English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Soveltavan politiikan asiantuntija
Беспризорность. Санкт-Петербург
Julkaistu: 22.03.2010

Беспризорность. Санкт-Петербург


Причинами сиротства часто называют бедственное материальное положение семей, алкоголизм, наркотики. Но нельзя забывать и о проблемах, которые существуют вокруг самого института семьи и брака в России. В последнее время среди молодёжи культивируется направленность на карьерный профессиональный рост в ущерб семейным ценностям. Феномен бизнес-вумэн, осознанный отказ от детей вообще, потребительское отношение к межполовым связям, широкое распространение гражданского брака и сожительства не могут не отразиться на отношении к семье и рождению ребёнка. Молодые поколения охотно перенимают эту модель поведения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут вне семьи либо их знакомство с понятием семья носило негативный характер. Отсюда возникает вероятность того, что, повзрослев, такие дети не смогут создать полноценную в традиционном понимании ячейку общества, так как у них отсутствует пример родителей.
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что ребёнка бросают на произвол судьбы либо подкидывают специальным службам. Регулярно происходят случаи отказа от детей. Некоторые считают, что цифры по этому вопросу сознательно занижаются, чтобы вокруг материнства и детства не было негатива. Помимо всего прочего в городе сохраняется устойчивая тенденция рождения внебрачных детей (до трети из них рождается в гражданском браке или у одинокой матери).
Ежегодно в Петербурге появляются примерно 3000 новых сирот. Какое число из них сможет в будущем стать полноценными родителями, неизвестно. Неизвестно и то, смогут ли они адаптироваться к жизни вне воспитательного учреждения.

Обывательское мнение людей по отношению к детям-сиротам состоит в том, что выпускник детдома будто бы готов к самостоятельной жизни - коммуникабелен и привычен к быту. На поверку оказывается, что ни общаться со своими сверстниками, ни правильно питаться, ни подбирать себе одежду, ни вести себя в гостях он чаще всего не умеет. Согласно статистике только 10% (по другим данным – до 30%) выпускников детских домов успешно социализируются в обществе.
Другая проблема: в Российской Федерации насчитывается 13 миллионов инвалидов, свыше полумиллиона среди которых – дети. При этом люди оказываются «запертыми в четырех стенах», поскольку вся организация жизни города (лифты, дороги, транспорт, сфера услуг) попросту не рассчитана на их пребывание в нем. Отсутствует необходимая инфраструктура. В последнее время, правда, стали появляться специальные приспособления для таких ситуаций, но по-прежнему их установка носит несистемный характер.

В плане эксплуатации детского труда сироты, безусловно, входят в группу риска. Воспитанники детских домов доверчивы, рано начинают половую жизнь, имеют много комплексов, нуждаются в деньгах, у них сложности с жильем. Некоторые сироты не адаптированы к миру, их легко вовлечь в наркоторговлю, порнобизнес, проституцию.
Существуют примеры неподобающего отношения к детям в воспитательных учреждениях. Гражданская комиссия по правам человека Санкт-Петербурга, под эгидой которой издается газета «Право на разум», за последние 10 лет (1999-2009) задокументировала сотни случаев нарушения прав детей, в том числе и сирот, в детских психиатрических больницах, специализированных детских домах и психоневрологических диспансерах. Кроме того информационное агентство «Regnum» обнародовало сведения о применении психиатрического «лечения» к детям в карательных целях.

Принимаемые меры:

1. Городские и федеральные программы
В России с 2007 года существует Фонд содействия решению проблем детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Федеральный взнос в фонд на первоначальном этапе (2007) составил более 5 млрд. руб. Это федеральное учреждение занимается всеми аспектами, связанными с детьми, в частности занимаясь защитой и опекой над воспитанниками детских домов.
Ещё в 2005 году Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга инициировал введение в бюджет 2006 года новой целевой статьи «Расходы на оплату услуг социальной рекламы по информированию населения об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семью». Тогда же (с 2005 года) комитет правительства Петербурга по социальной защите начал поддерживать сайт www.sirota-spb.ru, где размещены портреты и лаконичные сведения о петербургских сиротах, а также информация о возможных формах устройства детей в семьи и условиях усыновления. Власти города потратили на проект пять млн. рублей при стоимости одного видеопаспорта 20 тыс. Правда, эксперты скептически отнеслись к этой инициативе, назвав проект «кормушкой для чиновников», и сомневались в этичности подобной «рекламы» ребенка, хотя результаты оказались вполне приемлемыми.

2. Законодательные инициативы
В начале января Госдума приняла законопроект, в котором определяются виды деятельности НКО, признаваемые социально ориентированными, - это решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, социальная поддержка и защита граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Для подобных организаций предусмотрены льготы по уплате налогов и сборов, рассматривается размещение среди таких организаций государственных и муниципальных заказов.
В мае 2009 два постановления правительства РФ привели к тому, что приемная семья стала рассматриваться как одна из форм опеки, носящей «возмездный» характер, что подразумевает материальную компенсацию. Согласно документам введены такие понятия, как «временная передача детей в семьи граждан» (право «отпускать» подопечных «в гости» на выходные, праздники, каникулы сроком не более чем на один месяц) и не существовавшая ранее предварительная опека.
Указанные законы, по-нашему мнению, представляют значительный шаг вперёд в деле облегчения и поощрения деятельности как частных благотворителей, так и НКО. Кроме того они логично продолжают политику по помощи детям-сиротам, так как водят альтернативные методы опеки.

3. Благотворительность
Следует помнить, что в Петербурге детские дома достаточно хорошо материально обеспечены, благодаря администрации города и многочисленной помощи организаций, в отличие от удаленно расположенных сиротских учреждений соседней Ленинградской области, особенно интернатов, где живут дети с нарушениями в развитии.
Кроме того существует некоторые психологические аспекты «благотворительности по-русски». Согласно социологическим опросам, желая оказать благотворительную помощь, россияне предпочитают действовать без посредников. Недоверие к некоммерческим организациям является сегодня главным сдерживающим фактором развития благотворительного сектора в России. Хотя, как показывает практика, нормально функционирующие НКО обладают определенными организационными возможностями, материальными и человеческими ресурсами, что экономит время и средства компаний и людей, желающих стать благотворителями или волонтерами. Так, по данным благотворительной организации «Невский ангел», в Петербурге только за 2008 год насчитывалось более 6 тысяч общественных объединений. В каждом состояло в среднем не менее 15 волонтеров. Волонтёрство в России развивается быстрыми темпами. Этому способствует внедрение социальной рекламы, позиция самих добровольцев, опыт западных НКО, широко представленных в Петербурге.

Личное отношение россиян к благотворительности вообще может быть выражено статистически. На вопрос о причинах низкого уровня помощи детям-сиротам люди на улицах отвечали так:
29% опрошенных считает, что основная причина - низкий уровень дохода; 20% (преимущественно люди старшего поколения) называют ограничения по возрасту; 17% говорят о наличии собственных детей или желании завести их в будущем; 6% указывает на жилищные неурядицы, 5% открыто говорят о нежелании заниматься судьбой «чужих» детей. Каждый четвертый опрошенный - 23% - затруднился ответить на этот вопрос.
В Петербурге размер субсидий, выделяемых в виде грантов для общественных объединений, в 2009 сократился до 9,5 млн против 12 млн в 2008 году, а доля бюджетной поддержки снизилась с 0,12% до 0,07%. Цифры показывают, что НКО должны приложить дополнительные усилия по сбору необходимых финансовых и иных средств.
Организации обычно охотно идут навстречу пожеланиям благотворительным фондам и принимают участие в оказании помощи как в организационном, так и финансовом плане. При этом следует отметить, что в отношениях благотворитель – детский дом и/или НКО часто присутствует недопонимание, особенно в случаях, когда жертвователь хочет, чтобы все вложенные деньги пошли на детей, не желая тем самым оплачивать административные расходы, и даже работу персонала, который непосредственно оказывает услуги детям.
Психологические особенности работы с сиротами в условиях благотворительности требуют осторожного подхода по причине того, что бесконтрольная помощь приведёт к появлению у подростков «паразитических» черт характера, когда статус ребёнка может быть использован в жизни как предлог получения каких-либо необоснованных льгот и преференций, то есть эксплуатация людских слабостей. В таких случаях рекомендуют совершать адресную помощь тем, кто проявляет себя в какой-нибудь сфере. Это может быть учёба, спорт, искусство, пение, ремесло и тому подобное, то есть дар, похвала за конкретное дело, конкретные поступки.

На смену детским домам, как ожидается, придут детские дома семейного типа, чтобы дети успешно прошли социализацию. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является институт патронатных семей (европейский аналог - foster care). Патронатными воспитателями могут быть люди, которые по своему статусу никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами. Такие люди становятся по сути сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается зарплата и пособие на ребенка, они получают помощь специалистов (педагогов, врачей, психологов). Преимущество этой системы том, что ребёнок живёт в полноценной семье, а отношения приёмных родителей с государством строго разграничены.

4. Обеспечение воспитанников детских домов
В Петербурге все выпускники детских домов получают жилье. Этот пункт прописан в федеральном законе. Кроме того дети имеют право на льготы при поступлении в высшие учебные заведения, при проезде в общественном транспорте и уплате коммунальных услуг. Правда, омбудсмен Светлана Агапитова публично заявила на одном из выступлений, что воспитанники детских домов зачастую сталкиваются с бюрократизмом в процессе получения жилья. К такому же выводу пришла и Ассоциации адвокатов России. Ею был обнародован доклад, из которого следует, что право на получение бесплатного жилья вне очереди нарушается у 90% выпускников детских домов.
И это не единственная проблема. Дело в том, что так называемые «социальные сироты» (дети, чьи родители были по различным причинам лишены родительских прав) обычно прописаны в квартирах родителей. И после окончания воспитательного периода и наступления совершеннолетия они возвращаются в ту среду, из которой их в своё время забрали органы опеки. Атмосфера жизни в подобных условия не может не вызывать опасения.
Дети в детских домах обеспечиваются возможностью провести летний отдых и досуг (в том числе с помощью благотворительных фондов) в соответствующих местах и учреждениях: летние лагеря отдыха, экскурсии в музеях, выставки, пикники, концерты, спортивные соревнования, походы в кинотеатры, вечера самодеятельности, организация праздников. Городское правительство утвердило План мероприятий по улучшению материально-технической базы петербургских домов ребенка на 2008-2010 годы. Губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула, что представленная программа очень важна для города, что привело к ускорению её реализации, а именно в течение 2008-2009 годов.
План улучшения материально-технической базы домов ребенка был составлен по заявкам районных администраций. Город выделил деньги на капитальный ремонт зданий (271 млн руб.), приобретение медицинского оборудования (7,3 млн руб.), технологического оборудования для прачечных и пищеблоков, инвентаря, благоустройство территорий (73 млн руб.) и модернизацию охранной и противопожарной сигнализации домов ребенка – всего более 400 млн рублей. Предполагалось, что органы госвласти и местного самоуправления смогут оказывать НКО финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев.
Из вышеприведённых сведений мы можем заключить, что материально-техническая база детских домов г. Санкт-Петербурга соответствует необходимым требованиям. В этом им помогают власти города и благотворители в лице строительных фирм, проводящих строительные мероприятия на объектах. Как и в соседней Ленинградской области детские дома Санкт-Петербурга заполнены не полностью. При этом власти не намерены уменьшать количество учреждений. Нельзя не отметить, что подобный факт возможен благодаря финансовым возможностям города, что ни в коем случае нельзя принимать как стандарт для всей территории Российской Федерации.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits