English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Soveltavan politiikan asiantuntija
ПМЭФ – Cui bono?
Julkaistu: 01.06.2010

ПМЭФ – Cui bono?


В который раз накануне Петербургского международного экономического форума Северная столица переживает глобальную дорожно-транспортную реконструкцию. Однако масштабы транспортного коллапса в нынешнем году бьют все мыслимые рекорды. Большой ремонт дорожного полотна горожанам был обещан летом, губернатор даже посоветовала ограничить использование личного автотранспорта на период отпусков. Но сюрприз был преподнесен, как и подобает, неожиданно: 19 мая для абсолютного большинства водителей города стало новостью закрытие Троицкого моста и перекрытие Каменноостровского проспекта, причем узнавали они об этом, в основном, на собственном опыте, опаздывая на несколько часов на работу.

В ближайшем времени жителей города ожидает уже не авральный, а вполне традиционный подарок в виде особого режима работы всего Васильевского острова, перекрытия ведущих магистралей города и специального режима работы аэропортов, вокзалов, крупнейших гостиничных и ведущих театральных комплексов: Петербург встречает дорогих гостей – участников четырнадцатого Петербургского международного экономического форума.

Форум уже воспринимается как неотъемлемая часть международной жизни города, событие, которое доказывает «столичный» статус, приписываемый Петербургу, отдельные политики даже называют его «важнейшим международным событием мирового масштаба». Но какова его истинная ценность? И стоимость?

Стоимость форума определить несложно – некоторые статьи расходов озвучиваются официальными органами власти и охотно распространяются СМИ:

в 2009 году бюджет форума составил 550 млн. руб.,
в 2008 году – 716 млн. руб.,
в 2007 году – 659 млн. руб.


Расходы города на проведение форума в прошлом году вице-губернатор Михаил Осеевский оценивал в 50 млн. рублей, из них 18,319005 млн. руб. потрачено на организацию приема от имени губернатора. Оставшиеся 31,680995 млн. руб. должны были пойти на «организацию павильона и приведение в порядок улиц города».

В 2008 году на участие в мероприятиях, посвященных форуму (то есть ремонт дорожного полотна в экстренном порядке следует выделить в отдельную статью расходов), город планировал выделить 23 млн. руб., еще 14 млн. руб. – на прием от имени губернатора.

В 2007 году на «приведение в порядок улиц города», а именно «ремонт и озеленение близлежащих территорий», то есть рядом с выставочным комплексом Ленэкспо, по заявлению директора фонда «Петербургский международный экономический форум» Антона Троянова, город планировал направить около 30 млн. рублей. Троянов тогда пошутил: «Чем больше форумов, тем лучше дороги». Спорное утверждение, но то, что с ростом количества крупных дискуссионных мероприятий, проводимых в городе, резко растут расходы на авральный ремонт дорог и тротуаров накануне проведения данных событий, сомнению не подлежит.

В 2010 году, как озвучил один из вице-губернаторов, на проведение форума из городской казны будет потрачено около 50 млн. рублей. Озвучены также такие статьи городского бюджета, как организация «экспозиционно-деловой зоны» в Ленэкспо – 22 млн. рублей и прием от имени губернатора – с начальной стоимостью конкурсного лота в 31,5 млн. рублей (в том числе, 15 млн. рублей – культурная программа).

Расходы из городского бюджета существенные, беспокойства горожанам доставляется много, ради чего?

Возможно, самым ожидаемым ответом со стороны региональной политической элиты будет «улучшение имиджа города и России в целом». Однако, что касается Петербурга, то сами представители этой самой элиты не раз заявляли, что с имиджем у города проблем нет. Основной критерий имиджевой привлекательности Северной столицы – культурное достояние прошлых веков: архитектурные ансамбли, театры, музеи, собрания живописи и проч. Значит, туристический поток не будет ослабевать до тех пор, пока будет поддерживаться информирование мировой общественности о тех культурно-исторических достопримечательностях, которые они смогут увидеть, посетив Петербург. И переводить официальный сайт администрации города на иностранные языки тоже не обязательно – для того, чтобы любоваться памятниками искусства, быть в курсе событий, происходящих в городе, не нужно. А если потребность в актуальной информации о Санкт-Петербурге очень велика, то будьте добры выучить русский язык.

Взаимосвязь между количеством иностранных туристов в городе и Петербургским международным экономическим форумом отсутствует полностью. Наглядно это продемонстрировано на графике, где линиями обозначено количество освещавших событие представителей СМИ и затраты на проведение форума, а столбцы – количество въехавших в город туристов. В числовом выражении коэффициент корреляции между туристической отраслью и ПМЭФ выражается в -0,2 для расходов на проведение форума и -0,8 для количества присутствовавших на мероприятии представителей СМИ.


В связи с имиджевой составляющей и туристической привлекательностью города, стоит также отметить такие два фактора, как стоимость гостиничных номеров и транспортная инфраструктура города. Высокая стоимость проживания в петербургских отелях является одним из существенных факторов, снижающих привлекательность города для иностранных туристов, по крайней мере на протяжении последних нескольких лет. ФАС, в свою очередь, уже неоднократно выявляла факты согласованных действий со стороны отельеров, повышающих цены на гостиничные номера в период проведения Петербургского международного экономического форума в несколько раз.

Что касается транспортной инфраструктуры, такие факторы, как долгое стояние в пробках, неотлаженная система работы общественного транспорта, отмена дешевого железнодорожного сообщения между двумя столицами, являются критериями, снижающими туристическую привлекательность города.

Однако город знает и позитивные тенденции на рынке туристических услуг. Так, благотворно на приток в Петербург иностранных туристов сказалось пролоббированное городским руководством решение о безвизовом режиме для паромных туристов, открытие городской службы «ангелов» и строительство нового пассажирского порта. Так, количество туристов, прибывших в Петербург на круизных лайнерах в 2009 году, несмотря на кризис, не уменьшилось, а увеличилось, по сравнению с 2008 годом на 8,6% (см. диаграмму).


Возвращаясь к форуму, следует вспомнить о таком важном аргументе при обосновании его ценности, как экономическая составляющая.

При подведении итогов того или иного форума, показатель, который чаще всего упоминается в качестве мерила результативности мероприятия, – сумма заключенных контрактов.


И динамика данного показателя практически полностью совпадает с величиной расходов на проведение Петербургского международного экономического форума. Коэффициент корреляции между двумя рядами составляет 0,98(!).

Однако критерием результативности показатель суммы заключенных на форуме контрактов вовсе не является. Впрочем, это справедливо для любой другой выставочной площадки подобного уровня. Соглашения, которые в торжественной обстановке подписываются во время форума, готовятся задолго до этого мероприятия. Таким образом, сумма заключаемых на ПМЭФ соглашений является показателем бизнес-активности российских участников и общего состояния российской экономики и заинтересованности в России со стороны иностранных участников.

Для нынешнего саммита уже «заготовлены» соглашения по проектам в Сколково, Орловскому тоннелю. «Заявлены» также российско-французские переговоры о покупке французских вертолетоносцев и соглашение о присоединении французской EDF (Électricité de France) к проекту «Южный поток» (эти соглашения, кроме форума, пойдут в копилку успешного "Года России-Франции 2010"). Форум не является источником для появления этих бизнес-инициатив, он является лишь местом их официального подписания. С тем же успехом можно было бы разнести даты подписания соглашений и заключить их в разных географических точках. От этого бизнес ничего бы не потерял, разве что каждый участник соглашения сэкономил бы 177 тысяч рублей. Увязывание соглашений с форумом дает возможность организаторам данного мероприятия «отчитываться» за расходование бюджетных средств:
• перед гражданами (за то, что выплачиваемые ими налоги идут, в частности, на организацию данного мероприятия);
• перед контролирующими государственными органами (за то, что данная статья государственных расходов может считаться «обоснованной»).

Отдельные эксперты называют ПМЭФ также полезным для инвестиционного климата города. Здесь цифры опять же говорят сами за себя: с 2007 года объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга неуклонно снижается, в 2009 году иностранные инвестиции составили лишь 87,5% от уровня 2007 года.


Активность иностранных инвесторов на территории всей России практически полностью совпадает с ситуацией в Санкт-Петербурге:


Таким образом, логическая цепочка «форум – диалог – открытость – благоприятный инвестиционный климат» пока не получила своего воплощения в представлениях иностранных бизнесменов.

Однако отказывать в коммерческой выгоде форума для экономики Петербурга было бы недальновидно. Известна доля прямой прибыли петербургских компаний, по крайней мере, по данным на 2007 год: петербургский бизнес получил более двух третей всех средств, потраченных на организацию форума (на 2007 год, это $10 млн.), плюс доходы индустрии развлечений, транспортных компаний, гостиничного и ресторанного бизнеса. Таким образом, петербургские компании, обслуживающие Петербургский экономический форум, являются одной из групп - прямых получателей прибыли от его проведения.

Если допустить, что прибыль от обслуживания мероприятия является единственной целью проведения мероприятия, то данное мероприятие следует признать фарсом и растратой бюджетных средств.

Впрочем, можно вспомнить еще одно обоснование проведения экономического форума в Петербурге – площадка для дискуссий, обмена опытом и идеями. Об этом говорили Герман Греф, Аркадий Дворкович, Эльвира Набиуллина. Министр экономического развития назвала «содержательную дискуссию» главным результатом форума в прошлом году. Насколько эта «содержательная дискуссия» была результативной?

Можно взять для примера заявления наиболее важных персон на ПМЭФ 2009 года. На открытии форума президент Дмитрий Медведев призвал страны «большой двадцатки» осуществить коренную реформу международных финансовых организаций, ввести альтернативные резервные валюты, пересмотреть роль золота и специальных прав заимствования, но воз и ныне там. Глобальный финансовый кризис не привел к реформаторским изменениям мировой финансовой системы. Зато перемены коснулись многих менее крупных игроков на международной арене: государств, региональных объединений. Стабилизационный фонд ЕС – одно из таких реформаторских изменений.

Вице-премьер Игорь Сечин призывал «усовершенствовать» систему индикативного ценообразования сырой нефти и расширить список эталонных марок. Однако, как и в случае финансовой системы, существенных сдвигов в данной сфере не произошло.

Участники сессии по логистике сетовали на то, что отсутствие развитой транспортной инфраструктуры ежегодно снижает объем российского ВВП на 3% и призывали к существенным реформам. На деле продолжается процесс переноса таможенных постов к границам, что приводит к сбою во всей системе грузовых перевозок в России. Кроме того, рассматриваются предложения о введении налога на грузовые перевозки автотранспортом грузоподъемностью свыше 12 тонн, что парализует систему автомобильных грузоперевозок на территории России. Список примеров можно продолжать.

Никто не будет спорить с тем, что на форум приглашаются уважаемые эксперты в области экономики и высказываемые ими идеи заслуживают внимания. Но раз эти идеи все равно не будут «услышаны» и реализованы, смысла в этих приглашениях нет.

Одной из задач форума «на перспективу», возможно, действительно является диалог между представителями бизнес-кругов, между бизнесом и властью, между российскими и иностранными участниками, которые смогут в будущем прийти к лучшему пониманию обоюдных интересов и заключить взаимовыгодные контракты. Это вполне традиционная задача для международной переговорной площадки. В качестве примера можно привести Всемирный экономический форум в Давосе, с которым так любят сравнивать Петербургский экономический форум. Давосский форум так и позиционирует себя, как генератор новаторских идей и стратегий и инструмент для плодотворного взаимодействия бизнеса, государства и гражданского общества. Однако Давосский форум, открыто заявляя о своей полезности, прежде всего, для бизнес-сообщества, финансируется как раз этим самым бизнес-сообществом. А Петербургский экономический форум финансируется кроме бизнес-структур федеральным бюджетом, а также региональным бюджетом.

Форум не приносит ощутимых положительных результатов городу, поэтому необходимость финансирования мероприятия из городской казны следует поставить под сомнение. А что приносит ПМЭФ Петербургу, так это заторы на дорогах, ограничения в аэропортах и на вокзалах, специальные режимы работы особо важных (для форума) объектов и территорий. Туристов, как было показано выше, можно эффективно привлекать в Северную столицу и другими способами.

В силу того, что бизнес является конечным выгодоприобретателем Петербургского международного экономического форума, на него должна быть полностью переложена финансовая ответственность по покрытию всех расходов на организацию мероприятия. А подготовка и проведение форума должны осуществляться таким образом, чтобы горожане при этом не испытывали неудобства.

Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits