English
Русский
Suomi
Deutsch
16.09.2010 - 30.09.2011  

16.09.2010 - 30.09.2011

Законодательное регулирование отрасли

Еще 10 июня 2004 года Госдума одобрила проект закона о введении местного налога на недвижимость. С учетом разрабатываемых уточнений этот документ может вступить в силу уже в новом году. Введение нового налога существенно увеличит налоговое бремя владельцев квартир и домов. Введение налога на недвижимость предусмотрено концепцией долгосрочного социально-экономического развития России. В отличие настоящего налога на имущество физических лиц, новый налог будет уплачиваться не с инвентаризационной, а с рыночной стоимости квартир и иных объектов недвижимости. Принятый семь лет назад законопроект делегировал право муниципалитетам определять ставки и прочие особенности его уплаты. На федеральном уровне установлены лишь границы – от 0,1 до 1 процента от оценочной стоимости объекта Кроме того, в законе прописана система «скидок», например, при налогообложении оценочная стоимость должна уменьшаться на 20 процентов. Не будет облагаться налогом и социальная норма жилья – не меньше 5 кв. метров на человека, оцениваемых исходя из средней стоимости квартир в районе. Законопроект предусматривает проведение массовой оценки на основе методики правительства России. Переоценку собственности планируется проводить раз в пять лет. В ходе доработки в законе будет также уточнен порядок определения налоговой базы, а также применяемых при исчислении налога эффективной ставки и льгот. По оценкам экспертов, введение нового налога может также многократно увеличить бремя содержания частной собственности, в том числе приватизированных квартир.

Инвестиционные проекты

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ оставила без удовлетворения жалобу властей Санкт-Петербурга, которые пытались оспорить отмену постановления об утверждении проекта планировки территории Ново-Адмиралтейского острова. ВС РФ, таким образом, оставил без изменения решение Петербургского горсуда, который поддержал иск градозащитников, выступивших против нарушения Генплана Петербурга. В жалобе в суд первой инстанции, указывалось на расхождения в информации о предстоящем размещении Ново-адмиралтейского моста. Генплан предполагал строительство моста в створе 22-23-й линий Васильевского острова, а городские власти своим решением решили разместить его в створе 17-18-й линий. Мост должен будет соединить Васильевский остров с материковой частью города, однако, по мнению депутатов ЗАКСа и жителей Адмиралтейского района города, строительство может ухудшить качество жизни тех, кто проживает в окрестностях, но при этом не решит ни одной из существующих городских проблем. Кроме того, представители инициативной группы напомнили, что Санкт-Петербург является историческим поселением и любые планируемые застройки должны согласовываться с федеральным законодательством. В данном случае подобных согласований не проводилось. Прокуратура, как в петербургском суде, так и в кассационной инстанции поддержала позицию противников строительства объекта. По некоторым данным, компания-подрядчик ЗАО «Пилон» в настоящее время через арбитражный суд пытается взыскать аванс на проведение работ. Удовлетворение этого иска обяжет городское правительство выплатить солидную неустойку за счет бюджетных средств. Кроме того, без проекта планировки после переезда верфи на территории Ново-Адмиралтейского острова нельзя будет развернуть запланированное строительство. Новый мост через Неву должен был появиться в Петербурге до 31 августа 2013 года. Начальная максимальная стоимость строительства – 5,1 млрд. руб. Заказчик работ - СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства», генеральный проектировщик - ЗАО «Институт «Стройпроект». Отмена планировки острова ставит под угрозу выполнение подписанного в июне на Петербургском экономическом форуме соглашение между Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и Смольным о выводе с Ново-Адмиралтейского острова принадлежащих ОСК «Адмиралтейских верфей». ОСК обязалась освободить территорию площадью 14 га, которую власти планировали выставить на аукцион для продажи инвестору для создания жилых, коммерческих и социальных объектов. Вопреки протестам общественности, зимой правительство города утвердило проект моста и заключила госконтракт на 3,92 млрд руб. с генподрядчиком - ЗАО «Пилон». За два дня до отмены планировки острова в первой судебной инстанции правительство Санкт-Петербурга приняло постановление об изъятии участка площадью 2,8 га у верфей «в целях проектирования и строительства Ново-Адмиралтейского моста и ввиду отсутствия иных вариантов размещения указанного объекта». При этом каких-либо официальных документов, доказывающих отсутствие альтернативных вариантов, принято не было. Помимо этого, у Минтранса существуют сомнения относительно безопасности навигации в случае размещения моста в запланированном месте, отказываясь согласовывать проект без проведения натурных экспериментов в акватории Невы. Смольный, не дожидаясь экспертных заключений по данному вопросу, заключил с ОСК контракт и уплатил по нему первый транш в 560 млн. руб. Депутат Алексей Ковалев заявил, что уже готовится новый иск по вопросу растраты озвученной бюджетной суммы. Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева, в свою очередь, сообщила, что комитет намерен оспорить решение ВС в порядке надзора. Это будет сделано в течение двух недель. В СМИ отмечается, что подобное решение Верховного суда стало первым после прецедентного решения по «Охта-центру». Вероятно, уход Валентины Матвиенко в Совет Федерации ослабил политическое давление на суд, а новый губернатор не стал поддерживать непопулярный проект. Иными словами, решение во многом определила сложившаяся конъюнктура переходного периода.

Дорожное строительство

По итогам недавнего заседания Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ, есть основания полагать, что дорожное строительство в стране ожидает серьёзный подъём. В ближайшие 10 лет финансирование отрасли вырастет почти в два раза. Будет увеличено финансирование строительства федеральных, региональных и сельских дорог, внедрению новых стандартов безопасности. Эти пункты предусмотрены ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)». К окончанию десятилетия строительство дорог по сравнению с 2007 годом увеличится в 3,2 раза – до 8 тысяч километров в год. К 2015 году протяжённость автомобильных дорог общего пользования увеличится с 854 тысяч километров до 1059 тысяч, а к 2020 году – до 1169 тысяч. По прогнозам экспертов, это приведёт к увеличению объёма экспорта транспортных услуг. Вместе с тем, российское правительство не будет разрешать строительство платных автомобильных дорог там, где отсутствуют бесплатные альтернативные трассы. Это заявление министра транспорта Игоря Левитина стало ответом на озвученное ранее мнение первого вице-премьера Игоря Шувалова о возможности отмены нормы закона, запрещающей строительство платных дорог при отсутствии бесплатной альтернативы.

Градозащитные инициативы

Фонд имущества Петербурга все наиболее привлекательные для инвесторов городские объекты будет продавать в следующем году. Исключение составит гостиница «Астория». Повторный аукцион по сниженной цене (1,5 млрд вместо 2,2 млрд) назначен на 19 октября. Торги по Уткиной даче, дому Кочубея и Конюшенному двору в Пушкине, а также особняку на наб. канала Грибоедова,13, в этом году не состоятся. Важно отметить, что, по словам главы Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрея Степаненко, одна из причин кроется в усталости инвесторов от борьбы с градозащитниками, «которые на предвыборной волне готовы похоронить любой проект». Среди прочих причин: непростая ситуация, которую усугубляют предвыборная неразбериха и сложности с получением кредитов в банках. Некоторые инвесторы берут паузу, другие уходят из города в поисках меньших ограничений. Некоторые эксперты и участники рынка отмечают, что в последние годы образовалась большая группа людей, которая делает на градозащитной деятельности деньги и пиар.