English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Liikennealan asiantuntija
Усть-Лужский порт в структуре российских портов Балтийского региона
Julkaistu: 17.11.2011

Усть-Лужский порт в структуре российских портов Балтийского региона

Мы начинаем новый цикл статей, посвящённый анализу российских морских портов Балтийского региона. Всего в данном регионе можно выделить пять портов: порт Санкт-Петербург, порт Приморск, порт Усть-Луга, порт Высоцк и порт Выборг. С учётом того, что порт Выборг имеет крайне низкий грузооборот (за 9 месяцев с начала 2011 года он перевалил всего 755 тыс. тонн грузов), мы сосредоточим свой анализ на четырёх вышеупомянутых портах, начиная с Усть-Луги.

К 2018 году данный порт, по прогнозам, должен стать крупнейшим портом Балтийского моря (см. статью «Порт Усть-Луга, как локомотив инвестиций в транспортную инфраструктуру Северо-Запада РФ»). В предыдущей статье мы уже рассматривали историю становления Усть-Лужского порта, поэтому стоит подробнее изучить характер его деятельности с начала 2011 года.

Так, к позитивным тенденциям можно отнести то, что рост общего грузооборота Усть-Лужского порта за 9 месяцев 2011 года составил 188% в сравнении с показателями 2010 года. Уже в августе 2011 года грузооборот автомобилей и количество обработанных железнодорожных вагонов превысили уровень данных показателей за весь 2010 год. Предпосылкой к этому явилось введение в 2011 году в эксплуатацию двух новых причалов многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», нефтеналивного терминала и открытие новой паромной линии «DFDS Seaways: Усть-Луга – Засниц – Киль». При этом структура грузооборота по прежнему сохраняет экспортно-сырьевую направленность (см. Диаграмму 1).

В конце декабря прогнозируется запуск «Балтийской трубопроводной системы-2» («БТС-2») в Усть-Лужском порту. Напомним, 26 ноября 2008 года Путин В.В. подписал распоряжение №1754-р о проектировании и строительстве в два этапа «БТС – 2» по маршруту г. Унеча (Брянская область) - г. Усть-Луга.

Ввод в эксплуатацию данного трубопровода, несомненно, увеличит значимость (в том числе и геополитическую) Усть-Лужского порта, так как позволит исключить Белоруссию как посредника при экспорте российской нефти.

Диаграмма 1


По данным ОАО «Компания Усть-Луга»

Немаловажной деталью является то, что Усть-Лужский порт продолжает позиционироваться руководством РФ в качестве стратегического объекта транспортной инфраструктуры, что подтверждается выступлением Владимира Путина на межрегиональной конференции «Развитие Северо-Запада России 2011-2012», где он заявил о необходимости дальнейшего развития порта в Усть-Луге; предстоящим приездом руководителей РФ п Усть-Лужский порт в ноябре 2011 года; и присутствием премьер-министра на подписании инвестиционного соглашения объёмом €192 млн. между ОАО «Компания Усть-Луга» и компанией Gulftainer Global Logistics Limited на X Международном инвестиционном форуме «Сочи 2011».

Кстати об инвестициях. 2011 год отметился заключением соглашения между Северо-Западным банком ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Компания Усть-Луга» о кредитовании общим объёмом до 7 млрд. рублей. Данное привлечение инвестиций направлено на завершение строительства третьей очереди и начало строительства четвертой очереди терминала ро-ро грузов «ЮГ-2». Помимо этого между ОАО «Компания Усть-Луга» и компанией «International Car Operators» было подписано соглашение о развитии сотрудничества с бельгийским бизнесом в области формирования логистической цепочки по доставке автомобилей и накатной техники через порт Усть-Луга.

Однако существуют и негативные факторы, влияющие на развитие порта. Во-первых, последствия экономического кризиса, повлиявшего на сроки ввода в эксплуатацию новых объектов на территории порта и в городе портовиков, до сих пор негативно сказываются на динамике развития порта Усть-Луга.

Во-вторых, это неготовность транспортной инфраструктуры, а точнее автомобильных дорог, к возрастающим объёмам грузоперевозок. Стоит при этом отметить, железная дорога справляется с существующими объёмами и готова к их увеличению до 20-25 млн. тонн в год.

В третьих, наличие внутренней конкуренции между портовыми терминалами Усть-Луги, Санкт-Петербурга и Приморска, ввиду того, что ряд из них имеет общих владельцев. Недостатки транспортной инфраструктуры Усть-Луги препятствуют запуску построенных терминалов и увеличению объёма грузооборота действующих терминалов.

При этом, не смотря на относительно невысокий уровень общего грузооборота, порт Усть-Луга имеет наиболее положительную динамику развития среди российских морских портов Балтийского моря (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2


По данным порта Санкт-Петербург

Таким образом, велика вероятность, что отрицательные факторы развития порта Усть-Луга будут нивелированы положительными тенденциями при условии их сохранения в будущем.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits