English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2013 - 15.02.2013  
Tietoliikenteen asiantuntija
01.02.2013 - 15.02.2013




Падение метеорита проверило аварийный роуминг на практике


Ϸ февраля 2013 года сетям связи города Челябинска пришлось выдержать нагрузку на 30% превышающую новогоднюю.
В результате падения метеорита над территорией Челябинской области были разрушены здания, пострадали школы, больницы, многие люди были ранены осколками выбитых окон. Повреждения получили 7320 социальных объектов и жилых домов. Все службы – пожарные, медики, МЧС и полиция – были приведены в полную готовность. Во всех районах города были открыты «горячие линии» для пострадавших горожан.

Сразу после взрыва в верхних слоях атмосферы метеорита (9:30 по местному времени) трафик сетей всех «мобильных» операторов резко увеличился. Люди стали звонить родственникам и знакомым. Наибольший пик нагрузки пришелся на период с 10.15 до 10.30 утра. На такую нагрузку сети не рассчитаны. По информации местной прессы, жители могли отправлять SMS, а дозванивались через раз – было много отказов в установлении соединения.Как написал в редакцию «Уралинформбюро» ученик челябинской школы, после напугавшего всех взрыва дети не могли дозвониться своим родителям.

Перебои проявлялись повсеместно, даже в отдаленных районах области. Как сообщил «URA.Ru» житель Чебаркуля, находящегося в 80 км от Челябинска, сразу после вспышки пропала сотовая связь. «Дозваниваемся через раз, причем простенькие телефоны работают, смартфоны - нет. Иногда можно передать лишь SMS. Проводные линии связи вроде бы исправны», — рассказал местный житель.

Проблемы с дозвоном до родных и близких возникли и у владельцев обычных телефонов. Технический директор местного филиала «Ростелеком» прокомментировал это так: «Сбои в работе стационарной телефонной связи не происходили, но при этом нагрузка возросла более чем в пять раз». Также он добавил, что «нагрузка на сотовую связь увеличилась критично. Наши сети были не готовы к такой нагрузке. По словам представителей сотовой связи, жители могли отправлять SMS, но почти все попытки звонков были неудачными. Уже к 13.00 нагрузка на сети была выше новогодней на 30%, к 16.00 она немного спала до максимального «новогоднего» уровня. К 18.00 нагрузка на сети полностью стабилизировалась». Аварий на сетях, по словам технического директора оператора, не происходило.
По информации СМИ, в сетях проводной связи и широкополосного доступа в Интернет никаких сбоев не обнаружено. Сбоев в работе ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» зафиксировано не было.

Сразу после катастрофы местное информационное агенство «Уралинформбюро» сообщило, что нормально работают только сети связи оператора «ВымпелКом». Абоненты других операторов испытывают сложности, пытаясь дозвониться по сотовому телефону. Тем не менее, оператор отметил колоссальную нагрузку на сети. Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева рассказала, что нагрузка была в 20 раз выше, чем в обычный день, и в три раза выше, чем в Новый год. «Пик нагрузки пришелся на 9.00—9.30 по местному времени, но сотовая связь функционировала стабильно», — подчеркнула г-жа Айбашева.

В местном филиале ОАО «Мобильные ТелеСистемы» опровергли информацию о том, что после метеоритного дождя в столице Южного Урала работала только сеть компании «Билайн». «Оборудование МТС на Урале не пострадало из-за падения. В ночные и утренние часы резко, в 8-10 раз, выросла нагрузка на сеть из-за большого количества одномоментных звонков», — рассказали «Уралинформбюро» в компании.
Tele2 выпустил пресс-релиз, в котором подтвердил значительное увеличение нагрузки на сеть в первые два часа после происшествия. Однако в компании смогли обеспечить бесперебойное функционирование сети в период пиковых нагрузок.

У ОАО «МегаФон» из-за повреждения волоконно-оптической сети не работали 65 базовых станций — это 12,9% GSM и 180 базовых станций (36,6%) UMTS. Причина сбоя сотового сигнала - повреждение оптической линии связи в самом Челябинске. Авария на сети компании «МегаФона» была устранена к 14:35.

В 10:30 для абонентов «МегаФона» другими «мобильными» операторами был включен аварийный межсетевой роуминг. Абоненты «МегаФона», оставшиеся без связи, смогли воспользоваться услугами других операторов. Стоимость звонков для клиентов «МегаФона» в итоге не изменилась, но для самой компании услуга была платной.
После устранения аварии в 15:35 остальные операторы выключили аварийный роуминг. К 15-16 часам ситуация с услугами связи в Челябинской области нормализовалась.

Эта услуга аварийного роуминга была предоставлена компании в рамках соглашения, заключенного осенью прошлого года по инициативе Роскомнадзора операторами «большой тройки», «Ростелекомом» и Tele2. Они договорились включать межсетевой роуминг при аварийных ситуациях: абонентов оператора, сеть которого по не зависящим от него причинам вышла из строя, переводят на сети других операторов по «домашним» расценкам.
По закону аварийный роуминг включают, если сотовая связь не работает более 6 часов в зоне действия более чем 30% базовых станций субъекта РФ или административного центра. Процедура аварийного межсетевого роуминга позволяет с помощью базовых станций других операторов перекрыть зоны охвата «родного» оператора.

Данная система была активирована в реальных условиях впервые. «По результатам тестирования аварийного роуминга можно сделать заключение об эффективности и целесообразности применения такого инструмента межоператорского взаимодействия для бесперебойного обеспечения населения услугами связи в любых условиях», - сделали вывод после вмешательства «челябинского» метеорита в Роскомнадзоре.

Нужно отметить, что не было никакого оповещения местных жителей о причинах аварии из официальных источников. Как сообщил Уральский региональный центр МЧС, население было оповещено о метеоритном дожде с помощью SMS-рассылки и системы ОКСИОН. Однако очевидцы утверждают, что не получали никаких SMS с информацией о метеоритном дожде.
По словам официального представителя министерства России Ирины Россиус, никакого SMS-оповещения о падении метеорита не было, информирование населения началось уже после случившегося. МЧС сообщила, что уволит сотрудника, сообщившего об SMS-оповещении жителей Челябинской области о прошедшем над регионом метеоритном дожде.

Роскомнадзор по итогам ЧП на Урале пришел к выводу об эффективности и целесообразности применения межоператорского роуминга для обеспечения населения услугами связи в чрезвычайных ситуациях, сообщило ведомство.