English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Liikennealan asiantuntija
Порт Высоцк в структуре российских портов Балтийского региона
Julkaistu: 06.06.2012

Порт Высоцк в структуре российских портов Балтийского региона

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных теме российских портов на Балтике. Тема настоящей публикации порт Высоцк.

Высоцк (ранее - Тронгзунд, Уурас) впервые упоминается в 1640 году как шведская таможня. На протяжении столетий Тронгзундская гавань исторически являлась внешним районом Выборгского порта. В 1995 году порт Высоцк был внесен в реестр портов России и стал самостоятельным портом. Порт работает круглогодично, зимой для проводки судов используются ледоколы. В состав порта Высоцк входят два отдельно расположенных терминала:

  • Угольный терминал (стивидорная компания - ООО «Порт Высоцкий»)
  • Нефтепродуктовый терминал (стивидорная компания - ОАО «РПК Высоцк «Лукойл-II»)
  • Угольный терминал

    Угольный терминал расположен на месте исторического порта Высоцк. Терминал специализируется на экспортной отгрузке энергетических углей Кузбасса в страны Западной Европы. Уголь доставляется на терминал по железной дороге, протяженность внутрипортовых железнодорожных путей составляет 8,3 км. Складские площади терминала рассчитаны на хранение 250 тыс. тонн навалочных грузов. Терминал располагает причальной линией длиной 680 метров (4 причала). Погрузка угля на суда осуществляется грейферным способом (портальными кранами). В 2008-2010 годах прошел первый этап реконструкции порта в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». В результате проведенных работ по расширению и углублению подходных каналов и акватории порта максимальная осадка принимаемых судов увеличилась с 9,3 метров до 11,9 метров, что позволяет принимать большегрузные суда дедвейтом 45 тыс. тонн (до этого максимальный дедвейт судов составлял 25 тыс. тонн). Следующая часть реконструкции касается увеличения длины причальной стенки (примерно на 100 метров). В результате этого общая длина причалов увеличится до 781 метра, появится возможность принимать одновременно 3 балкера длиной до 230 метров.

    Одновременно с работами, заказчиком которых было ФГУП «Росморпорт», ООО «Порт Высоцкий» инвестировало в портовое оборудование около 1 млрд. рублей. Были приобретены два буксира ледового класса, 2 конвейера с магнитной очисткой угля, 2 крана-манипулятора и другая техника. В 2012 году модернизация продолжается, будет закуплено оборудования на 100 млн. рублей Часть оборудования уже поставлена: 2 конвейера с магнитной очисткой угля и гидравлических кран-манипулятор, в июне планируется поставка второго крана.

    Проведенная реконструкция инфраструктуры и приобретение нового оборудования позволили увеличить перевалочные мощности порта до 5,0 - 5,5 млн. тонн грузов в год. Эти меры положительно сказались на грузообороте угольного терминала, который в 2011 году вырос на 38% до 3,2 млн. тонн. После завершения строительства объездной железной дороги Лосево - Каменогорск и последнего этапа реконструкции, порт сможет перерабатывать до 7,5 млн. тонн грузов в год.

    Вероятно, грядущее увеличение потенциальных возможностей терминала вызвало к жизни новый проект – появилась информация о том, что владельцы терминала рассматривают перепрофилирование части мощностей на минеральные удобрения. Надо отметить, что уголь и минеральные удобрения являются двумя экспортными грузами, на который существует определенный дефицит портовых мощностей и что не менее важно их производство и добыча в РФ постоянно растет. Имеющаяся в порту универсальная крановая техника позволяет достаточно легко при небольших затратах перейти на перевалку минеральных удобрений. Терминал также обладает необходимыми резервами территорий.
    На Диаграмме 1 показана динамика грузооборота терминала ООО «Порт Высоцкий» в 2004 – 2011 годах.

    Диаграмма 1

    По данным ООО «Порт Высоцкий»

    Снижение грузооборота терминала после 2007 года связано с несколькими факторами:

  • Дноуглубительными работами и реконструкцией причалов на территории терминала,
  • Экономическим кризисом,
  • Продажей в середине 2007 года собственниками терминала угольных шахт в Кузбассе.
  • Нефтепродуктовый терминал

    Распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов «ЛУКОЙЛ-II» является инвестиционным проектом нефтяной компании «Лукойл». Он предназначен для перевалки нефтепродуктов на экспорт. Строительство терминала было вызвано желанием снизить зависимость отечественного экспорта нефтепродуктов от Прибалтийских государств. По оценкам «Лукойла» экономия затрат на реализацию нефтепродуктов через РПК в Высоцке составляет более 20 долларов за тонну. Решение о строительстве терминала было принято в 2002 году. В 2003 году компания «Лукойл» подписала кредитное соглашение с американским фондом HBK Muster Fund на софинансирование строительства терминала в размере 225 млн. долларов. Совокупный объем инвестиций, вложенных компанией в проект с начала его реализации превысил 540 млн. долларов. При строительстве терминала «Лукойл» инвестировал за счет собственных средств строительство объектов федеральной собственности: акватории, подходного канала, судоходного пути, систем управления движением судов, навигационного обеспечения и других. Также за счет «Лукойла» были построены железнодорожные пути длиной несколько километров до нового терминала.

