English
Русский
Suomi
Deutsch
16.09.2014 - 30.09.2014  
Expert in financial institutions
16.09.2014 - 30.09.2014

Банк России представил проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов», который сохраняет преемственность реализуемой денежно-кредитной политики. Новый документ отличают от двух предыдущих (на 2013 и период 2014–2015 гг. и 2014 и период 2015–2016 гг.) только детали.
Как и в предыдущие годы, основной целью ДКП регулятора на ближайшие годы провозглашается закрепление инфляции на устойчиво низком уровне. Однако изменилось обоснование – для чего эта низкая инфляция нужна. Если в прежних документах значился абстрактный «устойчивый и сбалансированный экономический рост», то в новом документе – это «повышение и сохранение на высоком уровне благосостояние российских граждан».
Как было указано в предыдущих двух документах, к 2015 году Банк России должен завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Со следующего года он вступит в действие. Если раньше Банк России ставил цели по инфляции по принципу «чем меньше, тем лучше» с учетом перспектив экономического роста, то в новом документе поставлена долгосрочная цель по инфляции, которой регулятор будет придерживаться и в дальнейшем. На основе двух факторов – структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в странах – торговых партнерах – Банк России поставил долгосрочную цель по инфляции в 4%, которой регулятор планирует достичь в 2016 году и в дальнейшем поддерживать. На 2015 год регулятор сохранил цель в 4,5%.
Если отойти от формулировок и обратиться к цифрам, то 4% в 2016 году и 4,5% в 2015 году – это те целевые ориентиры, которые Банк России закладывал и в предыдущие годы. Как и в прошлом документе, на случай действия непредвиденных факторов регулятор заложил диапазон отклонений инфляции от целевого уровня в размере ±1,5 процентного пункта. Заявленные регулятором цели по инфляции достигаются лишь при реализации разработанного им оптимистичного макроэкономического сценария. Он предполагает посте¬пенное восстановление мировой экономи¬ки, незначительное снижение цен на нефть, улучшение геополитической ситуации, снятие большей части взаимных санк¬ций в 2015 году и сохранение текущей налоговой нагрузки.
Основной механизм ДКП Банка России по-прежнему – регулирование процентных ставок. Регулярность принятия решений в области ДКП, как и в предыдущем документе, не прописана. Банк России лишь подчеркивает, что временное ускорение или замедление инфляции в расчет приниматься не будут.
Новация документа на 2015–2017 гг. – желание Банка России принимать участие в координировании с федеральными органами исполнительной власти вопросов не только тарифного регулирования и управления остатками бюджетных средств на счетах, но и налоговой политики.
Свое мнение о проекте, подготовленном Банком России, уже представили экономисты Центра развития Высшей школы экономики в «Комментарии о государстве и бизнесе». Эксперты отмечают, что регулятор не приводит никаких количественных параметров ключевых элементов ДКП и не учитывает фактор политического риска. По мнению экспертов, регулятор не дал ответа не несколько важных вопросов: какими принципами будет руководствоваться Банк России при принятии решений об изменении ключевой ставки и насколько жесткими являются его цели по инфляции, насколько политика инфляционного таргетирования может быть успешной в условиях российской экономики, что же будет делать регулятор, если экономика страны скатится в рецессию. Переход к политике инфляционного таргетирования эксперты ВШЭ называют масштабным экспериментом с неясными результатами.
Министр экономического развития, бывший первый заместитель председателя Банка России, Алексей Улюкаев считает задачу таргетирования инфляции избыточной. Рост инфляции он связывает с ослаблением курса рубля вследствие оттока капитала. Чиновник рекомендует регулятору накануне принятия важных решений проводить консультации с правительством.