English
Русский
Suomi
Deutsch
16.09.2011 - 30.09.2011  
Tietoliikenteen asiantuntija
16.09.2011 - 30.09.2011



«Ростелеком» мыслит масштабно



Несколько лет назад Правительство России поставило перед страной амбициозная цель – ворваться в двадцатку стран-лидеров к 2015 г. Для реализации этой задачи была принята «Стратегия развития информационного общества в РФ». Она определила основные направления развития информационного общества в России на период до 2015 г., задала ориентиры и контрольные значения. Например, к 2010 г. должна быть реализована Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=40). В 2009 году по предложению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева «Ростелеком» был утвержден единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства. Программа состоит из многих частей, связанных между собой потоками электронных данных. Каждый гражданин России должен был получить виртуального двойника, данные которого хранились бы в электронных архивах и могли быть использованы незамедлительно по соответствующему запросу. В медицине – это программа «Электронное здравоохранение», в образовании - «Электронное образование». Для связи между чиновниками и гражданами задумана программа «Электронное правительство». Идея хорошая и современная. Но ее реализация оказалась совершенно неудовлетворительной. О проблемах с итогами работы программы «Электронная Россия» неоднократно заявляли президент Д.Медведев и премьер В.Путин, представители отраслевых компаний и правительственные чиновники различных уровней.

Что же страна получила в итоге работы «Электронного правительства»?

Завершен проект Европейского союза по поддержке «электронного правительства» России
Проект опирался на опыт реализации идеи «электронного правительства» в европейских странах и длился 27 месяцев. Он осуществлялся при поддержке МЭР и Минкомсвязи. Проект затронул около 25 тысяч человек, в основном государственных служащих со всей территории Российской Федерации. Благодаря созданным в рамках проекта электронным обучающим курсам, дистанционное обучение прошли около 3 тысяч государственных служащих в 53 российских регионах. В шести регионах были разработаны и внедрены девять услуг «электронного правительства», включая, к примеру, услугу электронной регистрации детей в дошкольных учреждениях, электронной записи к врачам или удаленного отслеживания этапов прохождения через различные инстанции документа, поданного гражданином в орган власти.

В конце 2009 года запущен единый портал государственных услуг
Портал позволяет гражданам через Интернет воспользоваться услугами не только федерального, но и регионального и даже муниципального уровня. Запущена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), началась выдача гражданам электронных цифровых подписей. С момента открытия портала госуслуг на нем было зафиксировано более 100 млн обращений. На сегодня зарегистрированными пользователями портала являются почти миллион человек, на нем предоставляется около ста государственных услуг.

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая
В полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценкам специалистов, за эти годы практически не изменилась.

В рейтинге стран по развитию ИКТ Россия находится в конце первой сотни
По итогам рейтинга Международного Союза Электросвязи (МСЭ) за 2010 год Россия находится в конце первой сотни – так же, как и по итогам 2008 года, Этот рейтинг отражает развитость информационно-коммуникационных технологий в стране и вычисляется на основе 11 параметров. Ключевыми критериями выступают доступность ИКТ, масштаб и умение их использования населением стран.

«Электронное правительство» не сумело завоевать популярность
Идее «электронного правительства» в России не хватает популяризации как среди граждан страны, так и среди самих чиновников. Так считает руководитель проекта Европейского союза по поддержке «электронного правительства» России Жан-Жак Кудела. По данным организаторов проекта, зачастую ни граждане, ни чиновники не имеют четкого представления о том, что может дать им этот проект. Другая сложность, отмеченная участниками проекта, состоит в том, что «чиновники в России не только не имеют достаточных компетенций для внедрения и использования электронных методов взаимодействия, но и нередко обладают завышенной самооценкой в этом отношении».

Менее половины граждан России имеют доступ в Интернет
Развитие и существование «Электронного правительства» предполагает доступ всех граждан к интернету, а также наличие определенных навыков для работы с ним. С реализацией данного условия в стране также неблагополучно. По данным Фонда общественного мнения только половина граждан России имеют Интернет-доступ. Данные приводятся на конец сентября 2011 года. Среднероссийский показатель проникновения интернета — 48%, среди них 17% граждан пользовались мобильным интернетом. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение интернета — 67-68%, в Тыве – 29%, в Мордовии – 34%. В 20 регионах РФ до 50% жителей пользуются сетью — это 30% населения РФ и 33% аудитории веба. Российская молодёжь до 24 лет — наиболее активная аудитория мобильного интернета, причём в небольших населённых пунктах это основная технология подключения к сети. По данным других агентств, положение еще хуже. По результатам исследования «РИА-Аналитика», средний уровень проникновения интернета в России составляет 37,9%. Регионов, где больше 50% населения пользуются интернетом, в стране насчитывается всего восемь. По данным агентства iKS-Consulting, уровень проникновения ШПД в России на конец третьего квартала 2011 года составляет 38,7%. Анализируя цифровые данные, нельзя упускать из виду и человеческий фактор. Надо учитывать, что большая часть потенциальных клиентов «Электронного правительства» - люди пожилого возраста. Например, каждый четвертый житель Петербурга - пенсионер, а значит, и вовсе не является компьютерным пользователем.

