга будут давить слабый экономический рост, низкая инфляция и высокие ставки.

Еврокомиссия и Европейский центральный банк 12 мая должны предоставить рекомендации о вхождении Эстонии в еврозону. Если этот сценарий будет реализован, то Эстония сможет стать 17-й страной еврозоны уже в январе 2011 года.
Европейские власти признали, что в 2009 году страна реализовала существенные меры по консолидации бюджета, что помогло сбалансировать экономику страны.

Банк Китая в начале мая приступил к осуществлению операций по безналичной конвертации рубля и юаня с применением «прямого» курса. Новые операции не только помогают китайским и иностранным клиентам избежать рисков, связанных с курсом валюты, предоставляют банкам-операторам возможности по поиску новых направлений получения прибыли, но и считаются важным символическим событием для китайской банковской отрасли и даже международной банковской отрасли.

В начале мая 2010 года Минфин уточнил сумму, которую перечислили граждане РФ в 2009 году в рамках программы государственного софинансирования пенсий. Всего в 2009 году дополнительные страховые взносы для участия в программе составили 2,495 млрд. руб. Ранее Пенсионный фонд называл цифру 2,502 млрд. руб.
Также Минфин назвал точное количество участников программы софинансирования в 2009 году — 573 тыс. человек. При этом всего, по данным Минфина, на начало мая 2010 года заявления на участие в программе подали 2,43 млн. человек. Реально участвует в госпрограмме лишь каждый четвертый заявитель. Средний взнос одного реального участника за 2009 год составил, по данным ПФР, 3,5 тыс. руб.— то есть их вклад в программу составил 2 млрд. руб., остальное, вероятно, внесли те, кто не смог одолеть порог в 2 тыс. руб. и не может рассчитывать на удвоение своего взноса за счет государства.