English
Русский
Suomi
Deutsch
16.02.2010 - 28.02.2010  
Expert in energy development
16.02.2010 - 28.02.2010


Газовая промышленность

Заявление Украины о возможности создания газотранспортного консорциума с существенным участием России и готовность «Газпрома» участвовать в этом, а так же приобретение последним контроля над «Белтрансгазом» отразили стремление российской компании к максимальному участию в газотранспортной системе различных стран. Причем участие России именно в этих двух транзитных системах может быть воспринято как вероятность отказа от проектов газопроводов «Южный поток» и «Северный поток». «Газпром», впрочем, дал понять, что, несмотря на предложение Украины, от своих двух проектов отказываться не собирается, поскольку на данный момент нет альтернативы диверсификации маршрутов поставки газа на экспорт.
Однако очевидно, что новые газопроводы строить не дешевле, чем решать проблемы с транзитными странами. Тем более что уйти от этих проблем все равно не удастся - и новые пути также будут зависимы от транзитных стран, только называться они будут не Украина и Белоруссия, а Финляндия, Румыния, Венгрия... Ведь уже сейчас пришлось идти на многие уступки ради согласия хозяев земель, по которым пройдут газопроводы. Получается, что в стремлении ухода от одних зависимостей приобретается несколько других.
И не получится ли, что средства (и немалые) будут вложены в консервацию отрасли вместо желаемой диверсификации?

Но пока процесс идет и в разных направлениях. Так, в германском городе Любмине компания Wingas (СП Wintershall - «дочки» BASF - и ОАО «Газпром») заложила первый камень в строительство нового комплекса по приему газа, который должен соединить «Северный поток» и трубопровод «Опал» (сейчас это крупнейший инфраструктурный энергетический проект в Германии). Также получено разрешение государственного управления горнодобывающей промышленности, геологии и природных ресурсов на строительство участка газопровода Opal. Через этот соединительный газопровод между Любмином и Ольбернау на немецко-чешской границе будет производиться транспортировка газа из объемов «Северного потока» в Европу.

Еще новость - «Газпром» пригласил в «Южный поток» румынского оператора газопроводов Transgaz. Интерес Румынии, которая всегда активно поддерживала Nabucco, к российскому проекту косвенно показывает на недоверие к осуществимому будущему проекта ЕС. Румыния заявила о своем интересе к «Южному потоку» последней из стран, подписавших хартию Nabucco (до неё это сделали Болгария, Венгрия и Турция). Скорее всего, так она подстраховывается, в случае если «Южный поток» опередит Nabucco. А с румынской государственной компанией Romgaz «Газпром» готов заключить прямой контракт на поставки природного газа.
Заинтересованность в «Южном потоке» выразил также Азербайджан, который, презрев политизацию мирового энерготранзита, собирается поддерживать все проекты, лишь бы они были ему выгодны.
Между тем в Nabucco может войти французская Gaz de France – Suez, с которой идут обсуждения её участия в «Северном потоке. Другая «француженка» EDF проявила заинтересованность в увеличении доли в проекте «Южный поток».

А переговоры по «Южному потоку» с Болгарией вызвали недовольство российской стороны. Та предложила «Газпрому» увеличить ставку за транзит газа через страну, несмотря на то, что она и так получает российское сырье со значительной скидкой. Такое обстоятельство может подвигнуть Россию на изменение маршрута газопровода, тем более что проект «Южного потока» еще не утвержден, и его легко пустить в обход болгарской территории через Косово и Албанию. Однако это может вызвать недовольство другого участника проекта - Сербии.

«Газпром» снизил цену на поставляемый в Турцию природный газ в 2010 году, ликвидировал задолженность за недобор топлива в 2009 году и планирует ослабить в будущем условие «take or pay». Окончательное решение насчет этого должно быть принято в ходе визита президента РФ в Турцию в конце мая - начале июня. Поблажки для Стамбула делаются по многим причинам. Во-первых, Турция - второй по объемам поставок импортер российских углеводородных ресурсов. Далее, «Газпрому» важно разрешение на прокладку «Южного потока» по турецкой территории дна Черного моря. Также Россия ожидает тендер по приватизации газораспределительных сетей Турции, который ей интересен. То есть турецкий рынок представляется «Газпрому» достаточно перспективным.

