English
Русский
Suomi
Deutsch
16.04.2011 - 30.04.2011  
Energiatalouden asiantuntija
16.04.2011 - 30.04.2011

В ряде регионов России наблюдается нехватка бензина, часть АЗС прекращает обслуживать автомобилистов. Дефицит на топливных рынках привлек пристальное внимание властей, которые озаботились - как заинтересовать производителей реализовать продукцию внутри страны, а не отправлять на экспорт. Одной из мер Правительства РФ, направленных на стабилизацию ситуации, стало увеличение экспортной пошлины на автобензин с 1 мая 2011 года на 44% по сравнению со ставкой, действующей в апреле. При этом ФАС инициировала проверку нефтекомпаний в более чем двадцати регионах страны. Также Минэнерго РФ договорилось с крупными поставщиками временно отказаться от экспорта бензина, чтобы наполнить топливом внутренний российский рынок, при этом компаниям разрешается на 5% повысить цены. Еще одна из мер по стабилизации рынка, предложенная премьер-министром В. Путиным - возможная отсрочка перехода на нормы «Евро-3».
Причиной того, что нефтяникам стало выгоднее экспортировать топливо, стало понижение цен на внутреннем рынке. Увеличение экспорта и одновременно удержание компаниями топлива в ожидании повышения цен и стало причинами топливного кризиса. Нефтекомпании же заявляют, что не сокращали поставки бензина на российский рынок, а виновны в создании дефицита независимые автозаправочные сети.
Впрочем, введенный властями запрет на экспорт бензина не запрещает экспортировать сырую нефть – что, вероятно, могло бы стать более эффективным в сложившейся ситуации. По-разному на события в России отреагировали соседи. Так, в Украине не опасаются наступления топливного дефицита - несмотря на то, что страна во многом зависит от российского экспорта, она позаботилась о запасе светлых нефтепродуктов. А вот Таджикистан увидел в новых российских ставках по экспортным пошлинам экономическое давление с целью получения преференций по каким-либо проблемным вопросам.

В утвержденных Правительством майских ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты есть изменения, касающиеся непосредственно нескольких российских нефтекомпаний. Так, льгота больше не распространяется на три крупнейших и наиболее освоенных восточносибирских месторождения - Ванкорское («Роснефть»), Верхнечонское («ТНК-ВР») и Талаканское («Сургутнефтегаз»). Хотя в марте с.г. президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов попросил В.Путина продлить действие льготной пошлины на экспорт нефти с Ванкора, его просьба, видимо, осталась без внимания. Но возможно, что решение об отмене льгот для Ванкорского месторождения носит временный характер, пока цены на нефть держатся на высоком уровне. В самой компании ожидают, что обсуждение объема льгот, необходимого для эффективного освоения Восточной Сибири, возобновится, если цены на нефть опустятся ниже $85 за баррель.

В целях усиления экономической эффективности Штокмановского проекта объединены инвестиционные решения по трубопроводному газу и СПГ, единое решение будет принято в декабре этого года. Ранее они были разделены, и по трубопроводному газу инвестрешения планировалось принять в марте, а по сжиженному - в декабре. В сентябре-октябре финансовые консультанты оператора Штокмановского проекта должны подготовить предложения по схеме его финансирования, которая на данный момент не определена.

Запуск трубопроводов ВСТО-2 и Пурпе-Самотлор может быть смещен по времени. К срыву запланированных сроков ввода в эксплуатацию объектов этих трубопроводов может привести необходимость замены некачественной запорной арматуры, поставленной венгерской компанией «DKG East» (брак составляет более 60% от объема проверенных изделий), которая к тому же нарушила сроки поставок. «Транснефть» выставила «DKG East» претензии на 360 млн рублей и производитель признал вину в поставке некачественного оборудования. Возможный срыв запланированных сроков ввода в эксплуатацию объектов трубопроводов, вероятно, вызовет дополнительные иски в адрес венгерской компании. Впрочем, вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил, что его компанию не остановят проблемы с некачественным оборудованием. По его словам, вторая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» будет введена с опережением графика - до конца 2012 года, а сроки строительства нефтепроводов БТС-2 и Пурпе-Самотлор также смещаться не будут.

«ЛУКОЙЛ» планирует в мае начать тендеры по отбору подрядчиков для разработки месторождения им. Филановского, одного из крупнейших в России месторождения углеводородов на Каспии. Подрядчики станут известны к сентябрю. Для компании этот проект один из приоритетных, его богатейшие ресурсы обещают большие прибыли. В ближайшие 4 года в него планируется инвестировать 100 миллиардов рублей. «ЛУКОЙЛ» уже «потренировался» в морской добыче на запущенном год назад месторождении им. Корчагина и теперь реализация нового проекта будет во многих аспектах вестись увереннее. Кроме выгоды для самой компании этот проект даст мощный толчок для развития различных отраслей региона. В частности, судостроительные заводы Астраханской области надеются победить в тендерах и полностью обеспечить себя работой на годы вперед. Как любой масштабный проект, месторождение им. Филановского обеспечит регион рабочими местами, причем квалифицированными, для чего на месте создается учебный центр, который будет готовить персонал для работы на морских нефтегазовых объектах.

АФК «Система» (основной акционер «Башнефти») и «НК «ЛУКОЙЛ» подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в освоении нефтяных месторождений им. Требса и Титова в НАО. В то же время между самой «Башнефтью» и «ЛУКОЙЛом» было подписано соглашение о создании совместного предприятия по освоению этих месторождений. СП, в котором «ЛУКОЙЛу» будет принадлежать 25,1%, будет выкупать фонд скважин, расположенных на месторождениях и принадлежащих сейчас «ЛУКОЙЛу». На сегодняшний день завершена оценка стоимости активов, эта информация не разглашается, однако известно, что ранее «ЛУКОЙЛ» оценивал фонд скважин в 3,5-4 млрд руб. «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» подписали Соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Частная и государственная нефтекомпании будут взаимодействовать по нескольким направлениям, среди которых освоение шельфа и разработка Наульского месторождения. Ранее, в апреле, компании подписали соглашение по совместной транспортировке газа с Ванкорского месторождения (осваивает «Роснефть») и месторождений Большехетской впадины («ЛУКОЙЛ»). Партнерство этих крупнейших отечественных компаний позволит им минимизировать затраты в реализации проектов и формировании инфраструктуры в регионах их деятельности. Не исключается, что впоследствии к ним могут присоединиться на коммерческой основе и другие участники. К тому же «ЛУКОЙЛ» на сегодняшний день является самой опытной отечественной компанией в деле освоения морских месторождений, а сам имеет право работать только на Каспии. «Роснефть» же имеет доступ к другим шельфовым ресурсам. Также «ЛУКОЙЛ» станет подстраховкой для «Роснефти» - если её партнерство с Chevron в реализации проекта «Вал Шатского» не состоится, то «ЛУКОЙЛ», вероятно, станет заменой американской компании.