English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2014 - 15.05.2014  
Liikennealan asiantuntija
01.05.2014 - 15.05.2014

В начале июня пресса писала о том, что депутаты отозвали законопроект об ограничении сроков эксплуатации гражданских воздушных судов, который был внесен после трагедии в Казани в ноябре прошлого года. Изначально депутаты хотели запретить перевозку пассажиров на самолетах старше 20 лет. Потом нововведение отменили, сославшись на то, что практика эксплуатации самолетов свидетельствует о том, что безопасность полетов находится в прямой зависимости от квалификации летного состава, соблюдения регламентов технического обслуживания и поддержания летной годности воздушного суда, а не от его возраста.

Справочно(airfleets.net):
Катастрофа Boeing 737 в Казани — тяжёлое авиационное происшествие (авиакатастрофа), произошедшее 17 ноября 2013 года в Международном аэропорту «Казань» с пассажирским самолётом Boeing 737-500 (б/н VQ-BBN) российской авиакомпании «Татарстан», выполнявшим рейс № U9-363 «Москва (Домодедово) — Казань (МАК)». Пассажирский самолёт Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», следовавший рейсом из московского аэропорта Домодедово, примерно в 19 часов 26 минут по московскому времени потерпел крушение при заходе на посадку в Казани. На борту находилось 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа), все они погибли.
По данным Aviation Safety Network, это вторая катастрофа самолёта данного типа на территории России после крушения Боинга в Перми в 2008 году, и четвёртая за всё время эксплуатации Boeing 737-500 в мире.
Самолёт Boeing-737-500, бортовой номер VQ-BBN, первый полёт совершил 18 июня 1990 года. На момент катастрофы находился в эксплуатации 23 года и 4 месяца. Самолёт принадлежал международной лизинговой компании «AWAS» и находился в операционном лизинге у авиакомпании «Татарстан» с 18 декабря 2008 года.


Эксперты считают, что данная новость свидетельствует не о частных проблемах в авиационной отрасли, а о глобальных недостатках исполнения и планирования государственного бюджета, в котором некоторые программы были сокращены на 1,4 трлн. руб. (примерно 2%). В число таких программ попали также «Развитие авиационной промышленности» - на 494 млрд. руб.(- 41%), «Развитие транспортной системы» - на 200 млрд. руб.(-1,6%) и «Развитие судостроения» - 33 млрд. руб. (- 11%). Однако пока новый вариант этого документа не был опубликован.
В данном случае показательно, что сокращения коснулись авиационной промышленности. Этот факт напрямую связан с отказом депутатов о введении моратория на срок службы самолетов.
Эксперты утверждают, что предположении о том, что старая авиатехника такая же надежная, как и новая, не соответствует действительности. Одним из основных показателем безопасности полетов является так называемый коэффициент SAFА - всемирно признанный показатель, введенный EASA (Европейским агентством авиационной безопасности) в качестве основного критерия оценки безопасности воздушных судов, выполняющих полеты в аэропорты Евросоюза. Многим российским авиакомпаниям не всегда удается достичь хороших показателей SAFA. И опять это связано с возрастом воздушного парка.
Конечно, Боинг 737 – очень популярный пассажирский самолет. По информации Википедии «Boeing 737 эксплуатируется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1200 самолётов, и каждые 5 секунд в мире взлетает и садится один 737». Тем не менее, даже самое надежное транспортное средство стареет и постепенно выходит из строя. В России летает множество судов, не соответствующих международным нормам безопасности пассажирских перевозок.
Как сказал в интервью один из ведущих специалистов в области гражданской авиации Александр Янович Книвель: «с 14 ноября 2013 года вся деятельность гражданской авиации и почти все гражданское авиастроение в России выходят за рамки международно-правового поля. Авиационное сообщество уже давно требует разработать в России новую Госпрограмму по безопасности полетов, соответствующую требованиям ИКАО. Но чиновники, ответственные за ее разработку и реализацию, стойко держат оборону от надоевших им авиаторов. Стоит ли удивляться тому, что во всем мире один инцидент приходится в среднем на 500 тысяч пассажирских авиарейсов, а в России и СНГ - на 275 тысяч.»
Достаточно тревожная статистика. Кажется довольно странным, что депутаты, отклонившие поправки к закону, не учли подобную статистику и мнение независимых экспертов.
Ранее предполагалось, что вначале парк «Добролета» будет состоять только из новых Boeing 737-800 NG. Но все эти самолеты придут только осенью, а без них Росавиация отказывалась выдавать лоукостеру сертификат эксплуатанта.

Справка:
Год назад совет директоров авиакомпании «Аэрофлот» принял решение о создании 100-процентной дочерней компании — низкобюджетного перевозчика «Добролет». Базовый продукт лоукостера будет максимально отличаться от предложения «Аэрофлота», сообщает компания: «экономичность бизнес-модели, в том числе, отказ от ряда удобств, которые многие пассажиры считают несущественными, сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными перевозчиками в размере 20-40% и даже ценовую конкуренцию с железнодорожным транспортом».
стоимость авиабилета, не включающего провоз багажа, выбор места и другие услуги, начинается от 979 рублей в одну сторону (1959 туда и обратно), но число таких мест ограничено. В среднем путешествие в одном направлении обойдется в сумму около 3500 рублей; также дополнительно взимается 2%-ный сбор за оплату банковской картой.
«Добролет» вначале будет осуществлять полеты в Санкт-Петербург, Самару, Архангельск, Казань, Пермь и Екатеринбург, но дата ввода новой маршрутной сетки и уровень тарифов пока не сообщаются.
Сейчас в парке авиаперевозчика – несколько новых Boeing 737-800 Next-Generation и появился один Sukhoi Super Jet 100 (SSJ-100), который ранее эксплуатировался в ОАО «Аэрофлот».


Наличие арендованного SSJ-100 позволит «Добролету» уложиться в минимальные требования Росавиации и получить возможность с июня выполнять хотя бы чартерные рейсы. Ранее предполагалось, что вначале парк «Добролета» будет состоять только из новых Boeing 737-800 NG. Согласно бизнес-плану лоукостера, для компании заказаны восемь новых Boeing 737-800 NG. По графику поставки первые два самолета поступят до конца мая, еще два — в августе, оставшиеся четыре — до конца осени.
В материалах к совету директоров отмечалось, что самолет с серийным номером 95041 передается в парк лоукостера на правах субаренды. Сейчас этот SSJ-100 находится в аэропорту «Шереметьево» и проходит ремонт после срыва капотов одного из двигателей, случившегося в середине февраля.
Перевод одного SSJ-100 в парк «Добролета» состоялся в преддверии завершения процедуры сертификации лоукостера в Росавиации. Представитель Росавиации сообщил изданию, что процедура сертификации перевозчика еще продолжается. Наличие арендованного SSJ-100 позволит «Добролету» уложиться в минимальные требования Росавиации и получить возможность с июня выполнять хотя бы чартерные рейсы.

Компания ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) представила финансовый отчет по РСБУ за 2013 год. По данным компании чистый убыток в 2013 году вырос в 2,2 раза по сравнению с показателем 2012 году и составил 9 млрд 985 млн 939 тыс. руб. Выручка ЗАО «ГСС» увеличилась в 2,1 раза и достигла 20 млрд 038 млн 700 тыс. руб. Валовый убыток в 2013г. составил 539 млн 074 тыс. руб. (снижение в 3,7 раза), убыток от продаж - 2 млрд 099 млн 149 тыс. руб. (снижение на 36,5%), убыток до налогообложения - 12 млрд 192 млн 458 тыс. руб. (рост в 2,1 раза).
Ниже на графике показаны динамика выручки и чистого убытка компании за последние три года


Источник: данные компании

Анализ графика показывает, что чистый убыток компании за последние году продолжает увеличиваться. Особенно за последние два года. Представители ГСС объясняют увеличение убытков тем, что первые заказчики самолетов SSJ 100 приобретали технику со значительными скидками. Также на снижении показателя отразились дополнительные затраты на модернизацию и доработку производства.
Производитель регионального самолета Sukhoi Superjet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» (входит в ОАК) в феврале 2014 года пересмотрела бизнес-план проекта, следует из финансовой отчетности ОАК за 2013 год по стандартам МСФО.
Объем продаж самолета изменился незначительно: в 2014 году планируется продать 44 самолета (по более ранней версии бизнес-плана - 40), объем производства в 2016 году уменьшился до 62 самолетов (максимальный план ранее - 70 самолетов). По данным ИТАР-ТАСС, «ожидается, что рыночный спрос на SSJ-100 останется прежним», а «программа достигнет стадии зрелости в 2022 году. «Начиная с 2016 года, компания ожидает снижение скидок к цене продажи и после 2018 года предполагает поставку самолетов по цене продажи без значительных скидок. В случае если скидки к цене продажи останутся на прежнем уровне, убыток от обесценения составит 28,141 млрд рублей».
«Для оптимизации финансового состояния ГСС в настоящий момент реализуется ряд мер как силами самой компании, так и с участием государства. В частности, проводится анализ возможных сценариев реструктуризации долга в части как прямого финансирования, направленного на повышение текущей ликвидности и увеличение собственного капитала, так и поддержки финансирования продаж воздушных судов компании», — пишут СМИ. Сейчас проводится обсуждение и анализ возможных вариантов развития программы SSJ 100 с профильными министерствами — Минэкономразвития России, Минфином России, Минпромторгом России.

Справка:
ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»(ГСС) - компания по производству семейства региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Акционерами ГСС являются: ОАО «Компания «Сухой» (входит в ОАК) - 75% минус 1 акция, World's Wing SA (структура итальянской Alenia Aeronautica, входит в концерн Finmeccanica)- 25%