Однако чтобы сохранить свои позиции и на европейском рынке, компания делает скидку не только Турции. «Газпром» пошел на уступки для своих европейских клиентов и пересмотрел некоторые экспортные контракты с европейскими клиентами на 3 года - период «кризиса». Компания согласилась продавать от 10% до 15% объемов поставок по спотовым ценам, которые на сегодня примерно на 25% ниже, чем цены долгосрочных контрактов, определяемые на основе цен на нефтепродукты. Причем сохраняется условие «take-or-pay» («бери или плати») в контрактах, которые налагают на покупателей штраф в случае недобора ими газа. Скорее всего, снижение цен на доходах «Газпрома» отразится слабо, но это позволит компании укрепить свои позиции на европейском рынке. Переход на систему спот-контрактов вероятно поможет компании получить дополнительные доходы и увеличить курс акций.

На рынке СПГ «Газпром» также проявляет активность. В конце февраля Федеральной комиссией по регулированию в области энергетики одобрена сделка между Gazprom Marketing & Trading USA Inc и американской «дочкой» норвежской Statoil об импорте газа через СПГ-терминал в американском штате Мэриленд. Также переговоры по поводу поставок СПГ на североамериканский рынок ведутся с канадскими компаниями. Еще Канада, у которой в запасе огромный опыт в освоении северных шельфовых месторождений, планирует участвовать в проектировании платформ для добычи нефти и газа на арктическом шельфе. Строиться платформы, скорее всего, будут на российских предприятиях, входящих в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), глава которой выступил с предложением при раздаче лицензий на шельфовые месторождения делать выбор в пользу компаний, которые будут заказывать российскую технику.


Нефтяная промышленность

Между тем уже работающий нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий Океан» взбудоражил мировых добытчиков нефти на азиатском рынке. Опасаясь конкуренции, Ирак и Иран уже меняют способы торговли нефтью. С самого запуска российского нефтепровода страны Персидского залива начали пересматривать свою ценовую политику. Ведь на этом рынке, в отличие от США и Европы, спрос на энергоносители существенный. И поэтому здесь идет борьба за доминирование, вынуждая производителей повернуться к востоку и менять экспортную стратегию.
Так, Иран и Ирак собираются применить принцип CIF (поставки включают стоимость доставки товара до порта погрузки, страхование груза и его фрахт) с нынешнего FOB (поставщик доставляет товар в порт и грузит на борт судна, после чего ответственность за груз несет покупатель).

Китай же потребовал от России увеличить вдвое объем поставок нефти по нефтепроводу «ВСТО», что является условием начала строительства в 2010 году российско-китайского НПЗ. Если у «Роснефти» не окажется свободных объемов, то СП в КНР станет искать дополнительную нефть на Востоке или на международном рынке. Возможно, китайская сторона ищет способ отказаться от партнерства с российской компанией в виде строительства НПЗ и сети АЗС. Китай желает использовать на совместном заводе не свою нефть, а недорогую российскую, которую РФ сама же и будет поставлять. Но «Роснефть» также может отказаться от общего проекта и построить такой же НПЗ Приморске. Так что увеличивать мощность будет выгодным, только если Китай предложит хорошую цену. Экспортная пошлина на восточносибирскую нефть в марте остается нулевой. Но и далее только это условие делает возможным удовлетворить потребности Китая.

BP и «Роснефть» отказались от второго из трех совместных сахалинских проектов по геологоразведке по причине бесперспективности его реализации. Компании досрочно вернули государству лицензию на Восточно-Шмидтовский блок («Сахалин-5»). Ранее, год назад, компании вернули лицензию на Западно-Шмидтовский участок («Сахалин-4»). Но у них остался последний, третий совместный проект Кайганско-Васюканский блок «Сахалина-5», по поводу которого есть надежды, что он будет удачным, и в планах – его активная разработка, скорее всего в следующем году.

Зато другое сотрудничество сильнее укрепляется. ТНК-ВР и «Газпром нефть» будут совместно разрабатывать группу Мессояхских месторождений. Оператором проекта выступает «Газпром нефть», что даст ей опыт разработки с нуля столь масштабного актива, да еще в тяжелых условиях Заполярья и при отсутствии инфраструктуры.

«Лукойл», невзирая на кризис, продолжает наращивать добычу и нефтепереработку, оставаясь в этом плане самой успешной российской компанией. Приоритетными направлениями нынче для компании станут иракская «Западная Курна-2», месторождения на шельфе Каспийского моря и в Большехетской впадине. Также важнейшей задачей является получение первой промышленной нефти на месторождении имени Юрия Корчагина.