Счетная палата России признала результаты работы «Электронного правительства» неудовлетворительными
В марте 2011 года Счетная палата (СП) России выявила неэффективное расходование госсредств в сфере внедрения информационных технологий на 1,4 млрд руб. Всего же на налаживание и улучшение информационной системы федеральных органов за период с 2005 года по I квартал 2010 года, по данным СП, власти потратили около 180 млрд руб. Судя по оценкам аудиторов, больших успехов это не принесло. Борис Резник, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, считает, что виновных искать никто не будет и никто не понесет ответственности: «Если вдруг любой россиянин обратится в суд (а как налогоплательщик он имеет на это право) с претензией об этих растратах (ведь страну, по сути, обманули на 180 млрд руб.), суд наверняка поймет чиновников – ведь они провели «беспрецедентное» по масштабу мероприятие, правда не совсем удачно. А в министерствах дело спустят вниз по вертикали, какому-нибудь посыльному объявят выговор, и суд удовлетворится», – сказал депутат. Кроме того, Счетная палата признала, что «разработка и внедрение типовых программных решений для органов госвласти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер», а «закупка и внедрение программного обеспечения для госнужд производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными».

В работе «Электронного правительства» найдена уголовная составляющая
В конце августа 2011 года Генпркуратура РФ заявила, что управленцы «Ростелекома» и Минкомсвязи украли около 300 млн руб. бюджетных средств, выделенных на федеральную целевую программу «Электронная Россия». Прокуратура предлагает следователям МВД решить вопрос о возбуждении уголовного дела по статье УК «Мошенничество в особо крупном размере» (http://genproc.gov.ru/news/news-73035/). Подозрение у Генпрокуратуры вызвали госконтракты стоимостью более 2 млрд руб., заключенные Минкомсвязи с «Ростелекомом». Почти 15% этих средств, по мнению прокуратуры, было расхищено «путем обмана или злоупотребления доверием». Наиболее масштабное, по мнению прокуратуры, хищение — почти на 270 млн руб. — произошло в результате завышения стоимости программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком», «путем создания схем из многочисленных фирм-посредников». «За приобретенное оборудование Минкомсвязи заплатило 653 млн руб. при его фактической стоимости 383 млн руб.», — говорится в сообщении Генпрокуратуры. Также прокуроры установили, что «один из основных поставщиков оборудования» совершал «сомнительные операции, связанные с перечислением денежных средств в сумме 150 млн руб. на счета офшорной компании». Кроме того, Генпрокуратура выявила наличие конфликта интересов у людей, работавших в «Ростелекоме» и в неназванной коммерческой структуре, закупавшей оборудование по программе «Электронная Россия». Также Минкомсвязи России перечислило 10 млн руб. ОАО «Ростелеком» за выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически обществом не выполнялись. Отчет об их выполнении «полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи России в рамках осуществления возложенных на него функций». Уточнить имена подозреваемых представитель Генпрокуратуры отказался. Проверка Генпрокуратуры проведена за 2010 г. «Ростелеком» категорически не согласен с выводами Генпрокуратуры, говорит его представитель Олег Румянцев. По каждой из претензий «Ростелеком» дал сотрудникам прокуратуры объяснения и показал документы. Правда, многие из этих целей достигнуты лишь номинально. Компания распространила в прессе заявление, которое размещено и на официальном сайте (http://www.svyazinvest.ru/press/news/news21482.htm).

Провал «Электронной Москвы»
Практически одновременно с заявлением Генпрокуратуры относительно хищений в «Ростелекоме» Московская Контрольно-счетная палата (КСП) опубликовала результаты своей проверки работ по столичной информатизации за последние годы. Отчет КСП охватывает деятельность по внедрению ИТ в Москве в 2008-2010 г.г. и в начале 2011 г. Результатом исполнения программы стал ее полный провал. Согласно материалам проверки, прямые финансовые нарушения при информатизации Москвы с 2008 г. составили почти 283 млн руб. При этом КСП отмечает, что «неэффективное использование бюджетных средств» за этот срок достигло 4,7 млрд руб. В частности, закупленные оборудование и вычислительная техника на сумму 452,5 млн руб. не используются более 5 лет. Кроме того, аудиторы отмечают ряд нарушений Закона о госзакупках при проведении конкурсов по «Электронной Москве».

