English
Русский
Suomi
Deutsch
16.09.2014 - 30.09.2014  
Rakennusalan asiantuntija
16.09.2014 - 30.09.2014

Страхование в строительстве

Экономические санкции, введенные странами ЕС санкции против России могут коснуться рынка страхования строительного бизнеса, считает ряд опрошенных СМИ экспертов (в частности в публикациях АСН-Инфо и портала Строительство.ру). Работа с застройщиками прибыльна для страховых компаний. В большей степени это относится к жилищному строительству, в меньшей – к категории технически сложных проектов (объекты вне территории суши, тоннели, мосты, дамбы и т.п.).
Страховщик оставляет на собственном удержании только часть ответственности за риски. Оставшаяся часть на контрактных условиях передается другим страховщикам, что позволяет сбалансировать страховой портфель. Другими словами, перестрахование, также именуемое «вторичным» страхованием, – это обеспечение гарантии выплат по рискам, которые даже крупные страховые компании своими силами обеспечить не в состоянии.
Постепенно сформировался международный рынок перестраховщиков, существенную долю объема которого контролируют европейские компании. По данным отчета американского рейтингового агентства A.M. Best, в 2013 году в топ-5 мирового рейтинга первые четыре позиции удерживают игроки со Старого Света плюс американская Berkshire Hathaway на пятой позиции.
Наряду с этим, отечественные исследования в последние годы отмечают растущую зависимость российского страхового рынка от международных операторов. Интернет-портал «Страхование сегодня» приводит данные о постепенном сжатии внутреннего рынка перестрахования. Если в начале 2008 года в России действовало 30 специализированных перестраховочных компаний и 195 страховых компаний имели лицензии на перестрахование, то на начало 2014 года эти значения упали до 13 и 98 соответственно.
Сегодня часть участников рынка обеспокоены возможностью ухудшения отношений с западными перестраховщиками на фоне санкций кризиса в отношениях Россия-ЕС, хотя непосредственно этой сферы санкции напрямую не касаются. Риски отдельных компаний, попавших под санкции, могут быть успешно перестрахованы в Азии (China Reinsurance – 8 место в мировой рейтинге, а также другие компании). Однако существуют сомнения, что емкости азиатского рынка хватит в случае введения прямых секторальных санкций против российских страховщиков (об этом, впрочем, речь пока не идет). Непосредственно строительной отрасли это грозит «схлопыванием» долевого сегмента. Напомним, 1 января этого года закон обязал застройщиков жилья страховать свою гражданскую ответственность перед соинвесторами из числа будущих собственников. Велика вероятность, что застройщики на период действия санкций могут отказаться от такой схемы. Нужно также учитывать, что после отказа Правительства от обязательного страхования рисков по госконтрактам, страховым компаниям грозит дефицит ликвидности. Напомним, в июне этого года расходы на страхование бюджетных строек были исключены из смет приказом Минстроя №294/пр.

