English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Soveltavan politiikan asiantuntija
Yhteisen määrittelyn vaikeus vai globaali poliittinen uudelleen brändäys
Julkaistu: 06.04.2009

Maailman laajuinen finanssikriisi ei todennäköisesti pelkästään tuo uudistuksia työmarkkinoille, muuta kulutustottumuksia tai vaikuta koko talouteen vaan myös mullistaa maailmankatsomuksiamme syvällisellä tavalla. Jo nyt on nähtävissä, että maailman taloudellinen epätasapaino on vaikuttanut jo sellaisiin herkkiin kerroksiin kuin identiteettiin ja itseymmärrykseen. Tätä ei pidä rajata kuitenkaan pelkästään kansalliseen identiteettiin: kyse ei ole pelkästään etnisestä yhtenäisyydestä tai valtioiden muodostuksesta vaan yhteisestä institutionaalisesta identiteetistä.

Трудности самоопределения, или глобальный политический ребрендинг

Мировой финансовый кризис, по-видимому, принесет не только передел рынка труда, изменение паттернов потребления, экономики в целом, но перевернет и более глубоко лежащие и основательные пласты мировоззрения. Уже сейчас очевидно, что мировая финансовая нестабильность затронула такие чувствительные сферы, как идентичность и самоопределение. При этом не стоит ограничиваться лишь понятием национальной идентичности: речь идет не только об этнических общностях и не только о государственных образованиях – на повестке дня более общая институциональная идентичность.

Примеры трансформации институциональной идентичности на политическом уровне наблюдаются в последнее время все чаще.

Литва заказала еще в сентябре 2008 года ребрендинг собственного экономического имиджа британскому агентству Saffron. В результате (результаты были оглашены в марте нынешнего года) получилась страна «Северо-Восточной Европы», причем включенности в сообщество Балтийских стран, стран региона Балтийского моря и Восточной Европы было отказано, не говоря уже о «стране Прибалтики». За рамками географического формата был выбран образ «жизнеспособной», «романтической», «вдумчивой», «надежной» страны, вместо образа «сильной» Литвы.

Грузия также открещивается от прошлого (российско-советской ориентации) и требует изменить официальное название страны на японском языке с этимологически русского «Грузия» на этимологически английское «Джорджия». Такое заявление было сделано в марте нынешнего года во время официального визита министра иностранных дел Грузии в Японию.

В свете прошедших на днях в Македонии президентских выборов все громче звучат призывы изменить государственное название страны. Нынешнее наименование «Республики Македонии» является серьезным камнем преткновения во взаимоотношениях с соседней Республикой Грецией, административное деление которой содержит целых три малых Македонии: Центральную, Западную и Восточную – все они входят в «географический регион» Македония. Свое недовольство названием соседа Греция проецирует на взаимоотношения более высокого порядка – на уровень международных организаций. Так, именно Греция блокирует вступление Македонии в Европейский союз и начало процесса присоединения к блоку НАТО. Избранный президент Македонии Георгий Иванов называет сближение позиций с соседней республикой Грецией по вопросу изменения государственного названия бывшей югославской республики (в ООН официальным до сих пор считается временное название «Бывшая Югославская Республика Македония») ключевым вопросом нового политического курса. Новое название государства – вовлеченность в международные процессы на более высоком уровне, вступление в новые альянсы и своя, балканская «перезагрузка» отношений с партнерами. Впрочем, избранный Президент Македонии до конца собирается отстаивать свое право на самоопределение и не идти на поводу у южного соседа.

Не отстает от международных трендов процесс модификации институционального самоопределения и на территории Российской федерации.

Казань получила на прошлой неделе официальное право именоваться «Третьей столицей России». Соответствующий товарный знак (а также бренды «Третья столица», «Третий город России», «Третий город» и «Russia’s third capital») был зарегистрирован 2 апреля Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Нижний Новгород, проиграв в состязании за звание третьей столицы Казани, зарегистрировал в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам другую «столичную» марку – «Столица Поволжья».

Еще Флоренский П.А. в начале XX века писал о предрасположенности судьбы человека в зависимости от имени наречения. Хочется верить, что и политические институты будут включены в эту запрограммированность своего обновленного названия: и Нижний Новгород и Казань будут процветающими столицами, и Джорджия Кавказа станет регионом благосостояния, сродни американскому прототипу. И каждый политический институт определит свое место в обновленном пространстве посткризисных отношений.


Send message
*Email

*Message

Name

*Type the digits