Программа сменила имя, но не исполнителей
Скандальные итоги деятельности исполнителей и руководителей программы «Электронная Россия» должны были привести к какой-то реакции со стороны регулирующих органов. На смену «Электронной России» в начале 2011 г. пришла новая программа «Информационное общество». Президиум правительства уже одобрил ее проект на 2011–2020 годы. На реализацию решено привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных бюджетов.

Но исполнители программ остались те же. Изменилось только название. По сути же процесс идет дальше. Деньги из бюджета исправно выделяются. В конце сентября был принят новый проект бюджета на следующие годы. Согласно ему, в 2012 году из федерального бюджета планируется выделить 9 млрд рублей на реализацию ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, 2,665 млрд рублей - на программу «Информационное общество (2011-2020 годы), 953 млн рублей - на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства. Согласно проекту бюджета-2012, в следующем году планируется затратить 1,99 млрд рублей на обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи. Будут потрачены немалые суммы также из региональных и городских бюджетов. Например, администрация Санкт-Петербурга планирует потратить на создание электронного правительства около десяти миллиардов рублей.

Вопреки всему, «Электронная Россия» продолжает жить и развиваться
Ее единственный исполнитель – компания «Ростелеком» - каждый месяц рапортует о планах по созданию «Электронного правительства» в различных регионах России. Только в августе-сентябре объявлено о заключении договоров на создание «Электронного правительства» в Кемеровской, Пензенской, Оренбургской областях, Карачаево-Черкессии, Хабаровском крае, Бурятии, Иркутске…

Представители Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассказывают, что все в порядке. «Надеемся, что граждане начнут в полной мере получать услуги от государства, а не ходить к нему на поклон», - заявил глава Минкомсвязи России Игорь Щёголев, выступая в рамках «правительственного часа» на заседании Государственной Думы 7 сентября. «За полтора года работы 150 миллионов обращений к единому порталу государственных и муниципальных услуг, - отметил министр. - Мы считаем, что это очень и очень неплохо». «Успехи компании налицо и успехи продвижения электронного правительства – тоже», - заключил министр.

Скандальные итоги работы по программе «Электронная Россия» не помешали «Ростелекому» браться за решение все новых и новых задач федерального масштаба. Только за последнее время можно отметить несколько инициатив в данном направлении.

«Роселеком» обеспечит связью всю Россию
Компания «Ростелеком» объявила проект модернизации сельской связи, которая должна будет завершиться к 15-му году. Жителям удаленных регионов предложили заменить проводные телефоны на специальные терминалы, работающие на базе беспроводной связи стандарта CDMA. Для этого оператор планирует оборудовать села вышками CDMA-450 используя ресурс приобретенного оператора «Скай Линк». В результате около 4,5 млн домохозяйств должны будут получить возможность пользоваться услугами интернета и соответственно, государственными электронными услугами. Всего на модернизацию телефонных сетей в сельской местности нужно около 8 млрд руб. «Ростелеком» надеется, что часть этих средств будет выделена из госбюджета.

«Ростелеком» создаст национальную «облачную» платформу
В соответствии с распоряжением правительства России «Ростелеком» является единственным исполнителем мероприятий Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» в части создания и национальной «облачной» платформы. В связи с этим, Microsoft и «Ростелеком» подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в области построения инновационной открытой платформы для оказания «облачных» сервисов в России. Кроме обеспечения деятельности «Электронного правительства», на базе национальной «облачной» платформы «Ростелеком» создаст инфраструктуру для функционирования национальной системы экстренного вызова службы «112».

«Ростелеком» стал исполнителем федерального проекта создания систем спутниковой связи
В конце сентября Правительство России назначило 100% «дочку» «Ростелекома» — «РТКомм.ру» — единым исполнителем проекта «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи». Задача состоит в том, чтобы любой гражданин в любой точке страны смог выйти через спутник в Интернет. Проект предусматривает запуск четырёх спутников. Их количество и конфигурация полностью отвечают поставленной задаче — закрыть всю территорию страны для ликвидации цифрового неравенства. Развернутая спутниковая система обеспечит 100% покрытие малонаселенных или труднодоступных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Финансирование за счет госбюджета: 1,1 млрд. руб. до конца года и 2 млрд. руб. в следующем году.