Саморегулирование в строительстве

Министерство строительства и ЖКХ подготовило проект плана мероприятий по совершенствованию законодательства в сфере саморегулирования. Такая информация появилась на сайте ведомства. Из сообщения также следует, что документ уже направлен на рассмотрение Правительства.
Ϲ сентября, выступая на V Всероссийской конференции «Саморегулирование в строительном комплексе», заместитель главы Минстроя Леонид Ставицкий не раз возвращался к теме усиления контроля за деятельностью именно строительных СРО. Едва ли не ключевой в ведомстве считают проблему недостаточности гарантий сохранности средств компенсационных фондов СРО, размещенных в банках, лицензии которых были отозваны. В этой связи, по словам Ставицкого, важно повышать контроль за информационной открытостью СРО. Последнее, вероятно, стоит понимать как усиление контроля за движением средств компфондов.
План мероприятий также предусматривает определение ответственности СРО за выдачу свидетельств о допуске к стройработам лицам, не соответствующим законным требованиям, и усиление ответственности за ведение работ после приостановки действия допуска либо в отсутствие такового. Напомним, что каждая СРО может разрабатывать требования для вступления самостоятельно, но строго в соответствии с требованиями ФЗ № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные Законодательные акты РФ». Требования СРО не могут быть мягче установленных законом, однако введение дополнительных требований юридически не ограничено. Теперь СРО обязаны раскрывать информацию обо всех правилах, требованиях и особенностях своего функционирования.
Разработка документа, вероятно, направлена на борьбу с фиктивными СРО и упорядочение отношений между профессиональным сообществом и государством. На сегодня оформились два основных пути присоединения строительной компании к СРО: напрямую либо через посредническую организацию. Первый способ предполагает самостоятельную подготовку компанией пакета документов для непосредственного предоставления в СРО. Помимо этого, процедура вступления в СРО строителей может включать в себя дополнительную выездную проверку, которая увеличит срок вступления до 25–30 дней. Таким образом, вся процедура занимает, в среднем, 7–20 календарных дней. Выдача свидетельства о допуске производится в среднем за 7 рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Существует также большое количество предложений по вступлению в СРО через посреднические организации в ограниченные сроки (от 1 часа до 2-х недель, как обычно утверждают рекламные сообщения) и за определенную комиссию. По результатам оценки множества коммерческих предложений, средняя стоимость такой услуги в Петербурге составляет от 17 до 23 тыс. руб. По сути, возникновение СРО, готовых выдать допуск за 1 день, стало следствием несовершенства законодательной базы в области саморегулирования.
Можно выделить некоторые признаки, отличающие коммерческие СРО, которые стройкомпаниям стоит учитывать при выборе такой организации. В первую очередь – численность участников СРО, хотя и она является косвенным фактором. На настоящий момент нет четкого количественного критерия для «нормальных» СРО. Однако к организациям с численностью участников более 500–600, как правило, стоит присмотреться внимательнее. Часто «коммерческое» СРО также берет на себя все согласования и оформление необходимых бумаг, не требуя полного внесения вступительного взноса. Такой взнос могут предложить вносить и в рассрочку. Деятельность «коммерческих» СРО в строительстве способствует не повышению качества услуг, а получению дохода от продажи «срочных» допусков и управления средствами взносов в компенсационные фонды. Популярной является точка зрения об их связи с административно-бюрократической системой. Для стройкомпаний вступление в такие организации оправдано низкими требованиями и простотой процедуры. Последствием такого решения может стать коллективная ответственность и покрытие ущерба, нанесенного непрофессиональным партнерами по СРО. При выборе СРО нужно учитывать, что нередкими являются случаи проверок и расформирования организаций вследствие признания недействительными их свидетельств или внезапного исчезновения руководства таких СРО вместе с компенсационным фондом. Текст упомянутого плана в публичном доступе пока отсутствует, поэтому степень будущего контроля Минстроя за саморегулированием в строительстве пока оценить сложно. Однако очищение рынка от сомнительных игроков через отраслевые союзы само по себе является одной из главных функций механизма саморегулирований. Поэтому активная работа Минстроя в данном направлении является здоровой тенденцией.


Считается, что проблема коммерческих СРО в значительной степени возникла из практики применения федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Услуги «коммерческих» СРО весьма востребованы, а действенных административных мер для их преодоления, по мнению экспертов НОСТРОЙ, нет.
Сообщается, что в плане мероприятий Минстроя предлагается расширить полномочия саморегулируемых организаций в части контроля и применения мер воздействия за срыв сроков выполнения работ в рамках государственных и муниципальных контрактов. На наш взгляд, это прямо указывает на то, что инициатива ведомства нацелена на недопущение участия в торгах сомнительных фирм. Компании-однодневки, фактически покупающие допуски к работам через сомнительные СРО, в ходе аукционов необоснованно демпингуют с целью получить подряд.
Помимо этого, Минстрой предлагает делегировать нацобъединениям СРО полномочия по ведению реестра членов организаций и свидетельств о допуске наряду с возможностью исключать из реестра недобросовестные СРО. В настоящее время этим занимается Ростехнадзор В строительном секторе роль такого регулятора, вероятно, получит НОСТРОЙ.