English
Русский
Suomi
Deutsch
16.04.2011 - 30.04.2011  
Liikennealan asiantuntija
16.04.2011 - 30.04.2011

Городские пассажирские перевозки

Санкт-Петербург стал городом без рекламы на транспорте

Власти Санкт-Петербурга отменили торги по размещению рекламы в период с 2011 по 2015 год на автобусах, троллейбусах и трамваях. Председатель комитета по транспорту администрации города С. Попов заявил, что средства, получаемые перевозчиками от размещения рекламы, незначительны по сравнению с тем, сколько жалоб поступает от населения. Жители Санкт-Петербурга недовольны не только внешним видом рекламы, но, также, смысловым содержанием рекламных баннеров, которыми, обклеен транспорт. По словам чиновника, власти Петербурга хотят создать единый образ городского наземного транспорта, который должен стать еще одной фирменной отличительной и узнаваемой чертой Петербурга.
Транспортный комитет предполагает разработать единый брендовый стиль для городского пассажирского транспорта и как следствие – пресечь размещение на нем рекламы. Согласно единому фирменному стилю внешний облик подвижного состава будет выполняться в соответствии с определенной единой цветовой концепцией. Причем для подвижного состава предполагается выработать обязательную цветовую гамму, к которой компании-перевозчики в рамках собственного фирменного стиля смогут добавлять свои незначительные дополнения. В течение месяца (за это время истечет последний договор с «Первой Медиа Компанией») город выберет определенный вариант внешнего вида подвижного состава ГУПов. Единый внешний вид, по замыслу комитета по транспорту, должен распространяться и на коммерческих перевозчиков, поэтому с частными операторами перевозок будут проводиться переговоры относительно создания единого подхода к размещению рекламы. Это может быть не так просто, поскольку реклама приносит перевозчикам значительную часть прибыли, а регламент размещения рекламы на автобусах был согласован с комитетом по транспорту ранее. Кроме того, все требования к перевозчикам зафиксированы в договорах, которые действуют в ближайшие 5 лет.
Бюджет Санкт-Петербурга в 2010 году получил 120 миллионов рублей за счет размещения рекламы на автотранспорте. Эта сумма составляет, примерно, 3 процента от всех рекламных доходов города. Москва, используя транспорт, как рекламную площадку, зарабатывает ежегодно, около 180 миллионов рублей (1 процент от всех рекламных доходов).
В связи с принятым транспортным комитетом решением, были отменены торги, по итогам которых, должен был определиться исполнитель рекламных проектов на 2011 – 2015 годы. От участия в конкурсе отказались «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс».
Петербургские ГУПы «Пассажиравтотранс» (владеет более 1,5 тыс. автобусов) и «Горэлектротранс» (более 1,4 тыс. троллейбусов и трамваев) объявили открытые конкурсы по выбору на ближайшие 5 лет подрядчиков по размещению рекламы на своем подвижном составе в начале февраля. Минимальная стоимость контракта с каждым из ГУПов была определена в 14 млн. руб. в год. До сих пор рекламу на транспорте в Петербурге размещала «Первая Медиа Компания» (ПМК), но в последние годы она переуступила это право группе Gallery, второму по величине оператору наружной рекламы в России, а та в свою очередь - агентству «Нью-Тон». Эти три компании (ПМК, и Gallery, и «Нью-Тон») подали свои заявки на участие в новых конкурсах. Участвовало в конкурсах также агентство «062-Реклама», эксклюзивный продавец рекламы на 4,2 тыс. коммерческих автобусах петербургских транспортных компаний «Третий парк» и «Питеравто».
Объявить победителей конкурса ГУПы должны были во второй половине апреля. Но 20 апреля «Горэлектротранс» заявил об отказе от проведения конкурса. Подобное решение принял и «Пассажиравтотранс».
По мнению экспертов, отказ от размещения рекламы на транспорте - несколько преждевременный шаг, который может привести к переделу рекламного рынка. В противовес намерениям комитета по транспорту в европейских городах реклама на транспорте уже составляет более 50% всей наружной рекламы. Это наименее раздражающий вид рекламы, не вмешивающийся в городской пейзаж.
Многие игроки рынка недоумевают, почему комитет по транспорту объявил о своем решении буквально за день до объявления результатов конкурса на размещению рекламы на транспорте. Контракты должны были быть заключены до 2015 года, при этом минимальная стоимость контракта была определена каждым из городских ГУПов в 14 миллионов рублей в год. Неожиданный отказ городской администрации от стабильного источника дохода вызывает много вопросов.
Рекламный рынок опасается, что на подобный шаг пойдут и московские власти. По истечении последнего контракта с группой Gallery (второй по величине оператор наружной рекламы в России) в декабре 2010 года реклама на общественном транспорте Москвы не размещается. На 5 мая назначен аукцион «Мосгортранса» по выбору рекламного подрядчика, минимальная сумма 5-летнего контракта с предприятием составляет 422,22 миллиона рублей.