    Первая очередь распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов «Лукойл-II» в Высоцке была введена в эксплуатации 16 июня 2004 года. В 2005 году в строй вступила вторая очередь распределительно-перевалочного комплекса, в результате чего мощность комплекса составила 10,75 млн. тонн. Через год мощность терминала была увеличена еще до 12 млн. тонн нефтепродуктов.

    Морская часть терминал состоит из 4 причалов: 2 причала для приема морских танкеров длиной 344,5 метра каждый, причал для приема речных танкеров длиной 83,0 метра и причал для буксиров портового флота длиной 102 метра. Глубина морского подходного канала позволяет терминалу принимать крупнотоннажные танкеры, вместимостью 80 тыс. тонн. На берегу расположена железнодорожная станция, резервуарный парк и службы управления движением судов. Общий объем резервуарного парка РПК составляет 460 тыс. кубометров. Нефтепродукты для дальнейшего экспорта доставляются на терминал двумя путями - в цистернах по железной дороге и танкерами типа «река-море». Доставка нефтепродуктов на терминал водным путем осуществляется только в период летней навигации (РПК может принимать до 180 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц в период навигации). Поэтому основная часть нефтепродуктов поставляется на терминал по железной дороге. На терминале регулярно проводятся работы по увеличению мощности железнодорожной станции. Так в ноябре 2011 года была введена в эксплуатацию дополнительная линия слива железнодорожных цистерн. Линия слива рассчитана на 36 железнодорожных цистерн с темными нефтепродуктами (мазут). Таким образом, «РПК Высоцк «Лукойл-II» теперь может осуществлять одновременный слив 180 железнодорожных цистерн с мазутом.

    На Диаграмме 2 представлен грузооборот терминала в 2004-2011 годах. При этом хорошо заметен спад в объемах отгрузки в 2011 году. Это снижение отгрузки вызвано прекращением поставок вакуумного газойля (с мая 2011 года), который нефтяная компания «Лукойл» теперь оставляет для дальнейшей переработки на собственных НПЗ. Объемы отгрузки вакуумного газойля в общей структуре нефтепродуктов терминала в 2010 году составили 28%.

    Диаграмма 2

    По данным ОАО «Лукойл»

    Большое значение на терминале уделено экологии и безопасности. РПК Высоцк «Лукойл II» принимает под грузовые операции только танкеры, имеющие двойной корпус, а в зимнюю навигацию – танкеры, имеющие соответствующий ледовый класс. При строительстве терминала на приобретение природоохранного оборудования российских и финских компаний было потрачено более 3 млн. евро. Постоянный экологический мониторинг, современная система пожарной безопасности, комплекс очистных сооружений сделали терминал одним из самых безопасным не только в России, но и в мире.

    Деятельность терминалов порта Высоцк в высшей степени зависит от работы железной дороги. В связи с введением высокоскоростного движения Санкт-Петербург - Выборг - Хельсинки ОАО «РЖД» осуществляет проект по переносу грузового движения на другие ветки, (в том числе строительство объездных путей через Лосево-Каменогорск). Реализация этого проекта должна увеличить потенциал морских терминалов в Высоцке. В порту Приморск также существуют планы увеличения грузооборота за счет грузов, доставляемых по железной дороге. В тоже время ОАО «РЖД» является соучредителем ряда компаний в порту Усть-Луга на южном берегу Финского залива. В конце 2011 года владельца порта в Приморске обвинили ОАО «РЖД» в торможении развития железнодорожной структуры Приморска. В частности говорилось о том, что ОАО «РЖД» хочет перенаправить на проекты в Усть-Луге деньги, выделенные из бюджета в размере 7,5 млрд. руб. для Приморска. Поэтому в любом случае значительное увеличение мощностей терминалов в Высоцке будет связано с расширением железнодорожной сети и как следствие дополнительными капиталовложениями и зависимостью от позиции ОАО «РЖД».

    Тем не менее, порт Высоцк продолжает увеличиваться и за счет создания новых терминалов. В начале мая 2012 года вышло распоряжение Правительства РФ, согласно которому в состав порта Высоцк будет включена территория строящегося на мысе Путевой (поселок Советский) морского терминала, предназначенного для перевалки генеральных грузов, мощностью до 3 млн. тонн. Строящийся терминал принадлежит ОАО «Выборгская целлюлоза», он будет обрабатывать суда с лесом и готовой продукцией комбината.
    В настоящее время на месте будущего терминала построен временный причал, с которого производится отгрузка судов (в общей сложности около 100 тыс. тонн грузов в год). Включение в границы морского порта Высоцк этих перегрузочных мощностей позволит инвестору увеличить интенсивность движения судов, а также претендовать на федеральное финансирование по дноуглублению акватории терминала.

    Send message

    *Email

    *Message

    Name

    *Type the digits