Высокоскоростные железнодорожные перевозки

Презентация проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом

26 апреля в Петербургском государственном университете путей сообщения генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) Д. Муратов представил проект новой дороги.
Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург, который начали готовить еще двадцать лет назад, снова оказался в центре внимания. Отчеты ОАО «РЖД» за прошлый год показали высокую эффективность высокоскоростных перевозок между Санкт-Петербургом и Москвой, поэтому причина возвращения к идее о строительстве отдельной высокоскоростной магистрали понятна. На этот раз железнодорожники пообещали найти все необходимые средства и политическую волю и построить давно ожидаемую трассу уже к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в разных городах России в 2018 году.
Основная магистраль, которая должна связать две столицы, будет представлять собой совершенно новую железнодорожную ветку, идущую отдельно и параллельно существующей Октябрьской железной дороге (ОЖД). При этом вокзальный комплекс останется прежним. Для Петербурга местом отправления новых составов будет Московский вокзал, для Москвы – площадь трех вокзалов.
Длина трассы – 660 км, время в пути – 2,5 часа, скорость – до 400 км в час. Планируется, что магистраль пройдет в обход Валдая. Окончательный маршрут новой железной дороги пока не утвержден, однако планируется, что поезда на новой скоростной ветке будут курсировать раз в полчаса.
Стоимость строительства 1 км магистрали составит 20-26 млн. евро – сумма будет зависеть от рельефа и других факторов, общая стоимость строительства ВСЖМ-1 - порядка 500-700 млрд. руб. 70% проекта профинансирует государство, 30% — частные инвесторы. С учетом стоимости новых скоростных составов, выбирать поставщиков которых собираются при помощи отдельного тендера, предполагаемая стоимость проекта составит порядка полутора триллионов рублей.
По прогнозам оператора проекта, пассажиропоток магистрали составит 8-12 млн. человек в год. Стоимость проезда – в пределах 100 долларов, при такой цене поездка продолжительностью в 2,5 часа составит жесткую конкуренцию самолету.
Строить планируется в рамках частно-государственного партнерства и на основе так называемого Контракта жизненного цикла. Эта новая для России, но успевшая зарекомендовать себя в Европе форма предполагает, что выбранный по единому конкурсу подрядчик обеспечит и проектирование, и строительство, и финансирование, и содержание в течение 30 лет объектов инфраструктуры дороги, а заказчик в лице государства обязуется оплатить услуги, оказываемые по контракту периодическими платежами в течение всего срока.
В декабре 2011 года планируется объявление международного тендера на строительство дороги. Далее в течение года участники будут проводить соответствующие изыскательские работы, а в первой половине 2013 года должен быть заключен контракт с победителем. Непосредственно на строительство отводится четыре года. Начало эксплуатации магистрали планируется на 2018 год.
К сожалению, признался на презентации Д. Муратов, в России сейчас просто нет организаций, которые имеют опыт по строительству высокоскоростных магистралей и способны одновременно отвечать и за проектирование, и за строительство, и за эксплуатацию. Поэтому в конкурсе-тендере будут участвовать исключительно иностранные компании. Ожидается, что это будут консорциумы из пяти стран: Франции, Германии, Испании, Южной Кореи и Китая.
Стоимость проезда по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Петербург составит около 100 долларов. Прогноз стоимости билета привязан к ценам на «Сапсаны», но более точно тарифы будут определены после тендера по выбору концессионера. Проезд в вагонах экономкласса «Сапсана» стоит 1838-3516 руб., или $66-126 по текущему курсу (зависит от дня недели и времени отправления). Самолет Москва-Санкт-Петербург в одну сторону обойдется примерно в 2700-2800 руб. Для сравнения: билет в обе стороны на поезде TGV Lyria между Парижем и Цюрихом стоит примерно 110 евро, между Парижем и Лондоном — около 90 евро.
На окупаемость проекта при объявленной стоимости билета уйдет не менее 100 лет. По словам Д. Муратова, есть два вида эффекта от строительства магистрали: бюджетный и социально-экономический. В части бюджетного эффекта в течение 30 лет расчетного срока эксплуатации дорога заработает порядка 300 млрд. рублей, а для ее строительства нужно будет потратить как минимум в 2–2,5 раза больше денег. При этом в совокупности различных факторов эффекта от экономии выбросов углекислого газа, влияния на жизнь людей и т.д. суммарный социально-экономический эффект составит больше 1,5 триллионов.
Эксперты считают, что высокоскоростному железнодорожному движению вполне по силам составить конкуренцию авиаперевозчикам. При этом заявленные 100 долл. за билет - это вполне конкурентная цена, особенно если учесть, что временные затраты будут просто не сопоставимы по сравнению с авиаперелетом, где пассажиру нужно заранее приехать за город для прохождения утомительных предполетных процедур или задержаться из-за плохой погоды. Взамен эксперты ожидают развития малой бизнес-авиация, где перелеты осуществляются только по необходимости клиента.
Одна из главных головных болей разработчиков новой дороги – решение вопросов по резервированию и выкупу земли под трассу. Сейчас основные работы по резервированию земель уже завершены. Земля будет полностью выкуплена к моменту заключения договора с исполнителем.
Другая большая работа – это гармонизация евростандартов по строительству дороги. В России и колея шире, и климат не тот.
ВСЖМ между Москвой и Петербургом - не единственный проект ОАО «Скоростные магистрали». К 2018 году в России появится скоростное сообщение между Москвой и Екатеринбургом (ВСЖМ-2), маршрут пройдет через Нижний Новгород. Время в пути составит около 6,5 часов. В это же время откроется ВСЖМ-3 - скоростная железная дорога между Самарой и Казанью. Время в пути займет не более 2 часов.